Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему «Мы – геологи»
Цель: Развитие познавательной активности детей, развитие поисковых действий, желания получить новое впечатление об окружающем мире.
Задачи:
Обучающие: Формировать интерес к изучению камней, умения их исследования, называть их свойства и особенности, учить детей высказывать свои мысли и чувства, работать со схемами и таблицами, обогащать их словарный запас.
Развивающие: Развитие памяти, внимания, мышления, связной речи.
Воспитательные: Учить детей внимательно слушать ответы своего товарища, не перебивать его. Работать за столом, не мешая другим.
Материалы: макет гор, камни на каждого ребенка, лупы, емкости с водой, гвозди, цветные карандаши, схемы – таблицы, коллекции камней, фильм «Эра знаний», мнемотаблиа «Извержение вулкана, «шкатулка тайн» с изделиями из камней, почтовый ящик с письмами – вопросами.
Предварительная работа:
- Экскурсии – наблюдение в целях узнавания предмета-камня (на участок детского сада, на улицу, к берегу реки)
- Экскурсия в музейно – выставочный комплекс «Природа»
- Создание коллекции “Камни разнообразной формы”
- Чтение рассказа Л. Толстого “Умная галка”, английской сказки “Три поросенка”, В. Бажов «Серебряное копытце»
- Проведение игр с целью расширения словарного запаса детей (“Что из чего сделано?”, “Сравни предметы” - сравнение сходства и различия предметов.
- Просмотр фильма - сказки «Книга мастеров»
- Рассматривание картин «Горы», «Извержение вулкана».
- Просматривание фрагментов фильма «География для малышей» по DVD
- Домашнее задание: часть группы родителей и детей задают интересующие вопросы про камни, другая – ищет ответы на вопросы.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: (подходит к полочке «Умных книг» и обращает внимание на «шкатулку тайн», в которой находятся: статуэтка, кольца с камнями, бусы, браслеты, сережки и т. д) Ребята, я никак не пойму, почему эти предметы стоят все вместе, что их объединяет, что у них общего?
Дети: Они сделаны из камня.
(если не догадаются, то загадать загадку). Смотрите-ка, подсказка есть.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке, годится на тысячу лет.
Он может, быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответы детей: Камень.
Воспитатель: Верно. Молодцы! Знаете, ребята, а у меня есть идея! Я предлагаю вам стать геологами и отправиться в экспедицию в горы. А зачем, вы скоро узнаете. Вы согласны?
Дети: Да.
Тогда, перед дальней дорогой нам поможет наш ритуал. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, на слова пословицы кладут друг другу рука на руку.
Ритуал «Только смелый и упорный заберется в гору бодро, а еще в дороге нужно знать секреты прочной дружбы. Один за всех – все за одного.»
Следуйте за мной.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Наше путешествие начинается. Скажите, пожалуйста, знает ли кто из вас что такое горы?
Дети: Горы – это камни. Горы – это самые высокие части суши.
Воспитатель: А как образуются горы?
Дети : Горы появляются после извержения вулкана.
Воспитатель: Правильно, горы бывают вулканического происхождения. Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма о происхождении гор и камней.
Просмотр видео фильма «Эра знаний». (поддержка интернета)
Воспитатель: После извержения вулкана появляются горы и вокруг них много разных камней. Давайте проведём опыт «Извержение вулкана» (проводится фронтальный эксперимент).
Мнемотаблица опыта. (Приложение 1)
А сейчас посмотрите, наверно и около нашей горы, после извержения вулкана есть камни.
(Дети подходят к горе. У подножья горы лежат камни для каждого из детей: разного цвета, формы, размера)
Воспитатель: Ребята, возьмите по камешку и пройдите в нашу лабораторию, где мы с вами исследуем камни.
Дети проходят в лабораторию.
Воспитатель: Исследовать камни нам поможет следующая схема. Рассмотрим ее внимательно. (Показ схемы, у каждого ребёнка лежит на столе точно такая же схема) (Приложение 2)
Опыт №1 Рассмотрите камни через лупу и отметьте какого они цвета.
Опыт №2 Потрогайте камень. Какой он на ощупь – гладкий или шероховатый? Поставьте в таблице плюс в графе.
Опыт №3 Что еще можно обнаружить на камне? (Сколы, дырочки, трещины). Если они есть поставьте плюс, если нет – минус.
Опыт №4 Поцарапайте камень ногтем. Если на камне появилась царапина, поставьте +. Если нет -. Если царапина осталась - значит ваш камень какой? (Мягкий). Поцарапайте камень гвоздиком те дети, у которых на камне не осталось следа от ногтя. Отметьте результат в таблице. Если следа не осталось, то ваш камень какой? (Твердый).
Опыт №5 Опустите камень в воду. Что произошло? Отметьте результат в таблице. Все ли камни, которые мы нашли в горах, тонут? (Нет, один камень не утонул - пемза).
Воспитатель: Мы исследовали камни, предлагаю рассказать о своих камнях. (выслушиваются рассказы 2 детей).
Воспитатель: Работа в лаборатории закончена. Замечательно, все геологии справились с этой нелёгкой работой! В наш почтовый ящик поступило очень много писем – вопросов о камнях. Открываем нашу рубрику «Знаете ли вы, что…»
Воспитатель зачитывает вопросы, дети отвечают на них (домашнее задание).
Вопросы:
1. Какой камень самый твердый?
2. Какой камень самый легкий?
3. Какой камень очень дорогой?
4. Как образуется янтарь?
5. Как появляется жемчужина?
Ответы: 1. Самый твердый камень – алмаз.
2. Самый легкий камень – пемза. Она образуется из застывших газов, поэтому она такая пористая.
3. Самый дорогой камень – бриллиант. Бриллиант – это алмаз, которому сделали огранку.
4. Янтарь – это смола хвойных деревьев, которая попала в воду, еще в древние времена, она застыла и образовала прозрачные камни желтоватого и коричневого цвета. Из янтаря делают украшения.
5. На морском дне лежит ракушка. И в нее через крохотную щелочку попадает маленькая песчинка. На этой песчинке образуется блестящий нарост. Люди достают со дна морского эти ракушки и берут из них жемчуг. А потом собирают из жемчуга бусы и браслеты.
Воспитатель: Ребята, родители подарили нам коллекции камней. Посмотрите, какие они красивые. (Выставка камней, украшений). А вот еще один волшебный камень. Он поможет вам вспомнить и рассказать все, что вы сегодня узнали о камнях.
Игра «Передай камешек и расскажи» (дети делятся своими впечатлениями, новыми знаниями о камнях)
Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие геологи! Наша экспедиция в горы завершила свою работу. Спасибо. (Дети рассматривают коллекцию камней, подаренных родителями)
Приложение 1
Мнемотаблиа «Извержение вулкана»
Приложение 2
Исследование камня
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...
План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…
План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе
Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»
Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...