Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе
Тема: «Наши младшие друзья»
Цель: 1. Уточнить представление детей о классификации животных (звери, зимующие птицы).
2. 3.К.Ф. - четко и правильно произносить слова, фразы.
Словарь: подбирать определения к заданному слову; закрепить в речи слова с противоположным значением (антонимы).
грамматика: ориентировка на звучание нового слова, пользоваться в речи сложно - подчиненными предложениями.
Связная речь: воспитывать навыки связной речи.
3. Способствовать снятию психологической инерции, вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.
4. Развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию.
5. Продолжать формировать бережное отношение к природе и стремление совершать добрые поступки.
Оборудование:
1. Изображение паровоза с двумя вагонами.
2. Предметные картинки: звери (медведь, белка, заяц, еж), зимние птицы (снегирь, воробей, дятел, синица).
3. Части тела всех выше указанных существ (голова, туловища, хвост, лапки и т. д.).
4. Конверты с карточками №1 и №2 простые карандаши.
5. Изображение деревьев; колосок , зернышки, корочка хлеба.
6. Значки станций - 3 штуки: конверт с открытками, животных, плакат.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие и знакомство с гостями.
- Какие хорошие слова можно сказать о зиме? (снежная, морозная, красивая, вьюжная, белая, холодная и т. д.).
2. Сегодня, мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Вспомним, как животные - младшие друзья, жили зимой в лесу.
- Вот и транспорт готов.
- Как он называется? (Паровоз)
- Что у него есть? (Вагоны)
- Вместе с нами будут путешествовать необычные пассажиры. Вы хотите узнать, кто они?
- Тогда внимательно слушайте мои загадки:
1. Зимой спит, летом улье ворошит? (медведь)
2. Лесной колобок - колючий бок. Кто это? (Ёж)
3. В дупле живет, да орешки грызет? (белка)
4. Летом серый, а зимой белый. (заяц)
- Эти загадки о каких животных? (о диких животных).
- Назовите, что общего у всех диких животных? (живут в лесу, 4 лапы, тело покрыто шерстью, зубастая мордочка, детенышей кормят молоком).
- А сейчас, отгадайте следующие мои загадки:
1. Озорной мальчишка в сером ярмячишке по двору шныряет, крошки собирает. (воробей)
2. Во время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (дятел)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... (снегири)
4. "Угадай, что это за птичка,
Желтый животик
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
- О каких птицах я загадывала загадки? (зимующих птицах)
- Что общего у всех птиц? (клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями)
- Пожалуйста, раскладите диких животных в 1 вагон, а зимующих птиц - во 2 вагон. (дети вставляют свои картинки в окна вагончиков).
3. Спасибо всем от наших младших друзей, они удобно расселись в вагонах.
Кто же поведет паровоз? (Машинист)
- Согласна, только необычный, фантастический.
- Предлагаю из 1 вагона:
Чье туловище взять? (медведя)
Чей хвостик возьмешь? (белочки)
- Предлагаю из второго вагона: Чью голову возьмешь? (синицы)
Чьи лапы возьмешь? (дятла)
- Что получилось? (соеденю все части в одно целое).
- Назовем этого фантастического зверя
сине медо дятел бел
- Повторите, все вместе!
- А теперь с хлопками (2 раза)
4. Наш фантастический машинист занимает место в паровозе (дети садятся на стульчики)
- Чтобы всем было веселее ехать споем песенку "Голубой вагон".
5. Остановка "Засыпайко".
- Здесь выходят пассажиры, которые зимой впадают в спячку. (медведь и еж)
- Расскажите, куда пойдет спать медведь? И до какого времени года он будет спать? (в берлогу, под корни поваленного дерева, до весны)
Ребенок читает:
Я берлогу - дыру
Разыщу себе в нору,
Буду спать, зимовать
Буду лапу сосать.
- А где и до какого времени спит еж? (среди корней пня. под кустарником в ямке)
Ребенок читает:
Под березкой на пригорке
Серый еж устроил норку,
А (потом) под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
- Почему никто не выходит из вагона? (зимующие птицы не боятся мороза, зимой они могут есть зерно, хлебные крошки. мерзлую воду, семена)
Физминутка "Ты да я ... мы - друзья!"
- Встали парами лицом друг к другу.
- Крепко пожмите друг другу правую руку.
- Подмигните друг другу левым глазом.
- Положите левую руку на правое плечо друга и похлопайте дружески.
- Поднимите 2 руки над головой, ладошки вместе. (дети возвращаются на стульчики)
5. Путешествие продолжается (сидя на стульчиках дети топают медленно - быстро - медленно ногами "пое - ха - ли")
- Остановка "Помогай кино".
- Ребята, расскажите, как надо помогать лесным жителям зимой? (кормушки, лесник)
- Показываю карточку с зайцем №1.
- Это зайчик. Ему холодно и голодно зимой.
- Чем они питаются зимой? (поедают сено в стогах, грызут в огородах капустные кочерыжки, гложет кору деревьев, веточки осин и берез)
Ребенок читает:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
- Раздаю карточки детям. Помогите зайчику добежать до леса по кружкам. (нарисовать)
- Теперь посмотрите на эту карточку №2
- Это голодная белочка. Как спасти ее от беды? (семечки, орешки насыпать в кормушку).
Ребенок читает:
Сыроежки я сушу
И орешки лапкой рву -
Все запасы в кладовой
Пригодятся мне зимой.
- Нарисуйте в отдельных клеточках шишку и семечки.
- А кому еще люди должны помогать зимой? (птицам, в кормушки сыпать зерно, семечки, ягоды и т. д.)
- Мы сейчас спросим, как живется воробушку зимой?
Инсценировка: стих "Воробей"
- Здорово ли живешь, Воробей?
- Чуть жив, пастушок, чуть жив.
- Сладко ли спал - почивал Воробей?
- Чуть жив, доярушка, чуть жив.
- Что, Воробей, не весел, чего нос повесил?
- Чуть жив, птичница, чуть жив.
Пастушок ему корочку
Доярочка ему зернышки
Птичница ему колосок.
- Сыт - жив, люди добрые, сыт - жив!
6. Наш паровоз отправляется еще дальше в лес. (дети садятся на стульчики и хлопают медленно - быстро - медленно).
- Машинист синемедодятел останавливает паровоз на последней станции "Понимай кино".
- Наше путешествие по зимнему лесу заканчивается и я хочу у вас спросить.
- Чему модно научиться человеку у белочки? (трудолюбивая, делает запасы, дружит со всеми).
- А у птиц? (летать, хорошие строители, трудолюбивые).
- Вспомните, кто остался в лесу? (медведь, еж)
- Вспомните, ребята, кто из пассажиров доехал до конечной остановки "Понимайко". (белочка, зайчик, зимующие птицы).
- Давайте поиграем с ними "Подбери правильное словечко".
1. Белка серенькая, а заяц .... (беленький)
2. Белка смелая, а заяц ... (трусливый)
3. У белки хвостик длинный, а у зайца ... (короткий)
4. У воробья лапки тоненькие. а у дятла ... (толстые)
Показываю предметные картинки, говорю начало предложения, а дети заканчивают).
- Молодцы! Наши лесные друзья оставили нам на память о себе - плакат, что все мы друг другу нужны.
- А чтобы мы об этом помнили всегда они прислали свои портреты!
Читайте также |
---|
Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net”
Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net” Образовательный ресурс wordwell.net предназначен для создания и использования различных интерактивных заданий. На...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...
Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»
Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»