Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности на тему: «Березы тоже плачут»
для детей старшей группы
Обучающая задача: Продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу приносит это дерево людям.
Воспитывающая задача: Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Видеть и наслаждаться красотой русской берёзки на яву и в картинах.
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Оборудование: Картины и иллюстрации с изображением берёзы в разное время года. Поделки из бересты. Засушенная веточка берёзы, живая веточка берёзы с почками.
Предварительная работа: Мы выбрали с младшей группы на участке детского сада своё дерево, это была - берёза. Постоянно наблюдали за ней. В каждое время года около берёзки проводили целевые занятия (осень, зима, весна, лето). Рисовали берёзку высокую и низкую, кудрявую и развесистую. Учили стихи С.А. Есенина «Белая береза», Прокопьев «Люблю берёзку» и другие. Читали рассказы, сказки. Летом собирали природный материал-кору (бересту). Засушили листочки, веточки, для флористики.
Часть I
Ход занятий: Воспитатель загадывает загадку:
«Стоит в поле молода,
Кудрява и стройна,
Как снег бела,
Как луг зелена.
Летом прохлаждает, зимой согревает,
А настанет весна - потёчет слеза» (берёза)
«Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек» (берёза)
Вот сегодня мы и поведём беседу о берёзе. Берёза - красавица русских полей. Символ земли русской. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу прекрасную землю, а иногда грустит, как-будто жалуется на кого-то.
Много стихов, песен сложено о ней, написано картин. Давайте послушаем музыку
Стихотворение «Люблю берёзку» Прокопьева (читает ребёнок).
Ребята, а оказывается берёзы тоже плачут. Хотите знать почему?
Ранней весной с наступлением первых тёплых дней берёза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит?
Корни высасывают из почвы влагу с растворёнными в ней питательными веществами. Эта влага несёт к кроне всё, что необходимо для набухания почек, из которых потом, что появляется? (листочки).
Эту влагу и называют берёзовым соком. Он насыщен разными витаминами, которые полезны для человека. Из-за него люди и наносят раны берёзе, и она начинает плакать.
Да и как же иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто берёза погибает.
Что же делать? И сок нужен, берёзу жалко…(высказывание детей)
Оказывается, можно добыть сок, не причиняя берёзки вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в неё наберётся берёзовый сок.
И ещё запомните: срезать ветки можно только с больших берёз, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой.
Берёзовый сок очень полезен, и его используют, как лекарство при разных заболеваниях, как витаминное средство.
Берёза - одно единственное дерево с белой корой. Это делает её особенно привлекательной, трогательной и нежной. С кем мы можем её сравнить? (высказывание детей)
Прекрасна берёзка в любое время года. Осенью в золотом убранстве, зимой - сверкающая в ажурном инее (чтение стихотворения Есенина «Белая берёза»), летом - длиннокосая, кудрявая; весной - ослепительно-белая на фоне изумрудной травы (рассказ сопровождается рассматриванием картин, изображающих берёзу в разное время года на фоне музыки П.И.Чайковский «Осенняя песня»)
Но испокон веков берёза радовала людей не только красотой. Много пользы она приносит нам с вами.
О целительном берёзовым соке мы уже знаем. Кто хочет поделиться своими знаниями о пользе берёзы? (высказывание детей).
Из берёзы изготовляют мебель, плетут корзины, делают краски, чернила. Берёзовые дрова незаменимы: они горят долго и дают много тепла. А какая русская банька не обойдется без берёзового веника - все хвори и боли выгонит из вас.
Подумайте и скажите: что каждый из вас может сделать, чтобы берёз стало больше, чтобы они радовали нас своей красотой и приносила пользу? (не ломать молодые деревца, посадить, ходя бы, одно дерево…).
Часть II Пословицы и поговорки о лесе, о природе
(дети по очереди вспоминают пословицы и поговорки).
1. Лес - богатство и краса, береги свои леса.
2. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
3. Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.
4. Кто природу губит, тот свой край не любит.
5. Лесная сторона не одного волка, а и мужика кормит.
6. Берёзовые почки – берегите для примочки…
В жизни людей есть праздники. Вот так и в жизни берёзки есть свой праздник. Как он называется? Кто знает?
Троица - праздник старый. Это пограничный праздник- встреча весны с летом. В этот день украшали избы и дворы веточками берёзы, водят хороводы, обряды, поют песни. Это праздник девушек. Девушки плетут венки и украшают берёзки ленточками.
Существуют приметы на троицу:
1. На троицу дождь - много грибов.
2. Если веточки берёзы через 3 дня свежие - ожидай мокрого сенокоса.
3. Венок тонет - к несчастью, а не тонет - к счастью.
Троица - духов день, семик и берёзка.
А сейчас давайте поводим хоровод около берёзки (можно взять веточки берёзки с водой в вазе) и украсим её разноцветными ленточками.
Хоровод «Берёзка, моя берёзонька» Филиппенко.
Воспитатель показывает письмо, которое прислали дети из школы №1, они просят детей - дошколят принять участие в акции «Берёзкины слёзки».
В заключение занятия:
Прозрачен, чист сок берёзовый, как слеза. Угощайтесь!
«Пейте сок берёзовый, чтобы были щечки розовыми!» (предлагаю попить уже приготовленный сок).
Во вторую половину дня можно предложить детям нарисовать листовки с запретными знаками о берёзе. Вместе с родителями развесить их на свои и соседские подъезды: «Берёзкины слёзки».
Список литературы:
1) Журнал «Дошкольное воспитание» №11 1995.
2) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. Новая школа. Москва 2005г.
3) Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993.
Читайте также |
---|
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей…
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок» Цель: создать условия для развития логического мышления...
Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…
Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...
Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»
Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...