Конспект занятия по формированию у старших дошкольников любви к родному краю, средствами ознакомления с природой родного края «Синичкина столовая»

Программное содержание:

  • воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к природе родного края;
  • закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края;
  • научить детей правильно подкармливать зимующих птиц края.

Материал и оборудование:

Образцы семян различных трав, образцы кормушек из пластиковых бутылей и картона, фанеры. Иллюстрации со схематическим изображением различных видов кормушек; иллюстрации, изображающие птиц, живущих в Белгородской области.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о зимующих птицах. На прошлых занятиях мы учились различать зимующих и перелетных птиц нашего края. Кто мне их назовет?

Дети повторяют названия перелетных и зимующих птиц. Рассматривают картинки, уточняют, где какая птица нарисована.

Воспитатель: Зимующих птиц значительно меньше, чем перелетных. Не улетают в теплые края чижи, чечетки, щеглы, поползни, клесты, разные виды синиц. Зима - нелегкое время для этих пернатых, поэтому многие из них перебираются из леса поближе к человеческому жилью. Как вы думаете, из-за чего больше всего страдают наши птички зимой?

Дети: Им холодно.

Воспитатель: Да, конечно, им холодно. Однако мороз не был бы так страшен птицам, если бы не бескормица, голод. В зимней жизни многих птиц основное значение имеет питание. В поисках пищи проходит у них весь короткий день. Для поддержания жизни им приходится съедать много корма. При голодании у них сильно понижается температура тела, и они быстро гибнут. Зимой синиц в это время года погибает до 90 процентов. В среднем из десятка разных птиц, зимующих у нас, вновь встретят весну только три. Вот почему так важно подкармливать птиц-зимников. Для синиц, например, особенно тяжелы гололедица и сильный снегопад при оттепели. Лед и снег покрывают все ветки, а на них-то и кормятся эти птицы. Скажите, а чем они кормятся?

Дети: насекомыми.

Воспитатель: Правильно, только не самими насекомыми, а их зимующими в коре деревьев гусеницами. А это значит, что даже зимой наши птицы усердно трудятся. Несмотря на снег и морозы, птицы зимой помогают бороться с насекомыми-вредителями. Большие синицы эффективно расправляются с зимующими гусеницами яблоневой плодожорки, боярышницы, златогузки, уничтожая множество их зимних гнезд. Не уступают им в этом деле дятлы и поползни. Благодаря зимующим птицам весной сады Белогорья так красивы, а осенью мы собираем богатый урожай плодов. Давайте же поможем птицам пережить тяжелую зиму. Как нам это сделать?

Дети: Подкормить птиц.

Воспитатель: Конечно! Но чем же мы их подкормим?

Дети: Хлебными крошками, сухарями, семечками арбуза, тыквы, дыни, подсолнечника.

Воспитатель: Молодцы! Отличный рацион для наших друзей! Но неплохо добавить бы к нему кусочки сала, сыра, мясные отходы (например, на мелких куриных косточках). Их очень любят синицы. А ещё мы можем уже осенью заготовить для птиц семена различных дикорастущих трав. Зимующие птицы любят семена сорняков. Чечетки кормятся зимой на высохшей лебеде, снегири - на конском щавеле и крапиве. Щеглы же предпочитают колючий репейник. Все эти семена нетрудно заготовить осенью. А как вы думаете, что птичкам давать нельзя?

Дети: соленые продукты, сладости.

Воспитатель: Правильно! Очень соленые продукты опасны для птиц, а конфеткам и чипсам вообще не место в зимней кормушке. Да и черный хлеб давать не стоит. Но вот мы выбрали для птиц корм. А куда же мы его насыплем? Давайте посмотрим, какие бывают кормушки.

Дети под руководством воспитателя рассматривают виды кормушек.

Воспитатель: Для синиц можно смастерить простую кормушку из пластиковой бутылки с отрезанным боком или из бумажной коробочки из-под молока, или кефира. Кормушку можно укрепить рядом с форточкой или повесить на дерево. Важно, чтобы она была удобна для птиц и из-за непродуманной конструкции не стала западней. Для подкормки птиц делают также кормовые столики или домики с крышей и боковыми стенками, чтобы корм не засыпало снегом и не сдувало его ветром. Их можно подвешивать на проволоке, шнурах, прикреплять к стене, на карнизах окон. А если вы живете в частном домике, или хотите подкормить птиц на даче, то появляются еще несколько вариантов кормушек (показывает иллюстрацию). Например, ветки растений с плодами и пучки подсолнухов привязывают или прибивают к столбику. Или: на перекладине, соединяющей столбики, привязывают банки и пакеты с кормом для синиц. Большая стеклянная банка с кормом перевернута и укреплена над ящиком. Корм из банки высыпается автоматически. Еще: ящик с косточками и мясными отходами прикрепляют к столбику. Мешочек с кормом можно посадить на кол и привязать над ящиком. Корм из отверстий в мешке высыпается по мере его поедания. А как вы думаете, как часто следует кормить наших пернатых друзей?

Дети: каждый день.

Воспитатель: Да, причем здесь тоже есть свои правила. Зимнюю подкормку проводят регулярно. Если 2-3 дня не давать подкормку, птицы могут больше не появиться у кормушек. Корм дают с вечера, чтобы птицы могли кормиться рано утром. Особенно в сильный мороз, снегопад и гололедицу кормушка должна быть все время полной.

Давайте посмотрим в окно и увидим, сколько глаз смотрят с надеждой на нас. Занятые своими делами, мы порой забываем о тех, кто терпеливо ждет и надеется на нашу помощь. Покормите птиц зимой! Подумайте, что для синички долгая зимняя ночь может стать последней. Возможно, насыпанная вами в кормушку горсть семечек спасет жизнь какой-нибудь маленькой птахе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Читайте также

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7…

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7 лет

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...