Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Поговорим о сарафане»

Цель:

  • приобщать детей к истокам русской народной культуры;
  • познакомить с женской народной одеждой – сарафаном;
  •  активизировать в речи слова, обозначающие названия и свойства тканей;
  • учить различать и правильно называть детали одежды;
  • воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.

Оборудование: сарафаны для девочек из ситца, шелка и шерсти; сарафан из шерсти для воспитателя; цветные рубашки для мальчиков; грамзапись, сундук, матрешка, красивая коробка с бусами.

 Ход занятия                                                                                          

1. Дети сидят в русской избе на скамеечках. Девочки в сарафанах, мальчики в цветных рубашках

Воспитатель тоже сидит на скамеечке в шерстяном сарафане.

Воспитатель спрашивает:

- Дети, кто такой портной?

- Портной – это человек, который шьет одежду.

- Я вам сейчас расскажу, почему его так называют.

В старину, давным-давно, когда еще не было ни вас на свете, ни ваших мам и пап, ни ваших бабушек и дедушек, а жили ваших бабушек и дедушек родители.

В Древней Руси в старину люди в каждой семье шили себе сами одежду. В бедных семьях шила сама хозяйка, а в более богатых семьях шили одежду служанки. Служанки шили одежду, готовили кушать, стирали одежду.

В наши дни, т. е. сейчас говорят в народе так:

швея или портниха сшила сарафан или блузку, рубашку или брюки.

А в старину всю одежду – и сарафаны, и головные уборы, и верхнюю одежду называли порты. Слово «платье» появилось позже на Руси. Апортами (в народе говорят – портками) стали называть часть мужской одежды – брюки.

До наших дней повседневной одежды простых людей не сохранилось: ее донашивали, перешивали и латали.

В музеях сохранилась одежда только богатых людей. Эта одежда шилась из дорогой ткани, ее редко надевали и передавали по наследству.

У мужчин и женщин основной частью одежды была рубаха и сорочка.

- Дети, как вы думаете, кто носил рубахи?

- Мужчины.

- А кто носил сорочки?

- Женщины, девушки.

2. Физкультминутка

Сундук мы берем,

Сарафаны достаем.

Руки поднимаем,

Сарафаны надеваем.

А потом ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Сядем, отдохнем

И разговор про сарафан поведем.    

3. Сарафан – это высокая юбка с лямками.

- Дети, какая юбка в сарафане?

- Высокая.

- На чем держится эта юбка?

- На широких полосках, на лямках.

В те дни, когда работали женщины носили сарафаны из грубого полотна с простым узором. До наших дней сохранилось полотенце из такой ткани.

Потрогайте руками.

- Дети, а в праздники носили сарафаны из цветного, красочного ситца; из тонкого, легкого шелка, из красивого атласа, из тяжелого, блестящего бархата и парчи.

- Наши с вами сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка и шерсти.

- У Ани, Иры Саши сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка сарафаны у Насти и Гали.

(дети руками трогают сарафаны) .

- А у Светы, Марии сарафаны сшиты из плотной ткани, которая называется шерстяной тканью.

Потрогайте руками.

- А вот эта ткань – атлас. Это красивая, блестящая, праздничная ткань.

- Эта ткань бархат. Тоже красивая мягкая блестящая, праздничная ткань.

- Эта ткань (лоскутик) парча.

Из нее шили сарафаны богатым людям. Сейчас из парчи тоже шьют праздничную одежду, церковное одеяние.

4. В гости к нам пришла матрешка. Она принесла вам подарки, но прежде, чем подарить вам, матрешка желает задать вам несколько вопросов.

Сарафаны на Руси сохранили свое величие. Много-много лет шьют и взрослым, и детям.

- Дети, когда надевают сарафаны?

- Летом, когда жарко на улице, когда народные гулянья – праздники;

Когда выступают артисты – поет хор русские народные песни, когда водят хороводы.

- Из какой ткани шили и до сих пор шьют сарафаны?

- Из цветного ситца, из легкого шелка, из блестящего атласа, из шерстяной ткани, из красивого бархата и парчи.

- Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте мою загадку о красавице-дереве, которое носит сарафан.

Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.         (березка)

- Дети, вы мне очень понравились: вы узнали много о сарафанах и тканях и я хочу в знак нашей дружбы подарить вам украшения – бусы и пригласить вас вместе со мной под музыку поплясать. Вы теперь мои сестренки-матрешки.

Дети пляшут под музыку о сарафане и по окончании пляски кланяются гостям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Читайте также

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7…

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7 лет

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...