Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим (совместно с родителями) по теме: «Путешествие по планете Земля»
Цель: дать детям представление о том, что планета Земля - это громадный шар, где обитает много живых существ.
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о Земле, расширять словарный запас, учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Развивать у детей интерес к естественно – научным знаниям, формировать представления о экологических нормах, знакомить с чудесами природы, совершенствовать композиционные умения – при создании панорамы улиц города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху, способствовать раскрытию творческих возможностей.
- Научить оценивать результат совместного коллективного труда детей и их родителей.
Предварительная работа:
- Беседы о Земле – как планете и месте обитания; знакомство с цветами спектра.
- Чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир», просмотр слайдов.
- Экскурсии по городу (обратить внимание на дома, транспорт, предприятия города), рассматривание фотографий (с панорамами города).
- Вырезывание домов, машин, деревьев к аппликации.
Словарная работа: Солнечная система, Галактика, Вселенная.
Материал, оборудование: карта Росси, глобус, схема – планеты Солнечной системы, карта звездного неба, пособие «Радуга»; портрет первого космонавта; плакат «Лес», картинки по экологи; ножницы, клей, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, салфетки; «Музыкальный дизайн».
Ход занятия
Групповая комната оформлена в соответствии с темой занятия
(дети стоят около двери полукругом, родители сидят на стульчиках в групповой комнате).
1часть
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по нашей планете. На протяжении многих веков люди стремились совершить путешествие. Делали они это по-разному, кто на лошадях, кто на верблюдах, а некоторые просто пешком.
- А на каком транспорте вы бы, хотели осуществить нашу мечту? (предположения детей).
- Итак, отправляемся в путешествие на самолете (звучит музыка, дети имитируют полет самолета).
В этом путешествии мы узнаем много нового и интересного. Как в любом путешествии у нас будет несколько остановок.
2 часть
А вот и первая остановка, называется она «Голубая» (самолет приземляется, дети проходят, садятся на стульчики).
Педагог:
- Ребята, скажите, как называется наша планета? (ответы детей - Земля).
- А как называется наша страна? (Россия, показать на карте).
- Обратите пожалуйста внимание на этот предмет, что это? (загадать загадку).
«На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны»
- Что такое глобус? (это маленькая модель Земли).
- На что похожа наша Земля? (ответы детей: на круг, на мяч, на солнце, т.е. имеет форму шара).
- Посмотрите внимательно на глобус, скажите какого он цвета? (высказывания детей, т.е. разноцветный). Голубой цвет на глобусе – вода, а все остальное – суша (горы, пустыни, леса).
- Ребята, а знаете, как мы узнали, что земля круглая, как шар и на ней такие цвета?
(Запустили спутник, а потом и ракету с человеком на борту. Кто это был вам известно? Это был Ю.А. Гагарин. Он облетел Землю, посмотрел сверху какая она круглая, голубая (показать портрет первого космонавта, панораму Земли)).
Дети, у каждого из нас есть адрес, по - которому мы живем. Назовите пожалуйста город, в котором вы живете (г. Петровск). А теперь назовите свой домашний адрес (ответы детей).
- Наша Земля тоже имеет свой адрес. Кто из вас знает, какой? (высказывания детей).
- Ее родной район – Солнечная система. Свое имя она получила в честь светила Солнца. Солнце одаривает теплом и светом. А что такое солнце?
Солнце – звезда, ближе всех к нам (показать плакаты с изображением Солнечной системы и планет). Земля, как и несколько других планет Солнечной системы вращается вокруг солнца (вот так, как юла), но только не так быстро. Очень медленно и это вращение проходит незаметно для нас.
- Город, в котором живет Земля, называется Галактика. Если мы поглядим вечером или ночью на небо, что можно там увидеть?(ответы детей). Звезды находятся очень далеко от нас. Самая близкая и яркая звезда – Солнце.
А район – Солнечная система и город Галактика находятся в одной стране – это Вселенная, или как мы говорим космос.
- Ребята, скажите, вам нравится наша планета? Чем? (ответы детей).
- Наше путешествие продолжается (дети встают, проходят по группе, останавливаются у пособия «Радуга»). А вот и вторая остановка, а называется она «Цветная».
(Начинается с загадки):
«Поднялись ворота –
Всему миру красота»
- Что это? (ответы детей)
- Да, это радуга. А знаете, что означает слово «радуга»? (педагог рассказывает, как можно «расшифровать» слово «радуга».
- Радуга – солнечная дуга или дуга солнца, или радостная дуга.
Педагог интересуется, кто из детей видел настоящую радугу? Какая она? Кто раскрасил радугу? В какое время года ее можно увидеть? (высказывания детей).
Педагог:
- Да, действительно, радугу можно наблюдать на небе в теплое время года, когда идет мелкий дождик и светит солнышко. Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на цветные лучики, так образуется радуга.
Педагог показывает детям наглядное пособие «Радуга» и предлагает сказать, сколько цветов у радуги, затем назвать цвета радуги, начиная с верхней дуги (дети называют цвета радуги, педагог поощряет ответы детей).
- А сейчас пришло время поиграть. Проводится п/игра « Дождь и солнце».
- Наш путь продолжается (дети идут по групповой комнате, останавливаются у плаката, на котором изображен лес).
- А вот и следующая остановка, называется она «Зеленая».
- Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (в лесу)
- Давайте сядем поудобнее (дети садятся на ковер) и побеседуем.
- Что интересного вы можете рассказать о лесе? Чем нас так привлекает «зеленое богатство» нашей планеты? (высказывания детей).
- Да, лес представляет собой большой лесной мир, здесь обитает множество животных, птиц, растет много растений.
Лес людям доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто побывает в лесу, никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы, и обязан выполнять определенные правила поведения. Расскажите о правилах поведения в лесу (высказывания детей).
(Включив запись «Шум леса», «Пение птиц», педагог продолжает)
- Лес является «домом» для многих животных, птиц. Если прислушаться, то можно услышать различные, лесные звуки – это голоса леса и его обитателей.
Чудесные концерты дают птицы, каждая поет по - своему.
- А каких лесных птиц, вы знаете? (ответы детей: дятел, кукушка, глухарь и т.д.)
- А сейчас послушайте загадку и ответьте, как называется дом птицы:
«Без рук, без топоренка.
Построена избенка» (Гнездо)
- Посмотрите, какие гнезда умеют строить птицы (показать иллюстрации гнезд, разных птиц). Птицы настоящие мастера. Ведь строят они не руками, а клювом и лапками. А из чего птицы строят гнезда? (ответы детей).
- Ребята, а сейчас подумайте и скажите, что нужно для жизни всем на Земле? (ответы детей: вода, воздух, свет, тепло).
- Наш мир разноцветный, яркий. Любимый цвет Земли – зеленый, а Земля – это наш «зеленый дом» (дети встают, проходят по групповой комнате).
- Как вы уже сказали, нам для жизни необходим воздух, чтобы дышать. А вот и следующая остановка, называется она «Воздушная».
-Земля окружена слоем воздуха, он окутывает нашу планету, как одеялом. Воздушным одеялом, легким, чистым. А что такое воздух? Можно ли увидеть его? А услышать? (предположения детей).
(Воздух можно ощутить если подуть на ладошку. Сначала подуйте тихо, а потом сильно. Что вы чувствуйте?(ответы детей).
- Это движение воздуха.
- Как вы думаете, для чего птицам воздух? (ответы детей: дышать, помогает летать).
- Много чудес на нашей планете, но нам с вами пора возвращаться домой.
3 часть
У каждого на Земле есть дом, семья. А вот наша следующая станция, называется она «Семейная», ждут вас здесь близкие вам люди (дети подходят к родителям и проходят с ними за столы).
- У каждого из нас есть дом. В доме можно укрыться от дождя и снега, согреться. Дома всегда уютно. В разных странах строят разные дома.
Их делают из дерева, кирпича, камня и т.д. (показать иллюстрации различных видов домов).
- А из чего сделан ваш дом? (ответы детей).
- Обратите внимание на будущий проект нашего города (показать затонированный, разделенный на три части ватман).
Представьте себе, что это улица нашего города, но здесь чего – то не хватает? Как вы думаете чего? (высказывания детей: домов, машин, людей и т.д).
- Да, сейчас улицы нашего города пусты, но скоро здесь поднимутся к самому небу дома, в домах поселятся люди, по дорогам побегут машины. И сделаете это вы. С помощью чего можно оживить наш город? (ответы детей: с помощью ножниц, клея, цветной бумаги, карандашей), а помогут вам ваши мамы. Дети совместно с родителями приступают к работе (делают аппликацию, рисуют карандашами, фломастерами).
По окончании работы педагог предлагает детям рассказать, что у них получилось, и что они сделали для того, чтобы улицы нашего города были краше (подключить к рассказу родителей, предложить оценить результаты совместного труда). Педагог благодарит детей и родителей за выполненную работу.
Итог:
- Ну вот, ребята, наше путешествие по планете Земля заканчивается.
- Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).
Затем дети и родители встают в круг (педагог в центре круга, передавая мяч) проводится игра «Что тебе понравилось?» (дети и родители делятся впечатлениями от путешествия).
Используемая литература
- Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Москва; Издательство «ВАКО» 2005г.
- Г. Юрмин, А. Дитрих «Потомучка», Москва; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ» 2004г.
- Е.В. Соловьева «Дети планеты Земля», Москва; «Линка - Пресс»2007г.
- Н.Н. Малофеева «Энциклопедия дошкольника», Москва; «Росмен» 2007г.
Читайте также |
---|
Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Ледовое…
Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Ледовое побоище - Александр Невский» Цель: Формирование у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма. Задачи: Образовательные:...
Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему:…
Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему: «Космос» в подготовительной группе Цель: Научить создавать творческую работу «Космос» в...
Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился…
Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился листьев пёстрый хоровод» Задачи: Познавательные: способствовать развитию представлений детей о деревьях, их внешнем виде, строении...