Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей подготовительной к школе группы на тему:
«Идет Матушка-весна – отворяй ворота …»
Задачи:
- Показать детям пробуждение природы весной, своеобразную ее красоту, выраженную в живописи.
- Путем сравнения показать детям, как художники по-разному передают весну.
- Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.
- Воспитывать любовь к родной природе и интерес к произведениям живописи.
Словарная работа: художник, пробуждение, половодье, оттепель, проталины, суета, обманщик, галдеж, голубизна.
Предварительная работа:
- Беседы с использованием картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и И.И. Левитана «Весна большая вода».
- Чтение Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
- Заучивание стихов с детьми: «Медведь проснулся» Ладонщиков; «Грачи», «Проталины», «Еж» Новитская.
Материал: репродукции картин И.И. Левитан «Март» и «Весна большая вода», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», В.Н. Бакшеев «Голубая весна» на мольбертах.
Физкультурная пауза: «Веснянка» Н. Нищева.
Солнышко, солнышко. Золотое донышко.
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
(прыжки на месте на двух ногах)
Побежал в саду ручей,
(бег по кругу)
Прилетели сто грачей. («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на носочках вверх).
Ход:
Перед организованной образовательной деятельностью провести игру «Кто такой?»
- Кто такой пожарный? (полицейский, поэт, художник)
Воспитатель:
- Ребята, хотите побывать на выставке картин знаменитых художников?
- Приглашаю вас на выставку.
- Если вы внимательно посмотрели все картины, то сразу мне скажите о чем это выставка (о весне).
- Да, правильно, мы попали на выставку картин, которая называется «Идет Матушка-весна, отворяй ворота…».
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель:
- У всего есть начало. У весны тоже. На этой выставке есть картина, в которой художник показал начало весны. Покажите эту картину. (Дети показывают картину И.И.Левитана «Март»).
Воспитатель:
- Дети, разве бывает весной так много снега?
(ответ: да, в начале весны бывает много снега).
- А как называется первый месяц весны?
(ответ: март – первый месяц весны).
- Дети, как бы вы назвали эту картину?
(ответ: март, весна пришла и т. д.).
- Кто знает, как художник назвал свою картину?
(ответы детей).
- Эта картина называется «Март», а написал ее Исаак Ильич Левитан. В ней он показал нам «…ПЕРВУЮ УЛЫБКУ ПРОБУЖДАЮЩЕЙСЯ ВЕСНЫ».
А поэт, глядя на картину, сочинил стихи:
«ЛЮБЛЮ ГЛЯДЕТЬ, КАК НЕСПЕША
В НЕЙ ПРОБУЖДАЕТСЯ ДУША…» (Новитская).
Воспитатель:
- Интересно, кто первый разбудил весну?
(ответ: грачи).
- Почему?
(ответ: грачи первыми прилетают из теплых стран)
- А когда они прилетают?
(ответ: они прилетают в марте).
Воспитатель: «…И ЧТО-ТО ДРОГНУЛО В ПРИРОДЕ, И НА БЕРЕЗУ В ТИШИНУ
ГРАЧИ, КАК ЛИСТЬЯ ПРИЛЕТЕЛИ И ПРИНЕСЛИ С СОБОЙ ВЕСНУ…».
(Воспитатель подходит к картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»).
- Вот об этом и рассказывает нам художник Алексей Кондратьевич Саврасов. И называется эта картина…
Кто знает как?
(ответ: «Грачи прилетели»).
Ребенок читает стихотворение «Грачи» Новитской.
«На этой недели грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
- За работу! Дела много! Помни сам, других учи,
Да по-настоящему: наши черные грачи - птицы – настоящие».
Воспитатель:
- Внимание на картину. Посмотрите как они стараются…Чем они заняты?
(ответы: носят веточки, строят гнезда…).
- Ребята, подойдите к картине. Прислушайтесь…
- Что бы вы услышали, если сейчас оказались бы около этих берез?
(ответы детей: шум, крики, галдёж…)
(дети садятся на стулья).
Воспитатель:
- Грачи своей суетой, шумом и гамом разбудили весну.
«ТЯЖЕЛЫЕ СОННЫЕ ВЕКИ ВЕСНА, НАКОНЕЦ, ПОДНЯЛА».
- Что произошло в природе, когда проснулась весна?
Посмотрите внимательно на картину.
(ответы: стало тепло, снег потемнел, появились проталины).
- Что такое проталины?
(ответы: это земля около деревьев, когда еще лежит снег).
Воспитатель: «ПУСКАЙ НЕ СНЯТЫ ВАЛЕНКИ, ПУСКАЙ МОРОЗ ВОРЧИТ, И ВСЕ-ТАКИ ПРОТАЛИНКИ ЧЕРНЕЮТ, КАК ГРАЧИ».
- Ребята, давайте сравним эти картины («Март» и «Грачи прилетели»).
- Какой весенний месяц изобразили художники на своих картинах?
(ответ: март)
- Здесь мартовский день и здесь. Есть разница?
(ответы: солнечно – пасмурно, день тихий и день шумный…)
- Вот какие разные деньки бывают в марте: то солнце то тучи; то снег, то дождь; то тепло, то холодно. За такую непостоянную погоду месяц март называют – ОБМАНЩИК.
- А сейчас мы с вами поиграем.
(физкультурная пауза).
- Первый Март пришел, а за ним и месяц…Апрель «…отворил окно и дверь…».
- Ребята, посмотрите внимательно. Есть ли на этой выставке картины про весну АПРЕЛЬСКУЮ?
(внимание детей обращается на картину И.И. Левитана «Большая вода»).
Воспитатель:
- Что здесь происходит?
(ответы: много воды, тепло, день ясный…)
- Откуда столько воды?
(ответ: растаял снег…)
- Как называется явление, когда полно воды?
(ответ: половодье)
Воспитатель: «Разлилась весна половодьем», вот об этом нам и рассказал художник Исаак Ильич Левитан.
- Кто помнит, как Левитан назвал свою картину?
(ответ: «Большая вода»)
- Вот здесь весна совсем проснулась.
«И ВОТ ПОДНЯЛАСЬ ЛЕЖИБОКА, ВЗГЛЯНУЛА С УЛЫБКОЙ ВОКРУГ И ВСЕ ЗАЗВУЧАЛО, ЗАПЕЛО…ОЖИЛО». Весна принялась за работу: первым делом она умыла всю природу и, посмотрите, как все изменилось!
- Какой стал воздух? (ответ: чистый, свежий, прозрачный…)
- Ребята, посмотрите на небо. Какое оно? (ответ: голубое…)
- Ребята, встаньте и представьте себе, что мы сейчас оказались вот на этом берегу (обращение к картине).
Давайте подойдем на самый край берега и заглянем в воду. Что вы видите?
(ответы: облака, небо, деревья…)
Воспитатель:
- А я вижу небо, облака и тонкие, как свечки, березы. Почему мы все это увидели в воде?
(ответ: отражение, как в зеркале)
Воспитатель:
- Тишина, вода не колышется, она стала, как зеркало и в ней отражается все вокруг.
- Ребята, как вы думаете, земля рада большой воде?
Почему?
(ответ: много воды – много травы)
- Кому трудно во время половодья в лесу?
(ответ: животным)
Дети читают стихи «Еж» и «Медведь проснулся».
Воспитатель:
- Кто спасал животных в половодье?
(ответ: дед Мазай)
- Ребята, у каждого времени года есть свой любимый цвет. Какой любимый цвет у весны?
(ответ: голубой)
Да, ребята, правильно! Художники тоже об этом знали. Посмотрите на картины и вы увидите везде любимый цвет весны.
А вот эта картина сама ответила на мой вопрос (внимание на картину В. Н. Бакшеева «Голубая весна»). Вся картина окутана ГОЛУБОЙ ДЫМКОЙ.
Эта картина написана русским художником Василием
Николаевичем Бакшеевым, и называется она…а вы как думаете?...
(ответ: «Голубая весна»).
Воспитатель:
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Вам понравилась выставка? Какая картина понравилась больше всего? Почему?
ИТОГ: Мы побывали с вами в гостях у ранней весны и у весны Апрельской. Помогли нам в этом знаменитые художники: И.И. Левитан, А.К. Саврасов, В.Н. Бакшеев. Но это еще не все. Впереди нас ждет еще одно путешествие. Вы уже догадались?...
Да, а ещё нас ждет ВЕСНА МАЙСКАЯ НЕОБЫКНОВЕННАЯ.
Читайте также |
---|
Наше царство - государство
Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...
Описание результатов педагогической деятельности
Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...
Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…
Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...