Интегрированное занятие «Славянские семьи и их ремесла» по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательные задачи:

  • Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
  • Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).
  • Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка, сундук).  
  • Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.  

Развивающие задачи:

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Оздоровительные задачи:

Поднимать эмоциональный настрой детей, способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток: «Дружно встали на разминку».

Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы.

Материал к занятию: картина «Славянская семья», картинки «Славяне и их   ремесла», подарки от хозяйки (в глиняной миске пироги, сушки, коврик), глина, ленточки, полотно для плетения коврика, клеенки, столы для практической работы.              

Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.

4. Рассматривание репродукции картин А.Васнецова «На пашне».

5. Разучивание хороводов «Земелюшка - чернозем», « Во поле березка стояла».

Ход   занятия.

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает закличку.

Ку-ка-ре-ку-ка-ре-ку,

Не лежите на боку!

Добры молодцы, вставайте,

Девки, косы заплетайте.

Пастушок, в рожок играй

Занавес нам открывай.

Что за ним скорей узнайте

И загадку отгадайте.

             Здесь не погреб, не чулан

             Не растет за ним тюльпан

             Есть там светлая светлица

             Есть там русская девица

             Есть и печка и труба

             Это русская …….

Дети: - Изба.

В-ль: - Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба?

Дети: - Это деревянный дом……..

В-ль:. - Кто жил в избах?

Дети: - Люди, семья…….

В-ль: - А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков?

Дети: - Да……

Открывается занавес.

Гостей встречает хозяйка избы, одетая в русский национальный костюм.

Хозяйка:- здравствуйте, гости дорогие!

- Доброму гостю хозяин рад. Зачем пожаловали?

Дети: - Мы хотим узнать, как жили наши предки………

Хозяйка: - Сейчас я вам расскажу и покажу.

Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.

Хозяйка показывает самовар детям.

Хозяйка: - А вы тоже пьете чай из самовара?

Дети: - Нет, из чайника………

Хозяйка: - Ребята, посмотрите! А это русская печь- «матушка»- символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней мы готовим еду, печем хлеб.

На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу.

Щи да каша - пища наша.

Хозяйка показывает чугунок. Дети с воспитателем рассматривают его.

В-ль: - какой чугунок?

Дети: - черный, железный, тяжелый, ручек нет………

Хозяйка: - А это ухват. С помощью него мы достаем горячий чугунок из печи.

В-ль: - А мы с вами тоже готовим еду в чугунках и на печи?

Дети: - Нет, мы готовим еду в кастрюлях, на сковородках. Кастрюли и сковородки ставим на плиту. Плиты у нас газовые и электрические………

Хозяйка: - Примите в подарок мое угощение (дает в глиняной миске пироги, баранки).

Хозяйка ведет дальше детей по избе.

Хозяйка: - А это прялка. В зимние долгие вечера мы женщины сидим за прялками прядем пряжу, чтобы из нее связать теплые носки, сшить рубахи.

Хозяйка подводит детей к сундуку.

Хозяйка: - Это сундук. Как вы думаете, что лежит в этом сундуке?

Дети: - в сундуке могут лежать вещи, игрушки…….

Хозяйка: - В сундуках мы храним - сарафаны, рубахи, рушники, украшения.

(дети рассматривают то, что лежит в сундуке)

В-ль: - Ребята, мы тоже храним одежду в сундуках?

Дети: - Нет, одежду мы вешаем в шкаф…….

Хозяйка достает из сундука коврик.

Хозяйка: - Этот коврик вам от меня в подарок.

Воспитатель и дети:- Спасибо Хозяюшка за рассказ и подарки.

Хозяйка: - И вам спасибо, что побывали у меня в гостях, жаль только, что моей большой семьи не было дома. (Хозяйка показывает на картину «Славянская семья»).

Дети смотрят на картину.

В-ль: - нам пора возвращаться домой в гостях хорошо, а дома лучше.

Дети садятся на стулья, а воспитатель ставит на стол подарки.

В-ль: - Ребята, вы обратили внимание, какие были большие семьи. Кого вы увидели на картине.

Дети: - Бабушку, дедушку, папу, маму, братьев, детей и т.д.

В-ль: - Каждая такая большая семья занималась своим ремеслом.

Давайте познакомимся с ремеслами наших предков.

Воспитатель на мольберт выставляет картинку и говорит пословицу:

- « Хлеб всему голова»

- О чем эта пословица?

Дети:- Эта пословица о хлебе………

В-ль: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю.

Кто пахал землю?

Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда воспитатель сообщает что этого человека называют - пахарь)

В-ль: - Одна большая семья занималась земледелием и выращивала пшеницу, рожь, а потом пекли хлеб.

Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?

Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей…….

В-ль: - Как называли славян, которые охотились на зверей?

Дети: - Их называли охотниками……..

Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянского охотника.

В-ль: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.

- Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?

Дети:- Металлические предметы для охотников ковали кузнецы………

Воспитатель вывешивает картинку славянского кузнеца. В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.

А вы, хотите быть такими сильными?

Дети: - Да, хотим…………..

Физкультминутка: «Дружно встали на разминку».

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(поворот вправо)

Через левое плечо.

(поворот влево).

И назад сгибаем спинку.

Раз- два - три, раз- два - три,

Да смотри не упади.

(дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу).

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету.

(наклоны вперед).

После физкультминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель обращает внимание детей на подарки, которые подарила хозяйка избы.

В-ль: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта миска?

Дети: - Миска сделана из глины……..

В-ль: - Правильно, сделал эту миску гончар.

Выставляет на мольберт картинку славянского гончара.

- Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге,

а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.

Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянская ткачиха.

В-ль:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».

Посмотрите, какой замечательный коврик нам подарила хозяйка избы.

Значит она кто?

Дети: - Хозяйка избы ткачиха………..

В-ль: - Правильно и все женщины у нее в большой семье были ткачихи.

Скажите, а вы хотите сделать своими руками миску, кувшин из глины или соткать коврик?

Дети: - Да хотим.

Воспитатель предлагает детям старшей группы пройти за столы и заняться гончарным ремеслом (делать посуду из глины), а детям подготовительной группы заняться ткачеством (соткать коврик, разноцветные ленточки вплетать в коврик).

После завершения работы воспитатель рассматривает с детьми то, что у них получилось, хвалит детей.

Дети, которые занимались гончарным ремеслом, моют руки и вытирают их полотенцем.

Воспитатель предлагает вспомнить:- Что нового узнали о жизни славян?

Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом……..

В-ль: - Названия каких ремесел вы запомнили?

Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.

В-ль: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью наших предков.

Хозяюшка Арина

Воспитанники детского сада №11 «Золотой ключик» в гостях у хозяюшки Арины.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста Аннотация: Почему зайца называют Косым? Кто такой заяц- беляк и заяц- русак? На...

Детско-родительский проект «Семья вместе, так и душа на месте»

Детско-родительский проект «Семья вместе, так и душа на месте» Паспорт проекта. Тип проекта: комплексный.Продолжительность проекта: учебный год.Участники проекта: педагоги, воспитатели, дети старшей...

Читайте также

Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза»

Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза» Ведущий 1: В лесу на красивой зимней опушке Жили подружки, и все хохотушки. (Выбегают четыре хохотушки, танцуют.) Жили, дружили...

Дидактическая игра «Добавь сахар в чай»

Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» Аннотация: Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических...

Дидактическая игра «Чей листок?»

Дидактическая игра «Чей листок?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Чей листок?» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...