Конспект занятия по «Познаю мир»
Тема: «Кама - Перми начало»
Задачи:
1. Углубить представление о Каме, её пути по территории Пермского края, о реках, впадающих в неё, о причинах строительства по берегам современных городов, сёл, деревень; формировать представление о Каме как о реке – красавице, реке – труженице.
2. Познакомить детей с городами Пермского края, построенными по берегам Камы: Соликамском, Чайковском, Вызвать желание отобразить в рисунке преставление о Каме, для чего нужна вода?
Оборудование:
Иллюстрации с изображение реки Камы, ½ альбомного листа, цветные карандаши.
Мебель.
Столы стоят полукругом
Занятие начинается за столами.
Воспитатель: А кто мне скажет, какая самая большая река в Пермском крае?
(Ответы детей).
Главная река нашего края - Кама. Река Кама связующее звено всех районов края, река главная природная достопримечательность и важная водная магистраль Перми.
С детства привыкли все к таким образным выражениям: «Волга – матушка, а Кама – доченька», «Волга – старшая сестра Камы».
Но если подойти с научной точки зрения, то по одним гидрологическим показателям Кама чуть – чуть превосходит Волгу, по другим – наоборот.
Но по большинству Кама – главная река (показывает иллюстрации).
Кама, Кама - Перми всей начало, ты её красота и душа.
Возникновение города, и вся последующая его судьба связана с Камой. В старину проходили торговые пути из Перми великой в страны ближнего востока; осуществлялась связь западных и восточных земель. В 18 веке Пермь стала не только центром медеплавильной промышленности, но и крупнейшей перевалочной базой. Через неё по Каме шли металл, соль, лес, пушнина и другие богатства Пермской земли.
Наш город раскинулся по обеим берегам Камы, там, где незримо её пересекает 58 параллель. Наш город находится на правом и левом берегах сразу двух водохранилищ - Воткинского (ниже платины Камгэс) и Камского с обширным Чусовским заливом (выше платины Камгэс) созданных на главной реке Пермской области- Каме.
Кама по праву считается одной из главных, самых длинных (70 км) и самых широких (около 1 км) улиц Перми
НА 7-9 минуты проводится физкульт минутка.
Кама промышленная
Есть на Каме-улице свои промышленные предприятия. Это порты с разнообразными судами, пристани, причалы, затоны и ремонтные базы речного флота, шлюзы, судозаводы и др. Пермский грузовой порт — высокомеханизированное и автоматизированное предприятие, один из крупнейших речных портов России. В период навигации круглосуточно работает судоходный шлюз Камской ГЭС — целый комплекс оригинальных гидротехнических сооружений. Шлюз протяженностью 1,5км имеет две нитки каналов с камерами-ступенями (длина каждой — 240 м, ширина — 30 м). Широко известен в нашей стране Пермский судостроительный завод «Кама» (показывает иллюстрации).
Б районе города действуют два мостовых перехода через Каму: железнодорожный и автомобильный, третий мост «Красавинский».
Промышленные объекты по берегам рек оказывают неблагоприятное влияние на их экологическое состояние.
Строительство городов и интенсивное развитие промышленности в Пермской области стали причиной сильного загрязнения Камы и многих ее притоков. Некоторые реки уже погибли и превращены в настоящие сточные канавы. Большое количество опасных загрязнений поступает и от сельского хозяйства: стоки с ферм, органические и минеральные удобрения с полей, химикаты, применяемые для борьбы с вредителями растений. От них страдают сам человек, «братья наши меньшие» (рыбы, птицы, животные водных мест обитания), внешний вид водоемов.
«Не плюй в колодец - пригодится воды напиться».
Многие отрасли хозяйства постоянно берут из природных объектов большие объемы чистых вод, используют их и возвращают загрязненными. Иногда загрязнение бывает настолько велико, что природа не в силах сама справиться с ним, а, значит, в дальнейшем используется уже загрязненная вода — как для питьевых, так и для хозяйственных целей. Это вызывает многочисленные болезни человека.
Основные загрязнители в Перми и области — предприятия химической, нефтехимической, машиностроительной и целлюлозно-бумажной промышленности, а один из основных потребителей воды в области — энергетический комплекс. Большая часть воды (98%), используемой объектами энергетики, не требует очистки. Тем не менее, эти объекты ухудшают состояние водоемов, создавая тепловое загрязнение.
Подземные воды, используемые для водоснабжения, также подвергаются антропогенному загрязнению. В большей степени это происходит в местах разработки месторождений нефти, калийных солей, каменного угля.
Забота о здоровье и жизни современных и будущих поколений людей требует эффективной очистки вод еще до сброса их в водоем. Для этого строятся очистные сооружения (механические, физико-химические и биологические; их общее число в области — 208), внедряются на предприятиях малоотходные технологии, создаются водооборотные (замкнутые) циклы, прекращен на реках молевой (россыпью) сплав древесины, в помощь животным проводятся операции, например, «Малек» и так называемые месячники тишины в период нереста рыбы и т. д.
Ребята, а давайте с вами нарисуем нашу реку Каму, и постараемся отобразить символами для чего нужна вода (пресная, ту которую можно употреблять в пищу, которая не губительна для живой природы)
А кто мне скажет, какую воду нельзя употреблять в пищу? (которая солёная, она в морях, океанах).
Дети рисуют.
По окончании занятия воспитатель и дети подводят итоги .
Вы хотите ещё больше узнать о нашем Крае? Тогда на следующем занятии продолжим изучение нашего края, края в котором мы с вами родились и живём.
До свидания.
Используемая литература:
1. Е. А. Черных, Т.В. Похожаева «Твоё Прикамьё»
2. А.М Федотова. «Пермский край – мой родной край»
Читайте также |
---|
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ Семья играет колоссально важную роль в воспитании и социализации ребенка. Это...
Адаптация ребенка в детском саду
Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...
Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»
Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...