Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день»
Пояснительная записка
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Актуальность:
Для формирования обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей я разработала тематический день, посвященный празднику «Синичкин день».
Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день».
Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи:
- активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;
- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;
- упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;
- закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- развивать умение строить причинно-следственные связи;
- учить понимать образный смысл загадок;
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.
На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».
Весёлая синица морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять
любит песни распевать!
Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Игра- беседа «Перышки».
Воспитатель: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём.
Перья с загадками:
1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)
3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
6. Что за птица мороза не боится,
Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Индивидуальная работа на образование имен прилагательных - дидактическая игра "Птичья семья".
Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья - воробьиная).
Примеры слов: ворона, синица, сорока, клест, соловей, сова, кукушка.
Пальчиковое упражнение «Птички».
Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.
Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)
Крыльями махали
Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)
И дальше полетели. (Повторяют первое движение).
Непосредственно - образовательная деятельность «Какие разные птицы!»
Интегрирование областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.
Программное содержание: Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
– Наблюдения за птицами в экологической комнате, на участке с использованием сравнения.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение детской природоведческой литературы.
– Рассматривание альбома «Птицы».
– Отгадывание загадок.
Методы и приемы:
1. Беседа «Что знаем о птицах».
Вопросы:
– Чем отличаются птицы от других животных?
– Назовите известных вам птиц.
– Какая у них расцветка?
– Где обитают птицы?
– Чем питаются?
2. Словесное описание муляжа птицы.
Воспитатель: давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц.
- Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?
(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).
3. Работа по карточкам с изображением птиц.
Дети сравнивают рисунки и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц.
4. Отгадывание загадок о птицах.
1) Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
2) Красно-чёрный, чёрно-красный,
Доктор из него прекрасный! (дятел)
3) В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель! »
И ставит подпись… (дятел)
4) Трещала с самого утра:
«По-р-ра! По-р-ра! »
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
5) Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)
5. Составление рассказов о птицах детьми.
Воспитатель: Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? Скажите какой он. Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные).
Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему? Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей).
Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку? Ответы детей.
Воспитатель: А давайте поможем воробушку и слепим ему друзей.
Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.
Проходим к своим местам за столом.
Лепка воробья.
Показ способа лепки воробья:
Воспитатель: Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв. Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами). У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть? (Кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте ребята наших воробушек посадим в кормушку.
Чей воробушек понравился больше остальных? Почему?
Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.
Прогулка «Наблюдение за птицами».
Воспитатель:Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать вывод с детьми:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
Наблюдение за повадками птиц.
- Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).
Приметы.
Птицы запели в дождь – к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы.
Всякая птица своим пером гордится. Всякая птица своим клювом сыта.
Дидактическая игра «Что за птица?»
Дети делятся на две подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а дети другой подгруппы должны угадать – что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».
Дети надевают шапочки птиц (перелетныз и зимующих. В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки). «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички.
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Вторая половина дня.
Творческая игра «Синичка».
(Влетает синичка).
Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?
Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.
Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)
Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
Дидактическое упражнение «Накорми»
(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).
Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».
Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!
Игра на внимание «Синицы».
Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.
Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи - словесная игра «Назови ласково».
Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т.д.
Дидактическая игра «Чьи клювы и лапы».
Вечер: Игра малой подвижности «Успей занять место»
Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.
Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Голоса птиц»
Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?
- Кар – кар! (Ворона).
- Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).
- Ча-ча –ча! (Сорока).
- Курлы – курлы! (Журавль).
- Свири свир! (Свиристель).
- Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).
- Ку- ку! (Кукушка).
- Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).
- Синь-синь-синь! (Синица).
Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: - Какой птички не стало?
Работа с родителями:
Предложить родителям вместе с детьми насыпать корм в кормушки для птиц, создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья».
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1980.
4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева (и др.). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 1985.
6. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2012.
7. Лучич М.В.Детям о природе.- М.: Просвещение, 1989.
8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.
9. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар, 1998.
10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.
Приложение:
Зимующие птицы.
Перелетные птицы.
Читайте также |
---|
Мастер-класс с родителями по рисованию песком (пескография) Тема: «Спасем морских…
Мастер-класс с родителями по рисованию песком (пескография) Тема: «Спасем морских животных» Цель: Развитие художественно-творческих способностей родителей на основе техники «пескография» (рисование...
Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста
Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста Вид проекта: Познавательно-игровой. Длительность проекта: Среднесрочный. Участники проекта: Дети 3-4 лет. Воспитатели. Родителиэ Актуальность: Дошкольный возраст является той...
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...