Конспект интегрированного занятия «В гостях у тётушки Алёны»

(познавательное развитие – музыкальное) для подготовительной группы

Задачи:

1. Воспитание интереса к народному быту;

2. Формирование образной речи, умение употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки;

3. Обогащение словаря детей названиями предметов быта; вызвать интерес к русским традициям: помощь, уважение к старшим;

4. Воспитание доброты и любви друг к другу, окружающему миру.

5. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; совершенствовать навыки выразительного исполнения песен; обращать внимание на артикуляцию.

Активизация словаря: печь, чугун, ухват, кочерга, дорожка, прялка, самовар.

Обогащение словаря: традиция.

Материал: старинные предметы быта: печь, ухват, кочерга, чугун, дорожка, прялка, самовар; дрова, народный костюм, угощения для детей (варенье, блинчики).

Ход занятия:

Восп: - Дети, сегодня мы с вами поедем в гости к тетушке Алёне.

А живёт тётушка Алена далеко, за лесом, поэтому путь нам предстоит не легкий. Давайте подумаем, на чем нам можно добраться? (ответы детей).

- А вы когда-нибудь на лошади катались? Давайте поедем на телеге, запряжём лошадку, и в путь.

Песня «В телеге деревянной…».

Муз. Рук: Смотрите, вас уже кто-то встречает у ворот.

Хозяюшка: (воспитатель в русском костюме) - Здравствуйте, гости дорогие! Откуда вы ко мне пожаловали, из какого города? (ответы детей).

- Ах, из Рязани!? Какое интересное название – Рязань, а почему он так называется? (дети называют версии происхождения названия города).

- Ну, надо же какие умненькие гости ко мне приехали. Может тогда уж и расскажете, что в вашем городе есть интересного, чем он знаменит.

Песня «Мы в Рязани родились».

- Молодцы! Только вот сомненье меня берет. Вы точно из Рязани? Странно, не похожи вы на Рязанцев – вы вон какие стройные, красивые. А я слышала, что Рязанцев «косопузыми» называют.

(дети объясняют, откуда пошло выражение «Рязанцы-косопузые»).

- И правда, вспомнила, мой дедушка мне рассказывал, как его дедушка на помочь к соседям ходил, да и к себе соседей приглашал помогать, ведь избу рубить тяжелое дело. На Руси говорили не строить избу, а рубить. И вот почему. Из инструментов у мужиков был только топор. Молотков в те времена еще не придумали, гвоздей – не знали, пил в деревне тоже не было. Все делали топором: дерево рубили, сучья обрубали, кору с дерева очищали. Да так скрепляли, что ни одной щелочки не оставалось, и стоят эти избы и 100 и 200 лет. Рубили деревья зимой, когда дерево «спит».

А в мороз топор за пояс засовывали, чтобы рукам не холодно было, перевешивался топор, и казалось, будто пузо у мужика на боку. Вот такие мастера на Рязанщине жили умные, сильные, старательные, дружные. Было такое правило на Руси соседям помогать. Традиция помогать друг другу называлась помочь. « Одному хорошо, а вместе лучше». – А уж как закончат дело, так хозяйка стол накрывает – и квасок, и лучок, и щи, и пироги. - Что есть в печи – все на стол мечи.

- Ой, Что ж я наделала. Заговорилась с вами, а ведь вас покормить надо. А у меня и дрова не наколоты, печку растопить нечем. Помогайте мне ребятушки.

Пальчиковая игра:

«У крыльца растет трава, я колю, колю дрова

Колю дрова на чурочки, горит огонь в печурочке

Гори, гори жарче печь, будем вместе пышки печь.

- Вот спасибо! А пока у нас пирог испечется, картошечка сварится, да самовар закипит, давайте-ка, посмотрим, что у меня в избе есть.

А вот загадки мои сумеете разгадать? Отгадки все у меня в избе есть.

 

1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

   зимой много ест, летом много спит. (Печь).

 

2. Кривы, корявы, залегли, как павы.

   А как стали, горячи, облизали кирпичи. (Дрова).

 

3. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

   что схватит – отдает, сам в угол идет. (Ухват).

 

4.Стоит толстячок, блестит бочок

   шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

 

5. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).

 

6. Дедко коптел, много лет терпел, много душ кормил,

   А разбился, под плетнем очутился. (Чугун).

 

7. Пляшет, скачет крошка, а всего 1 ножка.

   Как устанет, в угол встанет. (Веник).

- Молодцы, и загадки разгадывать умеете. Скажите мне, пожалуйста, ребятушки, где все эти вещи раньше можно было взять? (ответы детей).- Да, действительно, все приходилось мастерить самим. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом очень много пословиц есть.

Вот например:

Какова пряха, такова на ней и рубаха.- А вы знаете пословицы о труде?

Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Рабочие руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Всякое дело мастера боится.

Кончил дело, гуляй смело.

- Молодцы, много пословиц знаете. Действительно, все приходилось делать самим. Собирались зимним вечером в одной большой избе парни да девчата, брали в руки работу, а песней себе помогали. А парни лапти плели, ложки вырезали, да невест себе выбирали. А девицы устанут сидеть, пляску заведут. Выходите, красны девицы, с платками танцевать, красоту показать.

«Танец с платками». (Русская народная мелодия)

- А как на вас добры молодцы смотрели, глаз не отрывали. Ну, выходите, добры молодцы, игру заводите, девиц приглашайте.

 Р. нар. Игра «У нас праздничек…»

Дети стаят в хороводе, ведущий – мальчик ходит в кругу и выполняет движения по тексту(желательно чтобы поиграл каждый мальчик) выбрав девочку ведет её в круг, игра повторяется:

У нас праздничек - Сергеев (имя ведущего) день,

А мой миленький гулять пойдет,

Поцелует и назад отведет.

- Вот спасибо, порадовали. Пока мы с вами разговоры разговаривали, пели да плясали, пирог мой испекся, блинчики поджарились. Собрала я вам угощения на дорожку. Сами отведайте, да гостей попотчуйте. Понравилось вам в гостях? Да и мне такие гости очень нравятся. Только вот попросить хочу мне в подарочек песню спеть, уж больно хорошо вы поете. А пока будете петь, не заметите, как в детском садике своем окажетесь. Приезжайте ко мне еще.

Песня «Россия».

Во время пения детей воспитатель переодевается, встречает детей.

Восп: Вот мы и в нашей группе. Понравилось вам в гостях? Еще поедем?

А сейчас пойдем мыть руки и примемся за угощение, а тетушке Алене надо будет письмо написать, пусть и сама к нам в гости приедет посмотреть, как мы в городе живем.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей второй младшей группы по окружающему…

Конспект образовательной деятельности детей второй младшей группы по окружающему миру Тема: «Насекомые» Цель: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их разнообразии...

Консультация для родителей «Красавица весна»

Консультация для родителей «Красавица весна» Закончилась зима и наступила долгожданная весна! Весна - это самое полезное и приятное время года для...

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги?

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги? Примерно в конце июля дошкольники, которые идут в детский сад, часто...

Читайте также

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и…

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и поём!»