Конспект НОД по ознакомлению с природой в образовательной области «познание» на тему «Зелёная аптека»

(в старшей группе)

 Задачи НОД:

1. Познакомить детей с понятием «Лекарственные растения» и пользе, приносимой людям.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание.

3. Закрепить знания детей о растениях и их значении в жизни Планеты.

4. Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.

Материал:

- наглядный материал: рисунки с изображением лекарственных растений, деревьев;

- раздаточный материал: карточки с заданием;

- липовый цвет, чайник, питьевая вода.

План НОД:

I. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Здесь присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, а теперь послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать:

 

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие

С листья, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоют,

И даже дом построят,

Земли они творенья

Зовём мы их …… (растения)

 

- Ребята, а что такое растения? (травы, кусты, деревья, цветы)

- А почему травы, кусты, деревья, цветы – всё это растения? (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)

- Ребята, а растения живые или неживые?

- А почему они живые? (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)

- А где же растёт очень много различных растений? (в лесу, парке, полисаднике)

- А какие растения самые высокие? (деревья)

- А какие деревья вы знаете? (ель, сосна, дуб, берёза, тополь, рябина, клён, каштан, осина)

- Ребята, а для чего нам нужны деревья? (выделяют кислород, которым мы дышим)

- Как называют деревья поэтому? (лёгкие земли)

- А ещё для чего нужны растения? (для красоты)

- Да, верно, а ещё говорят: «Рощи да леса – всему свету краса».

- Ребята, а у нас тут от деревьев оторвались листочки, помогите мне разобраться от какого дерева оторвался какой листок.

- Есть такое могучее дерево полное жизни, энергии и красоты. Кто догадался, что это за дерево? (дуб)

- Кто знает стихотворение про дуб? (Один из детей находит дерево, от которого оторвался лист дуба)

- А это дерево сажают в парках, скверах, делают аллеи. А плоды его похожи на колючих ёжиков, кто угадал это дерево? (каштан) (Один из детей находит дерево и соединяет листок)

- А вот этот листок, с какого дерева оторвался? (берёза)

- Из всех деревьев русскому народу милее берёза. Как хороши берёзовые рощи, на них поселяются очень много птиц.

- А кто знает стихотворение про берёзу? (Один из детей находит по листочку – дерево)

- Ребята, а у какого дерева резные, очень красивые листочки, а осенью они очень яркие: красные, жёлтые, оранжевые, как расписной терем красуется это дерево. (клён)(один из детей находит дерево)

- А про это дерево говорят, что оно беззащитное. Когда дует ветерок, они дрожат, ветви хрупкие, кажется, согнутся. Что это за дерево? (осина)(Расскажите стихотворение про осину, найди листочек.)

II. – Молодцы, ребята, а теперь мы с вами немножко отдохнём и покажем, как прорастает семечко.

III. – Пластический этюд «Рождение цветка». Ознакомление с новым материалом.

- Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жизнь на планете не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также им помогают лечиться от болезней. Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях. А может быть, кто-нибудь знает, что такое лекарственное растение? (растения, которые заменяют лекарства)

- А кто знает какие-нибудь лекарственные растения? (ответы детей)Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Сотни лет люди передавали сведения о растениях, составляли целые тома книг «Травники, цветники, зельники» (показать). Люди собирают траву на лугу, в лесу, в поле. Знания о лекарственных растениях пригодятся каждому человеку и вам, ребята, тоже.

- А о каком лекарственном растении вот эта загадка?

Не пустил в огород, оттого она и жжёт (крапива).

- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Если взять крапиву, потолочь и приложить к ране – она очистит и заживит. В крапиве есть вещества, убивающие микробов, крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

- А кто угадает вот это лекарственное растение?

 

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик,

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное

Ветерку послушное (одуванчик).

 

- Одуванчик тоже лекарственное растение. Он тоже служит для улучшения аппетита, оказывает тонизирующее и успокаивающее действие.

- А вот ещё одно растение. Кто его угадает:

 

Тонкий стебель у дорожки

На конце его серёжки,

Нам он – как хороший друг –

Лечит раны ног и рук (подорожник) .

 

- Кто из вас пользовался подорожником?

- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

- И ещё одно лекарственное растение, с которым мы с вами познакомимся:

 

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца этого лучи (ромашка).

 

- Ромашку используют для полоскания горла, заживляет раны, убивает микробы.

IV. Практическая деятельность: задание по карточкам.

V. – Ребята, очень многие растения обладают лечебными свойствами. А вы знаете, что липовые цветы используют как чай? Он тонизирует, успокаивает. И, вообще, он очень вкусный и ароматный. Давайте с вами поучимся заваривать чай. (Заваривание чая.)

VI. Подведение итогов. Чаепитие.

 

Список использованных источников:

  1. Т.Н. Зенина, Экологические праздники для старших дошкольников, М., 2008
  2. Л.Г. Селихова, Ознакомление с природой и развитие речи. М., 2010
  3. С.Н.Николаева, Эколог в детском саду, М., 2011
  4. С.Н.Николаева, Любовь к природе воспитываем с детства, М., 2011


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Стеклодувная фабрика

Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Читайте также

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...