Опыт работы по тематической неделе «День Защитников Отечества».
План-конспект воспитательно-образовательной работы с воспитанниками старшей группы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Труд», «Музыка».
Цель: Воспитание нравственно-патриотических качеств личности через формирование представлений о Российской Армии.
Задачи:
- «Познание» Дать детям знания о Российской армии, о государственном празднике «Защитников Отечества», уточнить их представления о родах войск, дать знания о почетной обязанности защищать Родину, продолжать знакомить детей с обязанностями военной службы солдат, моряков, пограничников, летчиков, закрепить знания об особенностях военного обмундирования. Совершенствование умения ориентироваться на плоскости (справа – слева, вверху – внизу, в середине в углу). Различать правую и левую руку, обозначать в речи взаимное расположение предметов (в правом верхнем углу стоит ракетчик и т.д.). Закрепить представление детей о свойствах снега, умению сравнивать следы (определять следы детские, взрослые, следы животных, сравнивать их).
- «Социализация» Формировать гендерную принадлежность к мировому сообществу, через знания о том, что мужчина – Защитник (Отечества и всех тех, кто слабее). Формирование умения самостоятельно делать самооценку, вызвать желание быть похожим на воинов. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну. Воспитывать дух патриотизма, чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины.
- «Физическая культура» Закрепить умение действовать по сигналу. Упражнять в равновесии, умении метать в цель, быть метким и ловким, быстрым и выносливым. Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.
- «Коммуникация» Развивать речь, как средство общения. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умение связно, последовательно высказывать свою мысль. Ввести в активный словарь детей слова: флаг, герб, площадь, парад военной техники; военные профессии: летчик, моряк, ракетчик, танкист,; военная техника: самолет, корабль, ракетная установка, танк; части танка: корпус, гусеницы, башня, дуло. Пояснение смысла слова «дисциплинированный» Закрепить правильное звукопроизношение пословиц. Закреплять умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов - чик, - ист . Сформировать умение подбирать существительные к прилагательным .
- «Чтение художественной литературы» Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, понимать главные характеристики героев несложные мотивы их поступков. Приобщение к словесному искусству через слушание стихотворения.
- «Художественное творчество» Закрепить умение рисовать фигуру человека, передавая характерные особенности костюма, позы. Закреплено умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Закрепить умение обводить и раскрашивать в одном направлении.Закрепить прием сглаживания поверхности, развить мелкую моторику рук. Развивать чувство формы, пропорций, способности в продуктивной деятельности (создание танка).
- «Музыка» Использовать в процессе образовательной деятельности музыкальное сопровождение и песни патриотического содержания. Закрепить певческие навыки, эмоциональную отзывчивость.
- «Труд» Закрепить умение работать сообща, помогая друг другу. Закрепить навык работы лопаткой.
Методы и приемы:
Практические: игра-эстафета «Полоса препятствий», подвижные игры «Смени флажок», «Попади в цель», динамическая пауза «Военный парад»», творческие задания: лепка из теста «Танк», рисование «Пограничник».
Наглядные: рассматривание предметных картинок для дидактических игр, демонстрация иллюстраций родов войск, энциклопедии «Военная техника», армейского фотоальбома, иллюстраций к стихотворению «Дозор», наблюдение, рассматривание работ детского творчества.
Словесные: дидактические игры: «Кто служит в армии?», «Подбери признак», «Парад военной техники», «Подбери предметы по родам войск», рассказ воспитателя о Российской Армии, беседы: «Что нужно военному?», «Когда я стану взрослым?», чтение стихов С.Жарова «Пограничник», З. Александрова «Дозор».
Материалы и оборудование: магнитофон
Демонстрационный: предметные и сюжетные картины военной тематики, иллюстрации, фотоальбом, военная форма (фуражка, китель, пилотка, бескозырка, солдатский ремень).
Раздаточный: мячи, флажки синие и зеленые, тесто, стека, доска для лепки, листы бумаги, цветные карандаши, трафареты, лопатки.
Формы организации совместной деятельности
Деятельность детей |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
1. Подвижные игры: «Смени флажок», «Попади в цель» 2. Игра-эстафета «Полоса препятствий» Динамическая пауза «Военный парад» |
Продуктивная |
3. Рисование: «Солдат на посту» 4. Тестопластика «Танк»- изготовление подарков для пап и дедушек 5. Работа с трафаретами «Военная техника» |
Коммуникативная |
6. Дидактические игры: «Кто служит в армии?», «Подбери признак», «Парад военной техники», «Подбери предметы по родам войск». 7. Знакомство с пословицами и загадками о армии. 8. Рассказ воспитателя о Российской Армии. 9. Беседы: «Когда я стану взрослым», «Что нужно военному». 10. Рассматривание армейского фотоальбома пограничных войск. 11. Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Военная техника». 12. Наблюдение за следами. |
Чтение художественной литературы (восприятие) |
13. Чтение З.Александрова «Дозор». 14. С. Жаров «Пограничник» |
Музыка |
Песня Ю. Чичкова «Будем в армии служить» |
Труд |
Сооружение снежной крепости |
Игровая |
Сюжетно-ролевая игра: «Учения военных», «Пограничники» |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
|
Рассматривание армейского фотоальбома Примерные вопросы: Кто изображен на фотографиях? Во что одеты солдаты? Какое оружие держат в руках? В каких родах войск служит солдат? Кто помогает пограничнику? Какое настроение у солдат на снимках? Какими качествами должен обладать солдат?
|
Дети рассматривают фотографии, отвечают на вопросы, делают выводы.
|
Сформированы знания детей о почетной обязанности каждого мужчины защищать родину, закреплены знания об особенностях военного обмундирования. |
|
Словесная д/и «Кто служит в армии?»
|
Дети называют военные профессии, изображенные на картинках: на самолете - летчик. На танке - танкист и т.д. |
Сформировано умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов: -чик, -ист. |
|
Создание коллекции военной техники. |
Рассматривание коллекции военной техники |
Созданы условия для формирования чувства уважения к Вооруженным силам России, для развития сюжета в самостоятельной игровой деятельности. |
|
Сюжетно-ролевая игра «Учения военных» |
Дети играют в сюжетно-ролевую игру. |
Закреплено понятие о разных родах войск. Сформировано умение развивать сюжет игры, распределять роли |
|
Знакомство с пословицами: Умелый боец - везде молодец. Один в поле не воин. |
Дети проговаривают пословицы, объясняют их смысл |
Закреплено правильное звукопроизношение пословиц. Сформировано знание детей об особенностях военной службы. |
НОД «Наша Армия родная» |
|||
|
Загадывание загадок о военных профессиях. - рассказ воспитателя о Российской Армии; - демонстрация иллюстраций различных родов войск
- Динамическая пауза «Военный парад» - Беседа по вопросам: - Что такое армия? - Какие рода войск существуют в армии? Чем отличаются друг от друга войска? Почему каждой стране необходима армия? Какая военная техника нужна в армии? - Д/и “Подбери признак”Защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный… Дид/игра «Подбери предметы по родам войск »
- Песня Ю. Чичкова «Будем в армии служить»
Чтение стихотворения С. Жарова «Пограничник» Рисование «Пограничник» - В какой позе стоит солдат на посту? - Опишите форму пограничника? Показ приемов изображения фигуры человека. |
Отгадывают загадки. Дети слушают рассказ
Рассматривают иллюстрации.
Дети маршируют под музыку. Дети отвечают на вопросы.
Дети подбирают прилагательные к существительным.
Дети находят предметы по родам войск.
исполняют песню
Слушают стихотворение С.Жарова «Пограничник»
- Дети рисуют по образцу, оценивают свои работы и работы товарищей.
|
Сформировано условие для развития интереса к военной тематике. Расширены знания детей о Российской Армии, Уточнены представления о родах войск, о военных профессиях, о обязанностях военной службы солдат, моряков, летчиков. Закреплено умение маршировать под музыку. Сформировано чувство уважения к Вооруженным силам России, умение связно, последовательно высказывать свою мысль.
Сформировано умение подбирать существительные к прилагательным. Закреплено умение находить и называть необходимые предметы и технику для военных профессий. Закреплены певческие навыки, эмоциональная отзывчивость, рода войск Закреплена способность к целостному восприятию текста Закреплено умение рисовать фигуру человека, передавая характерные особенности костюма, позы. Закреплено умение располагать изображение на листе бумаги. Закреплен интерес к армии. |
1. |
Наблюдение «Следы на снегу» |
Дети определяют следы детские, взрослые, следы животных. Сравнивать следы взрослого со следом ребенка. |
Закреплено представление детей о свойствах снега, умение сравнивать следы. Сформированы условия для развития наблюдательности. |
2. |
П/игра « Смени флажок» |
На сигнал воспитателя "раз" первые дети из колон (по одному ребенку с каждой) с синими флажками быстро бегут к обручам . Меняют синие флажки на зеленые, возвращаются на свои места и поднимают вверх зеленые флажки. Зеленые флажки передают вторым в своей колоне, сами встают в конце колоны. Колона подходит к линии. |
Сформировано умение действовать по сигналу, быть быстрым и выносливым. |
3. |
ПИгровое упражнение «Попади в цель»с подгруппой детей. |
Дети метают снежки в цель. |
Закреплено умение метать в цель, быть метким и ловким. |
4 |
Сооружение снежной крепости. |
Дети строят снежную крепость. |
Закреплено умение работать сообща, помогая друг другу. Закреплен навык работой лопаткой. |
5 |
Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»». |
Дети обыгрывают построенную крепость.
|
Сформировано умение развивать сюжет игры, стремление быть похожим на воинов. |
1 |
Чтение 3. Александрова. «Дозор»; демонстрация иллюстрации к произведению. (примерные вопросы: Какие обязанности у солдат на службе? Как мальчик помог пограничникам? |
Дети слушают стихотворение. Отвечают на вопросы. |
Сформирован интерес к художественному слову. Закреплены знания об обязанностях военных, стремление быть похожим на воинов. |
2 |
Ситуативный разговор: «Когда я стану взрослым?» |
Дети рассказывают как они будут защищать Родину, тех кто слабее. |
Сформировано понятие, что мужчина – Защитник (Отечества и всех тех, кто слабее). |
1. |
Рассматривание иллюстрации танка в энциклопедии «Военная техника» |
Дети рассматривают танк, проговаривая названия его частей |
Закреплено название частей танка: корпус, гусеница, башня, дуло. |
2. |
«Мастерская поделок» Тестопластика «Танк»- подарок папам и дедушкам. Показ приемов лепки. |
Дети лепят из соленого теста танк по образцу воспитателя.. |
Закреплен прием сглаживания поверхности, сформировано чувство формы, пропорций, развита мелкая моторика рук. |
3. |
Игра-эстафета «Полоса препятствий: пройди через болото, попади в цель, перепрыгни канаву» |
Дети делятся на две команды, выполняют задания. |
Созданы условия для эмоционального раскрепощения ребенка, развития меткости, ловкости и равновесия. |
4 |
Беседа: «Что нужно военному?» (Примерные вопросы: Какие предметы и военную технику необходимо иметь летчику, моряку, танкисту, пограничнику? Какими качествами характера должен обладать военный? Что такое дисциплинированность?) |
Дети высказывают свое мнение о необходимых предметах и качествах человека ,призванного защищать Родину. |
Закреплено понятие о дисциплинированности военных, о военной технике, чувство уважения к Вооруженным силам России. |
5 |
Д/игра “Парад военной техники»
|
Дети располагают на фланелеграфе картинки воинов и военной техники, согласно указаниям воспитателя, В центр площади устанавливают государственные символы – герб и флаг России. Считают различные предметы, согласовывая числительные с существительными.
|
Закреплено умение ориентироваться на плоскости (справа – слева, вверху – внизу, в середине в углу), различать правую и левую руку, обозначать в речи взаимное расположение предметов, согласовывать числительные с существительными. Закреплено знание государственных символов. |
Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир.Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды. В связи с этим, я стараюсь создать в нашей группе предметную развивающую среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
Созданная предметно-развивающая среда позволяет:
- обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка,
- создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней,
- решить конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Все групповое пространство распределено на зоны, которые доступны детям. Каждая зона видоизменяется и наполняется в зависимости от тематики данной недели.
Предметно-развивающая среда:
- Дидактические игры: «Профессия военный», «Парад военной техники».
- Наглядно – дидактический материал: армейские фотоальбомы, альбом репродукций картин о подвигах солдат, военное обмундирование, картинки о родах войск, репродукция картины «Богатыри» Васнецова, энциклопедия «Военная техника».
- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне: А.Митяев «Почему Армия всем родная», «Флажок», «Наши солдаты», «Самолет»; 3. Александрова. «Дозор»; А. Нехода «Летчики»; Е. Карасев «Город-герой»;
- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей: трафареты (транспорт: водный, наземный, воздушный), раскраски (военные машины: танк, самолет, корабль), материал для конструирования.
- Создание коллекции военной техники.
- Атрибуты для самостоятельной игровой деятельности (оружие, солдатики и др.)
Таким образом, интеграция образовательных областей позволяет достигать оптимальных результатов усвоения дошкольниками материала ООП ДО и реализовывать поставленные задачи.
Читайте также |
---|
Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи
Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования…
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы...