Конспект комплексного занятия на развитие воображения, с использованием элементов ТРИЗ «Советы веселому Колобку»
Цель: Развитие творческого воображения детей в речевой и изобразительной деятельности, на основе элементов ТРИЗ.
Оборудование: альбомный лист (вырезанный в форме волшебного зеркала), акварельные краски, восковые карандаши, фломастеры, толстые и тонкие кисточки, баночки с водой.
Ход занятия.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель: Знакомая музыка приглашает нас в сказку… И мы знаем, где ее искать. Домик сказки - это книга. Почитаем? (дети рассаживаются на стульчики полукругом перед воспитателем, воспитатель берет в руки книгу).
- Сегодня книга просто рвется из моих рук! Как будто какой-то сказочный герой просто мечтает выпрыгнуть из нее прямо к нам в группу…
- Ой! А вдруг это волк или Бармалей? Может быть мы расспросим у него кто он? (Стучит по обложке книги как в дверь) Тук-тук-тук!
- Кто- кто в книге сказочной живет?
- Кто- кто в гости в садик к нам придет?
Ответ из книги: Пять вопросов мне задайте
И скорее отгадайте!
Воспитатель: Вот так сюрприз! Угадаем?
- Хорошо, что мы знаем пять волшебных вопросов. Пять это столько сколько пальчиков на руке. Чтобы не ошибиться, не спешите с ответом! А после каждого ответа загибайте один пальчик. Слушайте внимательно. Прибавляйте к тому, что вы представляете каждый ответ и вы точно отгадаете того сказочного героя, который спешит к нам в гости.
Дети: Сказочный герой, какого ты размера?
Ответ из книги: Я меньше зайчика, но больше мышки.
Воспитатель: Представили себе – меньше зайчика, но больше мышки...
Покажите руками какого размера.
Дети: Сказочный герой, какого ты цвета?
Ответ из книги: светло-коричневый, светло-желтый и немножко румяный.
Воспитатель: что мы теперь знаем? (Дети отвечают: размер и цвет).
Прибавляем пальчик.
Дети: Сказочный герой, а какой ты формы?
Ответ из книги: У меня простая форма- форма шара.
Дети: А из какого ты материала?
Ответ из книги: Из муки, сметаны, сахара…
Воспитатель: Кто же догадается, что получится, если все эти продукты перемешать?
Дети: Тесто
Воспитатель: Сколько мы вопросов задали?
Дети: 4
- Задаем пятый. Очень внимательно слушаем ответ и угадываем!
Дети: Сказочный герой, что ты умеешь делать?
Ответ из книги: Я люблю кататься по дорожке и петь песни..
Воспитатель: Догадались, кто это?
Дети: Колобок!
Воспитатель: Проверим? Открывает книгу- оттуда выскакивает Колобок.
- Наши волшебные вопросы снова помогли нам правильно угадать кто перед нами. Мы рады видеть тебя, колобок! Правда, ребята? А почему мы радуемся? Какой Колобок? Какой у него характер?
(Дети: Веселый, озорной, немного непослушный, смелый, храбрый…)
Воспитатель: Как вы думаете он добрый?
Дети: Да!
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что он всегда улыбается! Потому что он никого не обижает!
Воспитатель: Вот почему оказывается мы рады встрече с Колобком! Всем приятно общаться с тем, кто веселый и не обижает других.
- А я бы сказала еще, что Колобок маленький и беззащитный. И нам его срочно необходимо предупредить об опасности. Что может с ним случиться?
Дети: Его может съесть Лиса.
Воспитатель: И что же делать? И можно ли одному ходить в лес?
Дети: Просто не нужно гулять одному… Надо взять с собой маму, папу или бабушку с дедушкой.
Воспитатель: Правильно, или пойти с хорошими надежными друзьями.
- А мы друзья Колобка? Значит, мы пойдем гулять с ним вместе…
- Представьте себе как мы с ним гуляем – по дорожкам шагаем, по кочкам прыгаем, по полянке бегаем (дети повторяют движения). Но только мы вышли на прогулку начался дождь…
Логоритмическое упражнение «Дождь» Е.А. Алябьевой.
Вдруг закал дождь (дети встают)
Кап-кап-кап (дети ритмично щелкают пальцами рук)
И по лужам ты идешь
Так-так-так (топаем ногами)
Ветер шелестит листвой
Ш-ш-ш (потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под листвой
Тш-тш-тш (потираем ладони о колени)
Дождь сильнее застучал
Тук-тук- тук (постучать указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал
Тук-тук-тук (хлопки).
Воспитатель: Ребята, а наш Колобок призадумался, когда идет дождь - это хорошо или плохо? Поможем Колобку найти ответ?
Игра «Хорошо - плохо» (О дожде в природе и жизни человека).
Дети отвечают: Когда идет дождь - все растет - это хорошо, но нельзя развести костер - это плохо; под шум дождя хорошо спится - это хорошо, но зато можно простудиться - это плохо; дождик смывает всю пыль - это хорошо, но нельзя выйти гулять потому, что грязно - это плохо; ручейки бегут – хорошо, а дороги скользкие - плохо.
Воспитатель: А для Колобка дождь, это хорошо или плохо?
Дети: Плохо если он намокнет, он размокнет и испортится; Хорошо, если у него будет зонтик, его следы смоет дождь и Лиса его не найдет.
Воспитатель: Дождь прошел и Колобку пора возвращаться в сказку. Что же Колобку можно посоветовать, чтобы его не съела Лиса?
Дети: Не нужно хвастаться! Пусть он спрячется! Пусть он Лисе курочку принесет - она будет сытая!
Воспитатель: Может ему как – то измениться? Почему всем хочется его съесть?
Дети: Потому что он вкусный.
Воспитатель: Давайте изменим его вкус. А как?
Дети: Можно его посолить или сильно поперчить.
Воспитатель: А можно сделать что-нибудь , чтобы его было неприятно трогать?
Дети: Можно измазать в грязи, можно ему иголки прилепить.
Воспитатель: А как их можно прилепить?
Дети: Можно воткнуть, а можно прилепить на мед или смолу, а еще его можно сделать сильно горячим или сильно холодным.
Воспитатель: Колобок не только вкусный он и приятно пахнет. Что же тут можно изменить?
Дети: Пусть он пахнет лекарствами, хлоркой…
Воспитатель: А поможет Колобку, если он будет не из теста, а из чего-нибудь
другого?
Дети: Да. Если его слепить из глины или снега, если его сделать из железа…
Воспитатель: Бедный Колобок, получается, что для того, чтобы тебя не трогали нужно быть страшным и неприятным? Нет. Надо придумать еще что-нибудь.
- Ребята, я кажется, знаю одно место где наш Колобок может меняться как ему захочется. Есть в одной сказке кривые зеркала. Обычное зеркало отражает нас точно такими какие мы есть, а кривое зеркало меняет. Одно зеркало меняет размер- посмотрится Колобок в такое зеркало и вдруг станет другого размера. Как он может измениться?
Дети: Он может стать совсем маленьким и его не заметит лиса, или наоборот слишком большим и лиса испугается.
Воспитатель: А еще есть кривое зеркало, которое меняет цвет. Как может измениться Колобок?
Дети: Он может стать красным, синим или зеленым.
Воспитатель: А это поможет ему спастись от Лисы?
(Дети могут не ответить)
Воспитатель: Если вдруг зима и кругом снег… Какого цвета нужно быть Колобку?
Дети: Белого, чтобы его не видно было.
Воспитатель: А летом? Осенью? Значит и зеркало, которое меняет цвет тоже может пригодиться. А еще есть зеркало, которое меняет форму.
Дети: Колобок может стать квадратным, треугольным и т.д.
Воспитатель: А может приобрести сложную форму похожую на разные предметы – камешек, шишку, орешек, грибок, самолет. Это может помочь ему? Пройдется Колобок по городу кривых зеркал и станет совсем другой. Другого цвета, формы, размера. Хорошо, что нет зеркала, которое меняет настроение. Нам не нужен сердитый или злой Колобок. Пусть он будет таким же веселым и добрым! А как вы думаете? (Вопрос – ловушка на возможность высказывания собственное мнение).
Дети: Пусть он сердится на Лису. Она его будет бояться. Пусть он будет разный. Пусть он не будет сильно доверчивый.
Воспитатель: Мы дали, на мой взгляд очень мудрые советы нашему другу –Колобку. Теперь осталось ему помочь и сделать Кривые Зеркала, которые он сможет взять с собой. Давайте нарисуем «Кривые Зеркала».
Дети берут шаблоны зеркал и в месте отражения рисуют изменившегося Колобка. Дети используют разные изобразительные средства – ручки, фломастеры, краски, карандаши, тампоны, тычки, природный материал.
Воспитатель проговаривает с каждым индивидуально, тихо, как ребенок хочет изменить Колобка и какие изобразительные средства будет использовать.
В конце занятия (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, я получила огромное удовольствие от нашего занятия. А вы? Хотелось бы увидеть это на ваших ладошках. Дети рисуют – глазки и улыбку. И показывают воспитателю. (можно рукой или просто - улыбки).
Логоритмическое упражнение «Дождь» Е.А. Алябьевой.
Читайте также |
---|
Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»
Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)
Семинар – практикум для педагогов: «Как подготовиться к публичному выступлению…
Семинар – практикум для педагогов: «Как подготовиться к публичному выступлению. Теория и практика» Цель: повышение компетентности педагогов в теоретической и практической...
Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С…
Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С правилами подружись!!!» Необходимые атрибуты: кегли, 2 руля, 2коляски с куклами, 2...