Конспект занятия по народному творчеству для детей старшего возраста «Посиделки в горнице»

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

  • Закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали; рассказать о характере русского человека (гостеприимство, радушие, дружелюбие).
  • Обогатить словарь детей: изба, горница, красный угол, бабий кут, середа, спозаранку, лапти, лукошко, веретено, балалайка, расстегай, кулебяка.
  • Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами музыкального фольклора.
  • Способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.

Предварительная работа:

  • Беседы о хлебе, об уме и глупости, профессиях гончара, пекаря, ткача, приметах времен года, об истории вещей;
  • Рассказ о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха;
  • Рисование, лепка на темы народных художественных промыслов (гжель, дымка, хохлома, городец);
  • Разучивание музыкального материала.

 

Ход занятия:

Зал оформлен как комната в избе: слева — печь и бабий кут, справа — красный угол, стол, лавки и кухонная утварь. Приготовлены пироги для всех гостей, сушки, баранки. Дети — в костюмах, Василиса — в сарафане с лукошком.

Хозяйка — тоже в сарафане.

Мальчики с балалайками под музыку заходят в зал.

Мальчик:Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка, звончата!

Дома ль Рита, дома ль Ира,

Дома ль душенька - Танюшенька?

Девочки выглядывают из-за дома.

Девочки. Мы — туточки!

Мальчик. А что вы здесь делаете?

Девочки:А мы в доме прибираемся,

Гостей дожидаемся, созывать собираемся!

1-я девочка: Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, народ!

2-я девочка: Приходи, кому охота!

А кому неохота — тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

Стук в дверь.

Мальчики и девочки. Слышим, слышим!

Заходят хозяюшка и Василиса с лукошком.

Гости: Здравствуйте, ребята и девчата! Какие вы все нарядные и красивые.

А наряды у вас какие необычные.

Девочки. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим.

1-я девочка. Авы, гостьюшка, будьте хозяйкой на нашей беседе.                                                

Гостья (кланяется в пояс). Спасибо за приглашение!

С удовольствием останемся на вашей беседе, а я буду хозяйкой.

Только скажите нам: на какую беседу вы собрались?

2-я девочка: А собрались мы, чтобы вам о русском быте рассказать.

Девочки. Проходите в горницу.

Проходят, рассматривают избу.

Хозяйка: Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину, я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли!

Xозяйка. Русский народ славен дружбой и силой.

Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети. Потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

Xозяйка: Дружный и отзывчивый — это как понимать?

Дети. Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Xозяйка. Правильно, делали одно дело.

Дети. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо.

Xозяйка. Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети. Горница.

Xозяйка. Кого в ней принимали?

Дети. Гостей.

Xозяйка. Как гости в избу входили?

Дети. Кланяясь.

Хозяйка. А почему?

Дети. Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.

Xозяйка. Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка,

в мучке жучка», — что главным было в горнице?

Дети. Печь.

Xозяйка. В избе — печка, в печке — зола, а в золе — жар.

Дети: 1.Как уютно в нашей горнице! Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается, наша сказка начинается!

2. На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская.

3. Вьется из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе — значит, жизни нет.

Xозяйка. Почему так говорили: «Печи нет — жизни нет»?

Дети. Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги,

сушили варежки, валенки.

Хозяйка. А что еще сушили?

Дети. Растения от простуды, грибы, ягоды.

Хозяйка. А как печь лечила больного?

Дети. Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.

Xозяйка. Как в старину про печку говорили?

Дети: 1. Русской печки нет добрее, всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет, деток спать уложит.

2.И сверчок поет где-то рядышком,

Как тепло с тобой, печка-матушка!

Песня «Печка», девочки.

Xозяйка. Поведем беседу дальше.

1-я девочка. Правый от печки угол назывался бабьим кутом, или середой. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.

Отсюда и слово «закуток», т.е. особенное место (обособленное).

(Показывает на печь.)

2-я девочка. Другой, левый от печки, угол назывался красным, красивым.

Это было особое место для гостей.

Хозяйка. Русский народ всегда славился гостеприимством. Какие поговорки вы об этом знаете.

Дети: 1. «Что есть в печи, все на стол мечи».

2. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Xозяйка. Почему так говорят?

3-й ребенок. Умей в гости звать, умей и угощать.

Xозяйка. Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали (изображает). Любой труд был почетен: взрослый и детский.

Василиса: К труду девочку приучала мать. Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5—7 лет. «Не та родна дочь, что бежит от дома прочь, а родна дочь, что на всякой работе видно», — гласит пословица.

В10 лет девочка умела прясть на маленькой прялке, училась ткать, помогала в стряпне.С маленькой прялкой она отправлялась на первые свои посиделки, где обучались мастерству в прядении и вышивании, а также обязательно песням, танцам.

Две девочки — за прялкой. Пятеро детей вышивают на пяльцах.

Девочки: 1. А как шили-вышивали, так и песню напевали.

Пели, правда, от души, но и песни хороши!

2.Где песня поется, там счастливо живется.

С песней и труд спорится, хорошо живется — хорошо поется.

Xозяйка. Дело за песней.

Девочки исполняют песню «Прялица».

Xозяйка. Приучали к труду и мальчиков. Их подготовка к труду была более длительной и заканчивалась к 17 годам.

1-я девочка. В 7—8 лет мальчика сажали на коня, и он приучался ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой.

2-я девочка. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Они знали много разных игр.

Xозяйка. Давайте и мы поиграем.

Играют в игры «Дразнилка». «Ремешок».

Xозяйка. Чем занимались внуки и дедушки?

Дети. Зимними вечерами деды плели лапти, а внуки помогали им.

Это занятие занимало много времени.

Xозяйка. Расскажите, когда появились лапти.

Дети. Лапти появились на Руси в глубокой древности.

В других странах их не носили.

Хозяйка. А знаете, из чего плели лапти?

Дети. Из липового лыка, ракиты, ивы, вяза, березы, дуба.

Xозяйка. Как готовили лыко?

Дети. Размачивали, очищали от коры, разрезали на полосы и на специальной колодке начинали плести.

Xозяйка. Лапти были одинаковые?

Василиса: Плели разные лапти: будничные — из широкого лыка, праздничные — из вяза. А для прочности внутрь клали солому, подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в такой обуви не мерзли и не промокали.

Песня «Во деревне Ольховке».

Xозяйка. Да, народ на Руси был мудрый.

Сколько пословиц и поговорок сложил о труде, отдыхе, веселье!

Выходи-ка, Василиса с лукошком, и собери ты их немножко!

Выходит Василиса.

Василиса. Девицы и молодцы, много ли вы знаете пословиц и поговорок?

Я их в лукошко положу, кому хочешь, отнесу! Начинайте-ка, ребята.

Дети:

1. «Сделал дело — гуляй смело».

2. «Делу время — потехе час».

3. «Мастера по работе видно».

4. «Труд человека кормит, а лень портит».

5. «Почет и труд рядом живут».

6. «С песней и дело спорится».

Хозяйка. А теперь, выходите, молодцы, покажите нам свою удаль молодецкую!

Выходят мальчики.

1-й мальчик:Будем с балалайками ходить, дружно пляску заводить.

Развеселое гулянье всех зовет за ворота.

Эй, сыпь веселей, лаптей не жалей!

«Русская народная пляска с балалайками».

2-й мальчик. Эх вы, лапти мои, лапоточки мои!

Разносились, не спросились, растоптались, не сказались!

Хозяйка. А чтобы лапти дольше служили, где их сушили?

Дети. У печи.

Xозяйка. Вот пока мастера работали: сеяли, пахали, лыко драли, скот пасли, хозяйки дома в своем закутке хлеб и пироги им пекли. Где же пекли пироги, хлеб?

Дети. В печи.

Xозяйка. Правильно. А где наша Василиса с лукошком?

Выходи и наши поговорки собери.

Дети. 1.«Покуда есть хлеб да вода — все не беда».

2. «Худой обед, коли хлеба нет».

3. «Хлеб на стол — так и стол престол, хлеба ни куска — стол доска».

4. «Будет хлеб — будет и обед».

Хозяйка. А кроме хлеба, что на Руси выпекали?

Дети. Пироги с начинкой, калачи, ватрушки, расстегаи, кулебяки.

Xозяйка. Наш народ отличался не только гостеприимством. Он работал дружно и отмечал весело праздники — с песнями, танцами и угощением.

Умел показать свои наряды: красивые рубахи, сарафаны, кокошники.

Выходите-ка, девицы-красавицы, покажите свой наряд!

Выходят девочки.

Хозяйка: Молодцы, не отставать, свой наряд тоже надо показать!

Выходят мальчики.

Пение частушек.

Хозяйка: Со временем наряды менялись, а сарафаны бабушек оставались и убирались в сундуки, дожидались вас, внучат, чтобы праздники отмечать.

Песня «Вот уж зимушка проходит», дети гуляют змейкой, выходят на полукруг.

Хозяйка: Спасибо всем. Наша история о быте русского народа подходит к концу.

1-я девочка. А я в горницу иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибаутки вам пою.

2-я девочка. Я для вас, мои друзья, девяносто блинчиков

И пирогов напекла.Где найти мне столько едоков?

Хозяйка:Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Песня «Чудо-печь»

Все идут пить чай с пирогами.

 

Список использованной литературы:

  1. «Горенка» программа комплексного изучения музыкального фольклора. Хазова М.
  2. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста». Новикова Г. П. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников. Москва АРКТИ 2002 год.
  3. «Календарные праздники, игры и забавы для детей». Петров В. М., Гришина Г. Н, Короткова Л. Д М.: СФЕРА 1998 Москва.
  4. «Русские народные детские песни и сказки с напевами» Г. М. Науменко Центр Полиграф Москва 2001 год.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии»

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии» (Археолого-этнографические параллели) Цель: Дать представление о выявлении параллелей между скифским бытом и...

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации Актуальность исследования. На современном этапе одной из важнейших задач педагогической...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки»

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки» Средняя группа Ход занятия. - Дети, вы любите сказки? (Да!) - А за что вы их...