Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей подготовительной к школе группы на тему:

«Идет Матушка-весна – отворяй ворота …»

Задачи:

- Показать детям пробуждение природы весной, своеобразную ее красоту, выраженную в живописи.

- Путем сравнения показать детям, как художники по-разному передают весну.

- Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

- Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.

- Воспитывать любовь к родной природе и интерес к произведениям живописи.

Словарная работа: художник, пробуждение, половодье, оттепель, проталины, суета, обманщик, галдеж, голубизна.

Предварительная работа:

  • Беседы с использованием картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и И.И. Левитана «Весна большая вода».
  • Чтение Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
  • Заучивание стихов с детьми: «Медведь проснулся» Ладонщиков; «Грачи», «Проталины», «Еж» Новитская.

Материал: репродукции картин И.И. Левитан «Март» и «Весна большая вода», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», В.Н. Бакшеев «Голубая весна» на мольбертах.

Физкультурная пауза: «Веснянка» Н. Нищева.

Солнышко, солнышко. Золотое донышко.

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

(прыжки на месте на двух ногах)

Побежал в саду ручей,

(бег по кругу)

Прилетели сто грачей. («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся на носочках вверх).

               Ход:

Перед организованной образовательной деятельностью провести игру «Кто такой?»

- Кто такой пожарный? (полицейский, поэт, художник)

Воспитатель:

- Ребята, хотите побывать на выставке картин знаменитых художников?

- Приглашаю вас на выставку.

- Если вы внимательно посмотрели все картины, то сразу мне скажите о чем это выставка (о весне).

- Да, правильно, мы попали на выставку картин, которая называется «Идет Матушка-весна, отворяй ворота…».

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель:

- У всего есть начало. У весны тоже. На этой выставке есть картина, в которой художник показал начало весны. Покажите эту картину. (Дети показывают картину И.И.Левитана «Март»).

Воспитатель:

- Дети, разве бывает весной так много снега?

(ответ: да, в начале весны бывает много снега).

- А как называется первый месяц весны?

(ответ: март – первый месяц весны).

- Дети, как бы вы назвали эту картину?

(ответ: март, весна пришла и т. д.).

- Кто знает, как художник назвал свою картину?

(ответы детей).

- Эта картина называется «Март», а написал ее Исаак Ильич Левитан. В ней он показал нам «…ПЕРВУЮ УЛЫБКУ ПРОБУЖДАЮЩЕЙСЯ ВЕСНЫ».

А поэт, глядя на картину, сочинил стихи:

«ЛЮБЛЮ ГЛЯДЕТЬ, КАК НЕСПЕША

В НЕЙ ПРОБУЖДАЕТСЯ ДУША…» (Новитская).

Воспитатель:

- Интересно, кто первый разбудил весну?

(ответ: грачи).

- Почему?

(ответ: грачи первыми прилетают из теплых стран)

- А когда они прилетают?

(ответ: они прилетают в марте).

Воспитатель: «…И ЧТО-ТО ДРОГНУЛО В ПРИРОДЕ, И НА БЕРЕЗУ В ТИШИНУ

ГРАЧИ, КАК ЛИСТЬЯ ПРИЛЕТЕЛИ И ПРИНЕСЛИ С СОБОЙ ВЕСНУ…».

(Воспитатель подходит к картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»).

- Вот об этом и рассказывает нам художник Алексей Кондратьевич Саврасов. И называется эта картина…

Кто знает как?

(ответ: «Грачи прилетели»).

Ребенок читает стихотворение «Грачи» Новитской.

«На этой недели грачи прилетели.

Хоть трудна была дорога,

Старший грач прикрикнул строго:

- За работу! Дела много! Помни сам, других учи,

Да по-настоящему: наши черные грачи - птицы – настоящие».

Воспитатель:

- Внимание на картину. Посмотрите как они стараются…Чем они заняты?

(ответы: носят веточки, строят гнезда…).

- Ребята, подойдите к картине. Прислушайтесь…

- Что бы вы услышали, если сейчас оказались бы около этих берез?

(ответы детей: шум, крики, галдёж…)

(дети садятся на стулья).

Воспитатель:

- Грачи своей суетой, шумом и гамом разбудили весну.

«ТЯЖЕЛЫЕ СОННЫЕ ВЕКИ ВЕСНА, НАКОНЕЦ, ПОДНЯЛА».

- Что произошло в природе, когда проснулась весна?

Посмотрите внимательно на картину.            

(ответы: стало тепло, снег потемнел, появились проталины).

- Что такое проталины?

(ответы: это земля около деревьев, когда еще лежит снег).

Воспитатель: «ПУСКАЙ НЕ СНЯТЫ ВАЛЕНКИ, ПУСКАЙ МОРОЗ ВОРЧИТ, И ВСЕ-ТАКИ ПРОТАЛИНКИ ЧЕРНЕЮТ, КАК ГРАЧИ».

- Ребята, давайте сравним эти картины («Март» и «Грачи прилетели»).

- Какой весенний месяц изобразили художники на своих картинах?

(ответ: март)

- Здесь мартовский день и здесь. Есть разница?

(ответы: солнечно – пасмурно, день тихий и день шумный…)

- Вот какие разные деньки бывают в марте: то солнце то тучи; то снег, то дождь; то тепло, то холодно. За такую непостоянную погоду месяц март называют – ОБМАНЩИК.

- А сейчас мы с вами поиграем.

(физкультурная пауза).

- Первый Март пришел, а за ним и месяц…Апрель «…отворил окно и дверь…».

- Ребята, посмотрите внимательно. Есть ли на этой выставке картины про весну АПРЕЛЬСКУЮ?

(внимание детей обращается на картину И.И. Левитана «Большая вода»).

Воспитатель:

- Что здесь происходит?

(ответы: много воды, тепло, день ясный…)

- Откуда столько воды?

(ответ: растаял снег…)

- Как называется явление, когда полно воды?

(ответ: половодье)

Воспитатель: «Разлилась весна половодьем», вот об этом нам и рассказал художник Исаак Ильич Левитан.

- Кто помнит, как Левитан назвал свою картину?

(ответ: «Большая вода»)

- Вот здесь весна совсем проснулась.

«И ВОТ ПОДНЯЛАСЬ ЛЕЖИБОКА, ВЗГЛЯНУЛА С УЛЫБКОЙ ВОКРУГ И ВСЕ ЗАЗВУЧАЛО, ЗАПЕЛО…ОЖИЛО». Весна принялась за работу: первым делом она умыла всю природу и, посмотрите, как все изменилось!

- Какой стал воздух? (ответ: чистый, свежий, прозрачный…)

- Ребята, посмотрите на небо. Какое оно? (ответ: голубое…)

- Ребята, встаньте и представьте себе, что мы сейчас оказались вот на этом берегу (обращение к картине).

Давайте подойдем на самый край берега и заглянем в воду. Что вы видите?

(ответы: облака, небо, деревья…)

Воспитатель:

- А я вижу небо, облака и тонкие, как свечки, березы. Почему мы все это увидели в воде?

(ответ: отражение, как в зеркале)

Воспитатель:

- Тишина, вода не колышется, она стала, как зеркало и в ней отражается все вокруг.

- Ребята, как вы думаете, земля рада большой воде?

Почему?

(ответ: много воды – много травы)

- Кому трудно во время половодья в лесу?

(ответ: животным)

Дети читают стихи «Еж» и «Медведь проснулся».

Воспитатель:

- Кто спасал животных в половодье?

(ответ: дед Мазай)

- Ребята, у каждого времени года есть свой любимый цвет. Какой любимый цвет у весны?

(ответ: голубой)

Да, ребята, правильно! Художники тоже об этом знали. Посмотрите на картины и вы увидите везде любимый цвет весны.

А вот эта картина сама ответила на мой вопрос (внимание на картину В. Н. Бакшеева «Голубая весна»). Вся картина окутана ГОЛУБОЙ ДЫМКОЙ.

Эта картина написана русским художником Василием

Николаевичем Бакшеевым, и называется она…а вы как думаете?...

(ответ: «Голубая весна»).

Воспитатель:

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Вам понравилась выставка? Какая картина понравилась больше всего? Почему?

ИТОГ: Мы побывали с вами в гостях у ранней весны и у весны Апрельской. Помогли нам в этом знаменитые художники: И.И. Левитан, А.К. Саврасов, В.Н. Бакшеев. Но это еще не все. Впереди нас ждет еще одно путешествие. Вы уже догадались?...

Да, а ещё нас ждет ВЕСНА МАЙСКАЯ НЕОБЫКНОВЕННАЯ.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наше царство - государство

Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...

Описание результатов педагогической деятельности

Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...

Читайте также

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста:…

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста: «Научим Буратино финансовой грамотности» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста...

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...