Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду (познание) по теме «История куклы»

в подготовительной группе

Цель:

1. Знакомство с историей куклы.

2. Выполнить обереговую куклу на основе традиционной технологии.

Задачи:

  • Прививать интерес к русской культуре, как виду народного творчества.
  • Развивать интерес к русской кукле, как виду народного творчества.
  • Развивать навыки работы с различными материалами.
  • Формировать интерес детей к миру традиционной русской культуре. Воспитывать интерес к истории своего народа.

Оборудование: Презентация «История куклы», кубанская кукла, на каждого ребёнка лист бумаги формата А4, нитки, салфетка, белая ткань 20Х20, цветная ткань 15Х15, 10Х6Х6, ножницы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением кукол, загадывание загадок.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Оргмомент. Вводное слово педагога.

Загадка о кукле:

Платье носит,

Есть не просит.

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.

II. Рассказ педагога об истории куклы.

Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы : куклы – обереги , игровые и обрядовые . (Приложение №1)

Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног , а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.

Самая распространённая детская игровая кукла – «стригушка» делалась она из стриженой травы. Когда женщина работала в поле, она брала с собой ребёнка, и чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. (Приложение №1)

Куклы-обереги изготавливались без ниток и иголок. Люди им поклонялись, просили о помощи. С их помощью избавлялись от болезней. У этих кукол не было лица. В старину люди считали, что у куклы не должно быть лица, иначе оно принесёт горе и болезни. У каждого младенца в колыбельке была кукла охраняющая его. (Приложение №1)

«Сонница-бессонница

Не играй моим дитяткой,

А играй этой куколкой» - приговаривала мать.

Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.

- Какую русскую народную сказку вы помните, в которой кукла помогала девушке? («Василиса Прекрасная», русская народная сказка.)

На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками , была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки. (Приложение №2)

Со временем люди научились делать куклы из соломы, дерева, ткани, глины. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, цветёт румянцем. С появлением «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. (Приложение №1)

Физкультминутка.

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

III. Изготовление куклы-закрутки.

- Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку.

Этапы работы:

1. Берём лист бумаги и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.

2. Берём кусочек синтепона и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.

3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.

4. Оттягиваем угол ткани в стороны, фиксируем ниткой угол. Это – «руки» .

5. Берём любую цветную ткань, складываем пополам и стягиваем нитку, положенную внутрь на пояс. Это получилась «юбка» .

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – вверх, четыре – вниз.

Теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

IV. Итог занятия.

- Рассмотрите все поделки.

- Вспомните этапы работы.

- Что вы узнали о истории куклы?

- Как называется кубанская кукла?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшей группы

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшей группы В наши дни мы часто слышим о том, что мир находится...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный…

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный лес» в средней группе Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного...

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла»

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла» Цель: обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и игр на свежем...

Читайте также

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир»

Конспект НОД в средней группе «Семья и окружающий мир» Образовательные области: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Обучающие: - Выявлять знания детей о живой...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»