Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Поговорим о сарафане»
Цель:
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- познакомить с женской народной одеждой – сарафаном;
- активизировать в речи слова, обозначающие названия и свойства тканей;
- учить различать и правильно называть детали одежды;
- воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.
Оборудование: сарафаны для девочек из ситца, шелка и шерсти; сарафан из шерсти для воспитателя; цветные рубашки для мальчиков; грамзапись, сундук, матрешка, красивая коробка с бусами.
Ход занятия
1. Дети сидят в русской избе на скамеечках. Девочки в сарафанах, мальчики в цветных рубашках
Воспитатель тоже сидит на скамеечке в шерстяном сарафане.
Воспитатель спрашивает:
- Дети, кто такой портной?
- Портной – это человек, который шьет одежду.
- Я вам сейчас расскажу, почему его так называют.
В старину, давным-давно, когда еще не было ни вас на свете, ни ваших мам и пап, ни ваших бабушек и дедушек, а жили ваших бабушек и дедушек родители.
В Древней Руси в старину люди в каждой семье шили себе сами одежду. В бедных семьях шила сама хозяйка, а в более богатых семьях шили одежду служанки. Служанки шили одежду, готовили кушать, стирали одежду.
В наши дни, т. е. сейчас говорят в народе так:
швея или портниха сшила сарафан или блузку, рубашку или брюки.
А в старину всю одежду – и сарафаны, и головные уборы, и верхнюю одежду называли порты. Слово «платье» появилось позже на Руси. Апортами (в народе говорят – портками) стали называть часть мужской одежды – брюки.
До наших дней повседневной одежды простых людей не сохранилось: ее донашивали, перешивали и латали.
В музеях сохранилась одежда только богатых людей. Эта одежда шилась из дорогой ткани, ее редко надевали и передавали по наследству.
У мужчин и женщин основной частью одежды была рубаха и сорочка.
- Дети, как вы думаете, кто носил рубахи?
- Мужчины.
- А кто носил сорочки?
- Женщины, девушки.
2. Физкультминутка
Сундук мы берем,
Сарафаны достаем.
Руки поднимаем,
Сарафаны надеваем.
А потом ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Сядем, отдохнем
И разговор про сарафан поведем.
3. Сарафан – это высокая юбка с лямками.
- Дети, какая юбка в сарафане?
- Высокая.
- На чем держится эта юбка?
- На широких полосках, на лямках.
В те дни, когда работали женщины носили сарафаны из грубого полотна с простым узором. До наших дней сохранилось полотенце из такой ткани.
Потрогайте руками.
- Дети, а в праздники носили сарафаны из цветного, красочного ситца; из тонкого, легкого шелка, из красивого атласа, из тяжелого, блестящего бархата и парчи.
- Наши с вами сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка и шерсти.
- У Ани, Иры Саши сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка сарафаны у Насти и Гали.
(дети руками трогают сарафаны) .
- А у Светы, Марии сарафаны сшиты из плотной ткани, которая называется шерстяной тканью.
Потрогайте руками.
- А вот эта ткань – атлас. Это красивая, блестящая, праздничная ткань.
- Эта ткань бархат. Тоже красивая мягкая блестящая, праздничная ткань.
- Эта ткань (лоскутик) парча.
Из нее шили сарафаны богатым людям. Сейчас из парчи тоже шьют праздничную одежду, церковное одеяние.
4. В гости к нам пришла матрешка. Она принесла вам подарки, но прежде, чем подарить вам, матрешка желает задать вам несколько вопросов.
Сарафаны на Руси сохранили свое величие. Много-много лет шьют и взрослым, и детям.
- Дети, когда надевают сарафаны?
- Летом, когда жарко на улице, когда народные гулянья – праздники;
Когда выступают артисты – поет хор русские народные песни, когда водят хороводы.
- Из какой ткани шили и до сих пор шьют сарафаны?
- Из цветного ситца, из легкого шелка, из блестящего атласа, из шерстяной ткани, из красивого бархата и парчи.
- Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте мою загадку о красавице-дереве, которое носит сарафан.
Русская красавица стоит на поляне.
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (березка)
- Дети, вы мне очень понравились: вы узнали много о сарафанах и тканях и я хочу в знак нашей дружбы подарить вам украшения – бусы и пригласить вас вместе со мной под музыку поплясать. Вы теперь мои сестренки-матрешки.
Дети пляшут под музыку о сарафане и по окончании пляски кланяются гостям.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»
Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...
Театрализованная игра «Собака»
Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...
«Наша планета (страны, континенты)»
«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...