Конспект открытого интегрированного занятия «Весёлый музыкант»
Образовательная область: Музыка
Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация
Группа: подготовительная к школе
Цель: Побуждать к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развивать психические процессы.
Задачи:
- Обогащать представления детей о видах музыкальных инструментов, знакомство с песней «Весёлый музыкант», определение её музыкальной формы;
- Закреплять навыки ориентировки в пространстве по схеме; развивать умение применять навыки порядкового счёта в пределах 20 в жизненной ситуации; при помощи математических единиц (геометрических фигур) учить выявлять последовательность и соотношение компонентов песенной формы; развивать умение вычленять первый звук в слове и соотносить его с символом (буквой);
- Расширять и активизировать словарь, закреплять умение составлять предложения по предметной картинке;
Оборудование: билеты с числами от 1 до 20, знак «больше-меньше»; настольная ширма, столик, детские ударные инструменты (барабан, ложки, треугольник, металлофон, ксилофон, кастаньеты, тарелки), разрезные картинки с изображением трубы, флейты, саксофона наборное полотно, плоскостные геометрические фигуры по 5 штук.: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник; карточки и инициалами мальчиков, карточки-схемы расположения в зале; чудесный мешочек, бубен, доска и маркер.
Репертуар: «Неаполитанский танец» П.И.Чайковского, «Весёлый музыкант» сл.Т.Волгиной, муз. А.Д.Филиппенко, «Здравствуй, мой дружок» Л.Абелян, «Не зевай» сл.и муз. И.Меньших.
Ход занятия
Звучит «Неаполитанский танец» П.И.Чайковского. Дети свободно входят в зал, подходят к музыкальному руководителю.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня вас встречает прекрасная музыка, и, называя слова, обозначающие характер и настроение этой музыки вы получите билеты, по которым сможете занять место в нашем зале.
Дети называют слова, получают билет с номером места (1-й десяток -1-й ряд, 2-й десяток – 2ряд: как в концертном зале), усаживаются на стульчики. Музыкальный руководитель проверяет, помогает детям рассаживаться.
- Вы назвали много слов, обозначающих характер прослушанной музыки. Её написал русский композитор П.И.Чайковский. Называется произведение «Неаполитанский танец». Он написал эту музыку, путешествуя по Италии. В этом произведении композитор очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов. Предлагаю послушать еще раз и определить – играет один инструмент или несколько?
Повторное прослушивание. Дети определяют, что звучит несколько инструментов – оркестр.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с группами музыкальных инструментов. Но сначала угадаем по звучанию одну знакомую вам группу инструментов.
За ширмой музыкальный руководитель играет на ударных инструментах: ложки, металлофон, ксилофон, треугольник, барабан, кастаньеты, тарелки. Дети отгадывают.
- Молодцы. Что их объединяет? Как одним словом называется эта группа инструментов? (Ударные).
- А теперь загадки про другую группу инструментов:
У инструмента голос звонкий, четыре струнки тонких,
По ним смычок гуляет и звуки извлекает. (Скрипка)
Инструмент – как большая скрипка. Звук густой, как баритон.
Музыкант играет сидя. Как, друзья, зовётся он? (Виолончель)
Братишка у скрипки огромного роста
Вам вспомнится имя его очень просто.
Он басом поёт, а ещё любит джаз,
Ну, вспомнили? Брата зовут…(Контрабас)
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем... (Гитарой)
Инструмент стоит горой, и струн ужасно много.
Чтобы мелодию сыграть, все струны надо перебрать. (Арфа)
На нём играли в старину
Клали на колени,
Перебирали струны
И былины пели. (Гусли)
- Эта группа инструментов называется….. (Струнные)
- А как называют музыканта, который играет на:
- Балалайке (балалаечник)
- Скрипке (скрипач)
- Арфе (арфист)
- Виолончели (виолончелист)
- Гуслях (гусляр)
- Ребята, мне нужна ваша помощь. Я приготовила для вас картинки с изображением музыкальных инструментов другой группы, но они перепутались. Поможете их собрать? Для начала я прошу вас построиться в шеренгу. Картинок у меня три (кладёт их на пол в разных местах зала), поэтому рассчитайтесь на 1,2,3. Первые номера собирают эту картинку (показывает), вторые – эту, третьи – вот эту. Нужно картинку собрать, назвать, что получилось и составить предложение.
Дети работают в подгруппах, собирают разрезную картинку, называют, что получилось, составляют предложения.
Подводится итог.
- Как называют человека, который играет на музыкальном инструменте? (музыкант)
- Я хочу познакомить вас с песней, которая называется «Весёлый музыкант». Послушайте внимательно, и скажите на каких инструментах он играет, к какой группе они относятся.
Слушание песни «Весёлый музыкант» А Филиппенко . (Ответы детей)
- Какая песня по характеру? (Ответы детей)
- Давайте с вами вместе попробуем определить форму этой песни и выложить схему. Для этого мы используем геометрические фигуры:
- Прямоугольником обозначаем….вступление, заключение.
- Квадратом - …..проигрыш
- Треугольником - ….куплет
- Кругом -…..припев.
- Внимательно слушаем песню ещё раз.
Повторное исполнение.
- Кто уже может выложить схему?
Выходит желающий, выкладывает схему. Музыкальный руководитель вместе с детьми анализирует, исправляет ошибки, если имеются.
- Эту замечательную песню написал композитор Аркадий Филиппенко. Мы уже знакомы с его песнями. Какими? («Песня про маму», «Бравые солдаты»). Я предлагаю вам спеть одну из них на выбор. Какую? Проголосуем!
Вызывается ребёнок, который будет считать, и записывать количество голосов.
Подсчитываются голоса за каждую песню, результат записывается на доску, ставится знак больше или меньше, исполняется песня по большинству голосов.
- Теперь пришло время потанцевать! Девочки берут карточки с инициалами мальчиков, по ним находят себе пару. Мальчики, которым не досталось девочки в пару, образуют пары по желанию. Все пары подходят к столу, берут схему музыкального зала и в соответствии с ней располагаются по залу.
Дети выполняют задание.
- Мы с вами станцуем пляску «Здравствуй, мой дружок». Будем повторять её три раза с ускорением. Что значит слово «ускорение»? (Ответы детей). Принимаем исходное положение: лицом друг к другу, руки на поясе, ноги вместе. Движения начинаются с правой руки.
Исполнение пляски.
- Ребята, посмотрите, здесь лежит мешочек. Интересно, что в нём?
По звучанию дети угадывают бубен.
Проводится игра «Не зевай». Водящий выбирается считалкой «Бубен»
1,2,3,4,5 – будем с бубном мы играть
Кто быстрей его возьмёт, тот водить сейчас пойдёт!
- Пришло время нам прощаться, а вам в группу возвращаться. На вы пойдёте не просто так, а только тогда, когда зазвучит музыка, и идти будете в соответствии с её характером.
Под музыку дети выходят из зала.
Читайте также |
---|
Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий
Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...
Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»
Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...