Сценарий познавательного занятия средней логопедической группы по теме «Времена года»
Цель. Закрепить и упорядочить временные представления детей, на основе наблюдений изменений в природе.
Задачи.
- Уточнять и расширять представление детей о природе.
- Обогащать представления детей о геометрических фигурах при помощи символических изображений предметов.
- При помощи взрослого выстраивать связи между явлениями природы, основываясь на собственном опыте.
- Закрепить знания детей о цикличности времен года.
- Способствовать у детей формированию зрительных, слуховых, осязательных впечатлений через игровую деятельность.
- Способствовать проявлению инициативности и самостоятельности со взрослыми и сверстниками при решении игровых задач.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживать персонажам игровой ситуации.
- Продолжать формировать умение детей общаться друг с другом на основе положительных взаимоотношений и дружеских связей.
Оборудование:
- магнитная доска;
- голубь, сделанный из бумаги;
- пакет;
- «портрет» и письмо «Старика-годовика»;
- часы;
- 4 стола;
- сюжетные картинки, соответствующие временам года;
- кормушка с птицами;
- семечки;
- геометрические фигуры;
- емкость с водой;
- кораблики по количеству детей;
- «осенние листья»;
- шкатулка с «чесночными бусами».
Предварительная работа.
Беседа с детьми о временах года, рассматривание сюжетных картинок, рассматривание иллюстраций о временах года. Отождествление времен года с определенным цветом.
Форма работы.
- Решение проблемной ситуации.
- Путешествие.
- Игровые упражнения.
- Игра с правилами.
- Моделирование.
- Совместные действия.
Форма организации детей: подгрупповая.
Интеграция образовательных областей.
- Здоровье.
- Коммуникация.
- Физическая культура.
- Социализация.
- Музыка.
- Безопасность.
- Труд.
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это к нам в гости прилетел?
Дети: Голубь.
Воспитатель: Правильно, голубь. А у него что-то в клюве?
Дети: Пакет (дети рассматривают и достают содержимое пакета), часы, письмо.
Воспитатель: Часы, но они сломанные, портрет Старика-Годовичка и письмо.
Дети: Письмо надо прочитать.
Воспитатель: (читает письмо)
Я – Старик-Годовик,
Жаловаться не привык,
Но беда ко мне пришла,
И смешала времена.
Я теперь не знаю сам,
Верить ли своим часам?
Те, часы всегда подскажут
Время года на Земле:
То ли лето, то ли осень,
То ли стужа на дворе!
Но сломались вдруг они,
Мои верные часы.
Вас прошу помочь, друзья.
Лишь на вас надеюсь я!
Воспитатель: Ребята, мне очень жалко Старика-Годовика, но я не знаю, что делать, подскажите мне.
Дети: Надо починить часы.
Воспитатель: Да, но для этого надо отправиться к нему в гости, и я знаю, как это сделать. Туда могут попасть только дружные и смелые ребята, как вы, подойдите все ко мне, положите свои ладошки на мою ладонь, закройте глаза и повторяйте за мной слова:
Друг за друга будем держаться,
И никого, никогда не бояться.
Дружить всегда, дружить везде,
На суше и в воде
Только дружным, ловким, смелым
По плечу любое дело!
Воспитатель: А где это мы с вами оказались?
Дети: В стране Старика-Годовика.
Воспитатель: Ой, как холодно!
Дети: Зима наступила.
Воспитатель: А как вы догадались, что зима наступила?
Дети: Снег выпал и лежит.
Воспитатель: Зимой бывает снег? А какой он?
Дети: Белый, холодный, липкий.
Воспитатель: Мне очень холодно, что нужно сделать, чтобы согреться?
Дети: Надеть шубу и шапку, перчатки, штаны.
Воспитатель: Замечательно, а чем можно заняться зимой на прогулке, чтобы согреться?
Дети: Слепить снеговика, потанцевать, покататься на санках.
Воспитатель: Конечно. А я вижу какой-то конверт и в нем, что-то есть. Что же там? (высыпает содержимое конверта на стол)
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Правильно, а что из них можно сделать?
Дети: Выложить фигуры.
Воспитатель: Да, дайте скорее с вами согреемся и сделаем различные фигуры.
(дети выкладывают из геометрических фигур: снеговика, зайца, елку)
Какие замечательные фигуры у вас получились!
Ой, ребята, кажется, я что-то слышу (звенит колокольчик и на часах открылся белый сектор), это, наверное, нам небольшая подсказка, давайте найдем картинку, которая соответствует этой части на часах и поместим ее туда.
(Дети ищут картинку с изображением зимы и помещают ее на белую часть круга).
Воспитатель: Мы зимой оделись и нам тепло, а кому-то зимой холодно бывает, они очень часто стучатся к нам в окна?
Дети: Птички.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы они могли согреться?
Дети: Сделать кормушки и покормить птичек.
(Воспитатель ставит кормушку с птичками на стол, достает семечки, раздает детям, они насыпают их в кормушку).
Воспитатель: Ребята, от нашей с вами доброты потеплело, потек ручей и куда-то нас привел. В какое время года?
Дети: Весна, весной бывают сосульки.
Воспитатель: А, может, мы с вами попробуем изобразить сосульку?
Логоритмическое упражнение.
От сосулек – звон, звон Хлопают в ладоши.
Просыпайся клен, клен Поднимают руки над головой, качаются из стороны в сторону.
Растопился снег, снег Трут ладонь об ладонь.
Ручейки в бег, в бег Волнообразные движения руками.
Гром шагает: топ, топ. Топают.
Почки слышно - хлоп, хлоп . Разжимают кулачки.
Дети: На часах еще появилась одна часть круга.
Воспитатель: К ней надо подобрать нужную картинку.
(Дети выбирают картинку с изображением весны и помещают ее на голубую часть круга).
Воспитатель: Весной текут ручьи и что любят делать дети?
Дети: Пускать кораблики.
(Воспитатель достает емкость с водой, кораблики).
Воспитатель: Кораблику нужен ветер, давайте станем им. Какой ветер поможет кораблику отправиться в дальнее плаванье?
Дети: Ветерок, ветер, ветрище.
Дыхательное упражнение: “Плыви кораблик ”
(воспитатель раздает кораблики, дети опускают их в емкость с водой, дуют).
Дети: Открылась еще одна часть круга – зеленая.
Воспитатель: И куда мы попали с вами?
Дети: В лето.
Воспитатель: А почему лето зеленого цвета?
Дети: Потому что трава зеленого цвета.
Воспитатель: Давайте починим часы.
(Дети выбирают картинку с изображением лета и помещают ее на зеленую часть круга).
Воспитатель: Дети я слышу чей – то голосок, послушайте:
Я проснулся, улыбнулся,
Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь я
Тише ветер луговой!
Что это? (одуванчик) Он зовет нас к себе на луг.
Игра: «Что сначала, что потом».
Воспитатель: Дождь капает, да и холодно становится.
Дети: Наступила осень.
(Дети рассматривают картинки ).
Открылась еще одна часть.
(Дети находят картинку с изображением осени и помещают ее на оранжевую часть круга).
Воспитатель: А я помню, что вам летом было интересно стоять под листопадом.
(Раздает детям листья, и дети с помощью листьев изображают листопад).
Воспитатель: Часы мы с вами починили, нам нужно возвращаться в детский сад. А я что-то увидела (достает шкатулку). Что же в ней?
Дети: (нюхают) чеснок.
Воспитатель: (открывает шкатулку) В ней чесночные бусы. Это подарок Старика-Годовика. Чеснок имеет сильный запах и острый вкус. Микробы боятся его. Чеснок можно употреблять в пищу или вдыхать его аромат.
Воспитатель: Мы починили с вами часы, чтобы не нарушался порядок времен года, и эти волшебные часы Старик-Годовик дарит нам. А мы с вами, как только захотим, повернем волшебную стрелочку да представим себя в любом из времен года.
А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.
Кладите ваши руки на мою руку, произнесем волшебные слова:
Друг за друга будем держаться,
И никого, никогда не бояться.
Дружить всегда, дружить везде,
На суше и в воде
Только дружным, ловким, смелым
По плечу любое дело!
Вот мы и в садике, ура!
Читайте также |
---|
Воспитание маленького гражданина
Воспитание маленького гражданина Дошкольный возраст — доступны ли в этот период жизни первые чувства патриотизма? Самые распространённые патриотические чувства в дошкольном...
Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста
Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...
Проект «Хлеб - всему голова!»
Проект «Хлеб - всему голова!»