Конспект НОД по ознакомлению с природой в образовательной области «познание» на тему «Зелёная аптека»
(в старшей группе)
Задачи НОД:
1. Познакомить детей с понятием «Лекарственные растения» и пользе, приносимой людям.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.
3. Закрепить знания детей о растениях и их значении в жизни Планеты.
4. Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.
Материал:
- наглядный материал: рисунки с изображением лекарственных растений, деревьев;
- раздаточный материал: карточки с заданием;
- липовый цвет, чайник, питьевая вода.
План НОД:
I. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Здесь присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, а теперь послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать:
Они бывают разные: Полезные, опасные, Красивые, пахучие С листья, колючие. Лекарства заменяют |
И лакомством бывают, И чаем нас напоют, И даже дом построят, Земли они творенья Зовём мы их …… (растения) |
- Ребята, а что такое растения? (травы, кусты, деревья, цветы)
- А почему травы, кусты, деревья, цветы – всё это растения? (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)
- Ребята, а растения живые или неживые?
- А почему они живые? (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)
- А где же растёт очень много различных растений? (в лесу, парке, полисаднике)
- А какие растения самые высокие? (деревья)
- А какие деревья вы знаете? (ель, сосна, дуб, берёза, тополь, рябина, клён, каштан, осина)
- Ребята, а для чего нам нужны деревья? (выделяют кислород, которым мы дышим)
- Как называют деревья поэтому? (лёгкие земли)
- А ещё для чего нужны растения? (для красоты)
- Да, верно, а ещё говорят: «Рощи да леса – всему свету краса».
- Ребята, а у нас тут от деревьев оторвались листочки, помогите мне разобраться от какого дерева оторвался какой листок.
- Есть такое могучее дерево полное жизни, энергии и красоты. Кто догадался, что это за дерево? (дуб)
- Кто знает стихотворение про дуб? (Один из детей находит дерево, от которого оторвался лист дуба)
- А это дерево сажают в парках, скверах, делают аллеи. А плоды его похожи на колючих ёжиков, кто угадал это дерево? (каштан) (Один из детей находит дерево и соединяет листок)
- А вот этот листок, с какого дерева оторвался? (берёза)
- Из всех деревьев русскому народу милее берёза. Как хороши берёзовые рощи, на них поселяются очень много птиц.
- А кто знает стихотворение про берёзу? (Один из детей находит по листочку – дерево)
- Ребята, а у какого дерева резные, очень красивые листочки, а осенью они очень яркие: красные, жёлтые, оранжевые, как расписной терем красуется это дерево. (клён)(один из детей находит дерево)
- А про это дерево говорят, что оно беззащитное. Когда дует ветерок, они дрожат, ветви хрупкие, кажется, согнутся. Что это за дерево? (осина)(Расскажите стихотворение про осину, найди листочек.)
II. – Молодцы, ребята, а теперь мы с вами немножко отдохнём и покажем, как прорастает семечко.
III. – Пластический этюд «Рождение цветка». Ознакомление с новым материалом.
- Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жизнь на планете не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также им помогают лечиться от болезней. Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях. А может быть, кто-нибудь знает, что такое лекарственное растение? (растения, которые заменяют лекарства)
- А кто знает какие-нибудь лекарственные растения? (ответы детей)Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Сотни лет люди передавали сведения о растениях, составляли целые тома книг «Травники, цветники, зельники» (показать). Люди собирают траву на лугу, в лесу, в поле. Знания о лекарственных растениях пригодятся каждому человеку и вам, ребята, тоже.
- А о каком лекарственном растении вот эта загадка?
Не пустил в огород, оттого она и жжёт (крапива).
- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Если взять крапиву, потолочь и приложить к ране – она очистит и заживит. В крапиве есть вещества, убивающие микробов, крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- А кто угадает вот это лекарственное растение?
Носит этот мальчик Желтый сарафанчик, |
Подрастёт, нарядится В беленькое платьице, |
Лёгкое, воздушное Ветерку послушное (одуванчик). |
- Одуванчик тоже лекарственное растение. Он тоже служит для улучшения аппетита, оказывает тонизирующее и успокаивающее действие.
- А вот ещё одно растение. Кто его угадает:
Тонкий стебель у дорожки На конце его серёжки, |
Нам он – как хороший друг – Лечит раны ног и рук (подорожник) . |
- Кто из вас пользовался подорожником?
- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
- И ещё одно лекарственное растение, с которым мы с вами познакомимся:
Шёл я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. |
Но совсем не горячи Солнца этого лучи (ромашка). |
- Ромашку используют для полоскания горла, заживляет раны, убивает микробы.
IV. Практическая деятельность: задание по карточкам.
V. – Ребята, очень многие растения обладают лечебными свойствами. А вы знаете, что липовые цветы используют как чай? Он тонизирует, успокаивает. И, вообще, он очень вкусный и ароматный. Давайте с вами поучимся заваривать чай. (Заваривание чая.)
VI. Подведение итогов. Чаепитие.
Список использованных источников:
- Т.Н. Зенина, Экологические праздники для старших дошкольников, М., 2008
- Л.Г. Селихова, Ознакомление с природой и развитие речи. М., 2010
- С.Н.Николаева, Эколог в детском саду, М., 2011
- С.Н.Николаева, Любовь к природе воспитываем с детства, М., 2011
Читайте также |
---|
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»
Стеклодувная фабрика
Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...