Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему «Мы – геологи»

Цель: Развитие познавательной активности детей, развитие поисковых действий, желания получить новое впечатление об окружающем мире.

Задачи:

Обучающие: Формировать интерес к изучению камней, умения их исследования, называть их свойства и особенности, учить детей высказывать свои мысли и чувства, работать со схемами и таблицами, обогащать их словарный запас.

Развивающие: Развитие памяти, внимания, мышления, связной речи.

Воспитательные: Учить детей внимательно слушать ответы своего товарища, не перебивать его. Работать за столом, не мешая другим.

Материалы: макет гор, камни на каждого ребенка, лупы, емкости с водой, гвозди, цветные карандаши, схемы – таблицы, коллекции камней, фильм «Эра знаний», мнемотаблиа «Извержение вулкана, «шкатулка тайн» с изделиями из камней, почтовый ящик с письмами – вопросами.

Предварительная работа:

  • Экскурсии – наблюдение в целях узнавания предмета-камня (на участок детского сада, на улицу, к берегу реки)
  • Экскурсия в музейно – выставочный комплекс       «Природа»
  • Создание коллекции “Камни разнообразной формы”
  • Чтение рассказа Л. Толстого “Умная галка”, английской сказки “Три поросенка”, В. Бажов «Серебряное копытце»
  • Проведение игр с целью расширения словарного запаса детей (“Что из чего сделано?”, “Сравни предметы” - сравнение сходства и различия предметов.
  • Просмотр фильма - сказки «Книга мастеров»
  • Рассматривание картин «Горы», «Извержение вулкана».
  • Просматривание фрагментов фильма «География для малышей» по DVD
  • Домашнее задание: часть группы родителей и детей задают интересующие вопросы про камни, другая – ищет ответы на вопросы.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель: (подходит к полочке «Умных книг» и обращает внимание на «шкатулку тайн», в которой находятся: статуэтка, кольца с камнями, бусы, браслеты, сережки и т. д) Ребята, я никак не пойму, почему эти предметы стоят все вместе, что их объединяет, что у них общего?

Дети: Они сделаны из камня.

(если не догадаются, то загадать загадку). Смотрите-ка, подсказка есть.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке, годится на тысячу лет.

Он может, быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень.

Воспитатель: Верно. Молодцы! Знаете, ребята, а у меня есть идея! Я предлагаю вам стать геологами и отправиться в экспедицию в горы. А зачем, вы скоро узнаете. Вы согласны?

Дети: Да.

Тогда, перед дальней дорогой нам поможет наш ритуал. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, на слова пословицы кладут друг другу рука на руку.

Ритуал «Только смелый и упорный заберется в гору бодро, а еще в дороге нужно знать секреты прочной дружбы. Один за всех – все за одного.»

Следуйте за мной.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Наше путешествие начинается. Скажите, пожалуйста, знает ли кто из вас что такое горы?

Дети: Горы – это камни. Горы – это самые высокие части суши.

Воспитатель: А как образуются горы?

Дети : Горы появляются после извержения вулкана.

Воспитатель: Правильно, горы бывают вулканического происхождения. Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма о происхождении гор и камней.

Просмотр видео фильма «Эра знаний». (поддержка интернета)

Воспитатель: После извержения вулкана появляются горы и вокруг них много разных камней. Давайте проведём опыт «Извержение вулкана» (проводится фронтальный эксперимент).

Мнемотаблица опыта. (Приложение 1)

А сейчас посмотрите, наверно и около нашей горы, после извержения вулкана есть камни.

(Дети подходят к горе. У подножья горы лежат камни для каждого из детей: разного цвета, формы, размера)

Воспитатель: Ребята, возьмите по камешку и пройдите в нашу лабораторию, где мы с вами исследуем камни.

Дети проходят в лабораторию.

Воспитатель: Исследовать камни нам поможет следующая схема. Рассмотрим ее внимательно. (Показ схемы, у каждого ребёнка лежит на столе точно такая же схема) (Приложение 2)

Опыт №1 Рассмотрите камни через лупу и отметьте какого они цвета.

Опыт №2 Потрогайте камень. Какой он на ощупь – гладкий или шероховатый? Поставьте в таблице плюс в графе.

Опыт №3 Что еще можно обнаружить на камне? (Сколы, дырочки, трещины). Если они есть поставьте плюс, если нет – минус.

Опыт №4 Поцарапайте камень ногтем. Если на камне появилась царапина, поставьте +. Если нет -. Если царапина осталась - значит ваш камень какой? (Мягкий). Поцарапайте камень гвоздиком те дети, у которых на камне не осталось следа от ногтя. Отметьте результат в таблице. Если следа не осталось, то ваш камень какой? (Твердый).

Опыт №5 Опустите камень в воду. Что произошло? Отметьте результат в таблице. Все ли камни, которые мы нашли в горах, тонут? (Нет, один камень не утонул - пемза).

Воспитатель: Мы исследовали камни, предлагаю рассказать о своих камнях. (выслушиваются рассказы 2 детей).

Воспитатель: Работа в лаборатории закончена. Замечательно, все геологии справились с этой нелёгкой работой! В наш почтовый ящик поступило очень много писем – вопросов о камнях. Открываем нашу рубрику «Знаете ли вы, что…»

Воспитатель зачитывает вопросы, дети отвечают на них (домашнее задание).

Вопросы:

1. Какой камень самый твердый?

2. Какой камень самый легкий?

3. Какой камень очень дорогой?

4. Как образуется янтарь?

5. Как появляется жемчужина?

Ответы: 1. Самый твердый камень – алмаз.

2. Самый легкий камень – пемза. Она образуется из застывших газов, поэтому она такая пористая.

3. Самый дорогой камень – бриллиант. Бриллиант – это алмаз, которому сделали огранку.

4. Янтарь – это смола хвойных деревьев, которая попала в воду, еще в древние времена, она застыла и образовала прозрачные камни желтоватого и коричневого цвета. Из янтаря делают украшения.

5. На морском дне лежит ракушка. И в нее через крохотную щелочку попадает маленькая песчинка. На этой песчинке образуется блестящий нарост. Люди достают со дна морского эти ракушки и берут из них жемчуг. А потом собирают из жемчуга бусы и браслеты.

Воспитатель: Ребята, родители подарили нам коллекции камней. Посмотрите, какие они красивые. (Выставка камней, украшений). А вот еще один волшебный камень. Он поможет вам вспомнить и рассказать все, что вы сегодня узнали о камнях.

Игра «Передай камешек и расскажи» (дети делятся своими впечатлениями, новыми знаниями о камнях)

Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие геологи! Наша экспедиция в горы завершила свою работу. Спасибо. (Дети рассматривают коллекцию камней, подаренных родителями)

 

Приложение 1

Мнемотаблиа «Извержение вулкана»

1

 Приложение 2

Исследование камня

2



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Дошкольник и компьютерная игра

Дошкольник и компьютерная игра В современном мире процесс формирования общества подразумевает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. Его применение способствует увеличению...