«Край, в котором ты живешь»

Цель: «Продолжать знакомить детей с родным краем»

Программные задачи:

Образовательная:

  • Систематизировать и расширять знания детей о крае, в котором они живут.
  • Обогащать знания о растительном и животном мире родного края.
  • Познакомить с жизнью коренных народов севера – ханты.

Развивающая:

  • Развивать мышление детей, познавательную активность, используя элементы развивающего обучения
  • Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом

Воспитательная:

  • Воспитывать в детях чувство гордости за свой край, любовь и уважение к людям, живущим в родном городе,

Словарная работа:

Обогащение словаря: Югра, ханты, стойбище, малица, чум, кисы.

Активизация словаря: береза, осина, рябина, ель, сосна, волк, лиса, заяц, медведь, белка, щука, окунь, брусника, черника, клюква, голубика.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Сынок оленье ушко» Ю.Шесталовой.

Чтение рассказов «Буровичок Югорка» О.Лебедевой, «Окся - труженица» В.Челинцовой

Рассматривание иллюстрации о городе.

Материал:

Иллюстрации о городе Сургуте; «нефть» (подкрашенная вода) в пробирках; плоскостные муляжи: деревьев, рыб, животных, ягод нашего края; макет «Хантейское стойбище».

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети садятся на стульчики. На доске иллюстрации с изображением видов города Сургута

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о нашем крае, в котором мы живем, о нашем общем доме.

Читает стихотворение «Наш дом» Горьковой Л.Г.

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря-

Все называется - Земля!

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации о городе.

Воспитатель: Ребята, как называется наш город?

Дети: Наш город называется Сургут.

Воспитатель: Сургут – большой и красивый город. В нем много школ, домов, магазинов, детских садов, памятников. Расположен он на севере нашей страны. В городе живут люди разных профессий: врачи, учителя, нефтяники, строители. Врачи нас лечат, учителя учат детей, строители строят дома, в городе много улиц. Ребята, как называется улица, на которой вы живете?

Дети: Я живу на улице Ленина.

Воспитатель: Еще в нашем городе живут и работают нефтяники, которые добывают нефть и газ.

Воспитатель демонстрирует «нефть» в пробирке

Воспитатель: Из нефти делают пластмассу, топливо для машин, и многое другое. Газ используют для обогрева помещения и в быту для приготовления пищи. Добыча нефти – это тяжелый труд.

Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту и рассмотреть карту Югры

Воспитатель: Наш край богат животным и растительным миром, в реке Обь водится много рыбы.

Воспитатель: Какие деревья растут на территории нашего края?

Дети: В нашем крае растут: ель, сосна, кедр, рябина, осина, береза.

Воспитатель: Назовите диких животных нашего края?

Дети: В лесах нашего края водятся: заяц, белка, волк, лиса, медведь, еж.

Воспитатель убирает карту Югры.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы составим карту Югры, расположив на ней животных и растения нашего края.

Воспитатель располагает на мольберте карту, на которой изображена река.

Воспитатель: Ребята, чего нет на карте?

Дети: На карте нет растений и животных.

Воспитатель: Я приготовила муляжи деревьев и животных, их нужно расположить на карте. Приступайте к работе.

 1

Проблемная ситуация.

Кроме животных и деревьев нашего края воспитатель предлагает животных и растения жарких стран (жираф, слон, пальма, кактус)

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Это жираф (слон)

Воспитатель: Эти животные водятся в нашем крае?

Дети: Эти животные в нашем крае не живут. Жираф и слон живут в Африке, там, где тепло. А наш край северный, холодный. Эти животные погибнут у нас.

Воспитатель: Молодцы ребята. Эти животные живут в Африке, где всегда тепло.

Дети с воспитателем рассматривают получившуюся в результате работы карту Югры, называя животных и растения нашего края.

2

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Окся. Она приглашает нас к себе в гости на стойбище. Оно расположено далеко. Нам нужно переплыть через реку Обь.

3

Дети садятся в лодку. Воспитатель обращает внимание детей на плавающих в реке рыб.

Воспитатель: Ребята, какие рыбы водятся в реке Обь?

Дети: В реке водятся щука, окунь, карп.

Воспитатель: Вот мы переплыли через реку Обь. Сейчас пойдем по тропинке через лес. Как легко дышится в лесу! Воздух чистый. Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох.

Сообщение нового:

Воспитатель: Ребята, вот стойбище, где живет Окся. Подойдем ближе. Это дом народов ханты, он называется чум. Сделан он из оленьих шкур.

Чтение стихотворения «Чум».

На шалаш чум похож,

Только ростом выше,

Не беда – если дождь,

Не промокнет крыша.

Он стоит за бугром

Дверь, полы и стены,

Сделаны не топором,

А из шкур оленьих.

Воспитатель: Народ ханты трудолюбивый. Мужчины занимаются охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Женщины шьют одежду, украшая ее ленточками. Посмотрите какая красивая одежда у Окси. Шубка Окси называется малица. А обувь, расшитая бисером, называется кисы.

Чтение стихотворения «Малица».

Папа малицу принес,

Посмотрите, нате!

Не боюсь тебя мороз!

Руки, уши, лоб и нос,

В малицу я спрятал.

Вот какая малица,

Всем ребятам нравится.

Дети рассматривают украшения, сделанные из бисера.

Воспитатель: Окся предлагает нам поиграть в игру «Собери ягоды».

Воспитатель раздает корзинки, дети вместе с Оксей собирают ягоды проговаривая их названия.

Дети: А в лесу растет черника,

           голубика и брусника,

           чтобы ягодку сорвать,

           надо глубже приседать.

           Нагулялся я в лесу,

           Корзинку с ягодой несу.

Воспитатель: Назовите ягоды собранные в лесу.

Дети: Я собрал, чернику, голубику, бруснику.

Окся: Ребята, я приготовила вам угощенье, ягоды собранные в нашем лесу, и морс, сваренный из брусники и черники. А еще волшебный клубочек, он поможет вам найти дорогу в детский сад.

«Ну, клубочек, покатись, в детский сад возвратись!»

Дети благодарят Оксю за подарки, идут в детский сад за клубочком.

Итог:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового. Как называется наш край?

Дети: Наш край называется Югра

Воспитатель: Как называют коренных жителей нашего края?

Дети: Коренных жителей нашего края называют ханты

Воспитатель: Как называется дом, в котором живут ханты?

Дети: Дом, в котором живут ханты, называется чум

Воспитатель: Как называется одежда народов ханты?

Дети: Одежда народов ханты называется – малица

Воспитатель: Как называется обувь народов ханты?

Дети: Обувь народов ханты называется – кисы

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо работали. Занятие окончено.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Дидактическая экологическая игра «Божья коровка»

Дидактическая экологическая игра «Божья коровка» Данная игра для детей младшего дошкольного возраста 3-х лет, по мере усложнения задачи подходит для детей старшего дошкольного...

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...