«В мастерской у мастеров»
(интегрированное занятие рисование, техника «Декупаж», с использвание ИКТ)

Цель: Совершенствовать знания детей об особенностях Жостовской росписи1

Программное содержание:

  • Учить детей при рассматривании изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму.
  • Учить детей использовать ранее полученные знания для декоративного оформления реального предмета.
  • Совершенствовать навык работы кистью.
  • Воспитывать у детей интерес к этому замечательному виду искусства, художественный вкус.

Словарная работа: Жостово, букет, садовые, полевые, узоры, фон, венок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с Жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, натюрмортом, рисование подносов по мотивам Жостовской росписи.

Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения), эвристический (развитие находчивости и активности), мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия), визуализации с помощью компьютера.

Материал и оборудование: подлинные изделия жостовского промысла, иллюстрации, таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков; цветок синего и красного цвета.Железные подносы разной формы и фона, вырезанные цветы из салфеток, краска гуашь, кисти № 2,3,клеевые кисти, клей ПВА, компьютер.

Ход занятия:

На Руси уж так идет, что талантливый народ.

Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец!

Ведь недаром говорят, что Российский край богат!

В: Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.
Послушайте - ка, какую я вам расскажу сказку:

Жил да был на свете старый мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

(Воспитатель показывает два цветка: красный и голубой)

В: Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В 2первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся цветов серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.
Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

В: Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны? Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь. Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

В: Какие цветы вы здесь узнали?

Д: Розы, георгины. Пионы и нарциссы. Ирис, тюльпан, василек. Анютины глазки, ромашку, мак, лилию. Цветы яблони, колокольчика.

В: Цветы садов и лугов. Цветы матушки природы. Сегодня, ребята, мы еще раз полюбуемся и вспомним, что такие красивые подносы изготовляют в деревне, которая называется?

Д: Жостово.

Д: Недалеко от Москвы, среди широких раздолий, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе есть много других сел, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы.

В: Мы с вами знакомы с Жостовским промыслом. В нашем детском саду оформлена выставка ваших работ по Жостовской росписи. Давайте вспомним, какую форму могут иметь Жостовские подносы?

Д: Они имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные, крылатые…

В: Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

Д: Подносы сделали из железа.

В: Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могу быть и красного, белого, зеленого, желтого, синего цветов.

У каждого мастера свой стиль. Жостовская роспись это импровизация мастера. Расписывая поднос он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов.

Вам не кажется, что цветы выглядят как живые?

Д: Кажется, что их только что сорвали на лугу.

В: Жостовские подносы вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир. Немало надо потрудится мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Существуют специальные этапы росписи подносов . Расскажите гостям о них?

Д: (показ на образце)

Сначала поднос грунтуют, покрывают лаком черного или белого, красного, зелено, синего, желтого цвета;

Замалевка – нанесение силуэта цветов и листьев;

Тенежка – полупрозрачными красками наносятся тени, чтобы придать цветам объем;

Прокладка – высветляются основные листочки;

Бликовка – создание настроения;

Чертежка – тонкой кистью рисуются прожилки и края листочков, семена в центре цветка;

Привязка – тонкой кистью рисуются стебельки, травинки, усики;

Уборка – украшение орнамент по краю подноса геометрическими и растительными узорами.

В: На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная.

Физкультминутка «Алые цветы».

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают. Медленно разгибают пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо-влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед-назад.

(Повторяют два раза).

В: Сегодня я вам предлагаю расписать настоящие железные подносы. Но внести в работу свой стиль, свое творчество. Цветы мы будем не рисовать, а наклеивать вырезанные сюжеты (показ образца).3

Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку по сторонам, букет с угла. Крупные цветы находятся в центре, а по краям и сторонам лучше расположить мелкие. Из этапов росписи Жостовских подносов, мы возьмем только 2 последних: привязку - тонкой кистью прорисуем стебельки, листочки, травинки, усики и уборку - украсим орнаментом край подноса геометрическими узорами.
Сейчас подойдите и выберете себе поднос для работы, который вам понравился. Выбирайте цветы, сначала разложите их, а потом осторожно наклеивайте, начиная размазывать клей с середины. На готовых подносах распишите элементы росписи привязки и уборки, которые вы уже знаете.

(Под русские народные мелодии дети самостоятельно выполняют работу)

Итог занятия.

В: Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые, и как точно вы вписали вырезанные цветы в поднос, проявили свое творчество. Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо.
А еще я предлагаю сделать выставку ваших подносов и пусть все, все ребята
смогут увидеть, и полюбоваться этой красотой!

Д:

Диво – дивное, смотрите

Жостовский поднос!

А на нем узоров нити

Из цветов садов, лугов.

И разбрызгались цветами

Капель завитки.

Словно капельки росинки

У цветной реки.

Д:

В ярких Жостовских подносах

Сказка расцвела.

Розы, маки, словно в косы

Сказка в них вплела.

Потрудились, постарались

В нашей мастерской.

Все работы просто чудо!

Сделаны с душой.

В: Велика Россия наша и талантлив наш народ!

Об искусниках – умельцах, на весь мир молва идет!

Вот настал момент прощанья, будет кратка наша речь

Говорим мы:

Д: До свиданья!

До счастливых новых встреч!

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием музейной педагогики Тема: В гостях у самовара Образовательная...

Дидактическая игра «Буквы и слова»

Дидактическая игра «Буквы и слова» Данная дидактическая игра способствует оперативному мышлению, обогащению словарного запаса у старших дошкольников, умению отличать согласные и...

Читайте также

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...

Технологическая карта итогового мероприятия по ситуации месяца во второй младшей…

Технологическая карта итогового мероприятия по ситуации месяца во второй младшей группе «Как снеговик носик потерял» Цель Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы. Задачи закреплять знания...