Конспект НОД «Знакомство дошкольников с профессией геолога»

(старший возраст)

Программное содержание:

- закрепить знания детей о родном городе, о градообразующих предприятиях города;

- познакомить с профессией геолога;

- пополнить знания детей о том, как добывают железную руду в городе Губкине Белгородской области;

- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

 Материал: посылка, планшет, слайды с видами города Губкина; картинки о работе геолога; картинки с предметами из дерева, глины, железа;

карта территории детского сада, компас, цветные карандаши, листы бумаги для зарисовок, аквариум с залежами полезных ископаемых в разрезе.

 Ход занятия

Воспитатель (заносит в группу посылку). Ребята, наш фотограф прислал нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней (достает планшет, настраивает и приглашает детей к просмотру слайдов; на экране меняются кадры с достопримечательностями города Губкина).

Дети (узнают знакомые места города). Это Чудо-юдо-град, сквер Шахтерской Славы, ледовый Дворец «Кристалл», спортивный комплекс «Горняк», бассейн «Дельфин», памятник Неизвестному Солдату, Лебединский ГОК и др.

Воспитатель. Ребята, где находятся все эти красивые здания и объекты?

Дети. Это наш город Губкин.

Воспитатель. Кто из вас расскажет, почему наш город так называется?

Ребенок. Наш город так называется в честь ученого Ивана Михайловича Губкина. Он нашел в нашей местности залежи железной руды. Затем для ее добычи и переработки был построен комбинат «КМАруда» и Лебединский горно-обогатительный комбинат, на котором работают наши дедушки и бабушки, папы и мамы.

Воспитатель. Кем по профессии работают ваши родители?

Дети. Врачом, водителем, взрывником, машинистом буровой установки, крановщицей, электриком, инженером-технологом, машинистом экскаватора и др.

Воспитатель. Вот сколько вы знаете профессий! А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной. Знаете ли вы, что Иван Михайлович Губкин был не только ученым, но и геологом. Вы слышали о такой профессии?

Дети. Нет!

Воспитатель (сопровождает свой рассказ картинками). Я вам сейчас расскажу о ней.

Геологи ходят в научные экспедиции и ищут залежи полезных ископаемых, которые находятся глубоко под землей. Полезными они называются потому, что приносят пользу людям.

 А какими полезными ископаемыми славится город Губкин?

Дети. Железной рудой.

Воспитатель. Железную руду ищут разными способами. Один из них заключается в том, что вблизи месторождения железной руды магнитная стрелка компаса неверно работает и показывает не на север, а в другую сторону.

Давным-давно, при Петре I, 250 лет назад, под городом Курском работали землемеры, они обнаружили, что стрелка компаса показывает утром не на север, а на восходящее солнце – на восток, так было обнаружено месторождение руды в земле под Курском. Геолог Иван Михайлович Губкин также обнаружил залежи железной руды в нашей местности.

После того, как геологи находят местность с железной рудой, буровики бурят скважину глубоко в землю и исследуют богатое месторождение или нет.

Для того, чтобы на этом месте возвести инженерные объекты или горно-обогатительный комбинат, надо изучить, как распространяются горные породы, как они залегают. Для этого геологами ведется геологическая съемка.

На основе съемки составляются геологические карты.

Геологические карты служат одним из основных документов, на основании которых делаются обобщения и выводы, обосновываются поиски и разведка полезных ископаемых, оцениваются условия при возведении инженерных сооружений.

На физической карте месторождения железных руд помечают специальным значком – черным треугольником.

Воспитатель. После всех исследований в нашем городе были построены градообразующие предприятия комбинат «КМАруда» и Лебединский ГОК

где добывают и перерабатывают железную руду.

Воспитатель. А сейчас давайте узнаем, для чего нужна железная руда? Какую пользу она приносит людям? Что из нее делают? Для этого я предлагаю поиграть в игру. (Дидактическая игра «Что делают из железа?» Детям предлагаются картинки с изображением предметов из глины, дерева, железа. Надо отобрать предметы из железа.)

Воспитатель. Ребята, а теперь давайте с вами превратимся в геологов и отправимся в научную экспедицию.

Дети. Давайте!

Воспитатель. Сначала соберем рюкзак, который мы возьмем с собой. Нам надо взять: компас, карту с изображением маршрута, по которому мы отправимся, цветные карандаши для рисования обозначений на карте, листы бумаги для зарисовок, сок и печенье, чтобы в дороге подкрепиться. Готовы? Тогда в путь!

(Педагог вместе с детьми выходит на спортивную площадку).

Воспитатель. Ребята, знаете ли вы, что геологи должны быть выносливыми, наблюдательными, волевыми? Сейчас мы выясним, кто обладает этими качествами и может идти с нами в экспедицию.

(Дети делятся на две команды, проводится эстафета «Кто быстрее найдет полезные ископаемые?». Каждой команде выделяются различные полезные ископаемые в ящиках: куски руды, камней, мела и т.д. По сигналу воспитателя каждая команда должна захватить как можно больше предметов из ящика противника и перенести их в свой ящик. За одну пробежку разрешается брать только один предмет. Все команды в начале игры имеют одинаковое количество полезных ископаемых. Побеждает команда, которая быстрее перенесет ископаемые в свой ящик. )

Воспитатель. Молодцы! Вы все оказались сильными и выносливыми. А сейчас давайте вспомним, как правильно пользоваться компасом.

Дети. Взять в руки компас и медленно вращать его вокруг себя, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N. Это будет означать, что мы стоим лицом к северу. Сзади у нас юг, слева – запад, справа – восток.

Воспитатель. Правильно! Вот карта, пойдемте по обозначенному маршруту.

Ребята по компасу и по карте идут заданным маршрутом и выходят на полянку, где по колебанию магнитной стрелки компаса обнаруживают залежи железной руды (заранее закопать кусочки руды). Педагог предлагает детям обозначить на карте место с железной рудой специальным значком – черным треугольником. Затем он ведет ребят на участок. На столе стоит прозрачная емкость (маленький аквариум) с образцом залежей железистого кварцита в разрезе:

1-й слой – чернозем

2-й слой – глина

3-й слой – мел

4-й слой – песок

5-й слой – железистый кварцит

Дети рассматривают очередность залежей полезных ископаемых, узнают и называют их. Затем педагог предлагает детям сделать зарисовки разреза.

 1

Воспитатель. Ребята! О какой профессии вы сегодня узнали?

Дети. О профессии геолога.

Воспитатель. Что делает геолог?

Дети. Ищет полезные ископаемые.

Воспитатель. Для чего он это делает?

Дети. Потому что полезные ископаемые приносят пользу людям.

Воспитатель. Какими полезными ископаемыми славится наш край?

Дети. Железной рудой.

Воспитатель. Молодцы! Интересно вам было быть геологами?

Дети. Да!

Воспитатель. Наша научная экспедиция закончилась. Мы все устали, давайте устроим привал и подкрепимся. (Дети пьют сок с печеньем).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...

Читайте также

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей…

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей направленности с 5 до 6 лет.Тема: «Здоровые зубы – красивая...

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Опыт работы. Ценность патриотизма

Опыт работы. Ценность патриотизма Любовь к Родине поистине актуальная тема, вызывающая интерес среди людей всех возрастов и увлечений. Дмитрий Сергеевич Лихачёв...