План–конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Права ребенка»

(Подготовительная к школе группа)

 

Образовательная область «Познание».5

Задачи: Познакомить воспитанников с «Конвенцией о правах ребенка». Формировать представление о праве человека на имя, отчество, фамилию, о происхождении имен и фамилий. Формировать у детей понятие «Право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит, нарушают твои права». Воспитывать интерес к прошлому.

Образовательная область «Социализация».

Задачи: Формировать интерес к социальным событиям. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Образовательная область «Коммуникация».

Задачи: Расширять представление о способах общения со взрослыми и детьми, обращения к человеку по имени, имени и отчеству или по фамилии, имени, отчеству. Развивать умение анализировать, сопоставлять, высказывать самостоятельные суждения, выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства.

Образовательная область «Художественное творчество».

Задачи: Закрепить умение складывать лист бумаги пополам, хорошо проглаживая сгиб, приклеивать детали на основу; рисовать автопортрет, используя простой и цветные карандаши.

Материал: Демонстрационный: дидактическое пособие «Права ребенка», свидетельство о рождении, паспорт, клубок ниток, кукольный театр «Золушка», ширма, костюм сказочника, магнитофон, запись песни «Песенка Чебурашки».

Раздаточный: иллюстрации к сказкам, ½ альбомного листа красного цвета, изображение двуглавого орла, цветные карандаши, простой карандаш, клей, клеенки, салфетки, клеевые кисти, ножницы, зеркало, надпись «Паспорт», фамилия, имя, отчество; печатки.

Предварительная работа: презентации семейных проектов «Мое имя».

План-конспект.

Звучит песня «Песня Чебурашки».

В-ль: Дети, вы уже знакомы с документом, который знают во всех странах мира. Называется он «Конвенция о правах ребенка». Что записано в Конвенции? (ответы детей)2

В-ль: А что такое право? (Ответы детей)

В-ль: Какие права вы знаете? (ответы детей сопровождаются показом иллюстрации «Права ребенка»)

В-ль: Представьте такую ситуацию. В семье родился ребенок, все очень рады этому событию. Но никто не знает, как к нему обратиться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

В-ль: И у бабушки есть, и у дедушки есть,

И у мамы есть, и у папы есть,

И у лошадки есть, и у собачки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух назвать (имя).

Первое право, записанное в Конвенции – это право ребенка на имя.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека.

Имя дарит нам отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

В-ль: Дети, вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите.

1. Артем – доброжелательный, спокойный и внимательный.

Старших Тёма уважает, малышей не обижает!

2. Жизнерадостный, спортивный, он всегда стремится к цели.

Энергичный и активный, ум в любом проявит деле.

Любит Владик слушать сказки, увлекается раскраской.

3. Дмитрий – сильный, волевой, энергичный и живой.

Заводила, фантазер. В играх ловок он и спор.

Любит он играть в сраженья, в них не знает пораженья,

И ни много, и ни мало быть мечтает генералом.

4. Егор и честен, и правдив, он ненавидит ложь,

Настойчив и трудолюбив, его не проведешь!

Зимой, с крутых катаясь гор, на санках быстро мчит Егор,

Играет с другом он в снежки, он любит лыжи и коньки.

5. Иван. Волевой, живой, открытый, любит он в футбол играть.

Вырастет – и знаменитым футболистом может стать!

6. Александр – парень чудный, откровенный, честный, мудрый.

Добрый и общительный, смелый и решительный.

7. Алина, хоть еще мала, она уже хозяйка,

Ведь всю квартиру убрала, за нею поспевай-ка!

Расселись все игрушки в ряд и мусору – конец!

Хвалить Алину каждый рад, Алина – молодец!

8. Марину любят все друзья, не полюбить ее нельзя.

Веселая, живая, она волна морская!

Любит плаванье она – кролем, брасом, на спине.

Силы, ловкости полна – нету равных ей!

9. Роман – красивый, крепкий. Он мускулист, силен.

Ум у Романа цепкий – он многим увлечен.

В-ль: Имена бывают полные и краткие. Например, полное имя Полина, а краткое – Поля, Анастасия – Настя. Полное имя человека употребляют в документах и официальной обстановке, а краткое – друзья и родные. Назовите свое краткое и полное имя (Ответы детей).

В-ль: Дети, предлагаю вам игру «Встреча» (физкультминутка). В этой игре нужно обращаться друг к другу таким именем, каким бы вы хотели, 4чтобы вас называли.

Игра «Встреча». Дети стоят по кругу парами лицом друг к другу. Произносят слова с движениями:

«Здравствуй, друг!» - здороваются руками;

«Как ты тут?» - хлопают по плечу друг друга;

«Где ты был?» - дергают за ухо;

«Я скучал» - руки скрещивают на груди;

«Ты пришел» - руки разводят в стороны;

«Хорошо» - обнимаются.

Переходят к следующему ребенку, пока не встретятся со всеми.

В-ль: Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена родителей, название страны, в которой родился и гражданином которой он является. Эти документом является «Свидетельство о рождении».

В-ль: В свидетельстве о рождении закреплено право на имя.

 Эта книжка – невеличка.

 Нет рисунков на страничках,

Но в любое время года

Все расскажет про тебя   (рассматривание документа)

Что еще есть у человека, кроме имени? (Ответы детей). Откуда берется отчество у человека? (Ответы детей)

В-ль: Отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Назовите свое имя и отчество (Ответы детей).

В-ль: Ко всем ли людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, брату, сестре; но по имени и отчеству - к старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.

В-ль: Нет такого человека, у которого не было бы фамилии. Как вы думаете, откуда взялись фамилии? (Ответы детей).

В-ль: Давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать друг друга. Придумали фамилии. Но где же взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек: Иван Иванов, Мария Нагорская, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов. Потом фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась. Попробуйте догадаться о происхождении ваших фамилий (Ответы детей).

В-ль: Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые этим занимаются.

Игра «Паутина из имен, отчеств и фамилий».

Предлагаю соткать паутину из ваших имен, отчеств и фамилий. Встаньте в круг и протяните руки. Кого я буду опутывать, должен назвать свою фамилию, имя и отчество.

Мы соткали   чудесную «паутинку» из ваших имен.

В-ль: А вот и герои сказки «Золушка» (показ детьми отрывка кукольного театра).

В-ль: Дети, какое право героини нарушено в этой сказке? (Ответы детей). Какое имя вы можете предложить героине? Почему? (обсуждение выхода из ситуации). Правильно ли поступают люди, давая другим обидные имена? В вашей жизни были такие случаи? Как исправить эту ситуацию? (Ответы детей).

Игра «Что нарушено – что соблюдено».1

По иллюстрациям из сказок, дети определяют, нарушено или соблюдено право героя на имя.

В-ль: Вспомните, как называется документ, подтверждающий ваше право на имя, отчество и фамилию? (Ответы детей)

 В-ль: Когда вам исполнится 14 лет, вы получите еще один документ – паспорт (рассматривание паспорта и объяснение содержания).

В-ль: Я предлагаю вам   сделать себе детский   паспорт (показать образец).

Дети подходят к столам, где разложен необходимый материал.

В-ль: Паспорт похож на книгу. На первой странице изображены двуглавый орел – символ нашей страны и надпись «Паспорт». Внутри вписаны имя, отчество, фамилия и вклеена фотография.

Дети складывают ½ альбомного листа красного цвета пополам, совмещая стороны, хорошо проглаживают место сгиба. Глядя в зеркало, рисуют автопортрет. Приклеивают символы России, вписывают фамилию, имя, отчество, ставят печать (используются детские печатки).

 

Литература:

  1. Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»;
  2. Н.С.Голицына, Л.Д.Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка»;
  3. С.А.Козлова «Мы имеем право!».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки»

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки» Пояснительная записка Игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре малыш развивается, познаёт...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные признаки...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...