Открытое, обобщающее логопедическое занятие.
Тема: «Нет в мире краше Родины нашей»
«Я люблю свои края,
Здесь мой дом, село, страна…
И конечно же она - моя Республика»
Цель:
- уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике Республике Татарстан, о животном и растительном мире родного края.
- развивать познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.
- воспитывать у детей уважительное отношение к символике, любовь к родному краю, к её природе.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: изображения гербов России, республики Татарстан, республики Башкирии, Чувашии, флаг республики Татарстан, конверты с заданиями.
Раздаточный: картинки с изображениями животных, деревьев, ягод, рыб, бумага размером 1/2 альбомного листа, цветные карандаши.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о родном селе, занятия по ознакомлению с государственной символикой Республики Татарстан, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края, заучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
Подготовка: подбор стихов о Родине, иллюстраций с изображениями достопримечательностей родного села, изготовление конвертов с заданиями и дидактической игры «Что лишнее?».
Приглашенные гости: родители.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»
Логопед: Ребята вы прослушали, вы прослушали отрывок из песни Ю.Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?
Дети: о родном месте, о нашей Родине.
Логопед: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословице и поговорки, песни, придумывали сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети: это мой дом, моё село, моя семья, моя мама и я, моя страна, моя Республика.
Логопед: Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья мой дом, моё село, моя Республика). А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру – соревнование. И вы наверное уже догадались, что она будет называться: «Нет в мире краше Родины нашей». Мы разделимся на две команды и придумаем им название.
Дети: Делятся на команды и придумывают названия: «», «»
Логопед: Наша игра будет состоять из пяти этапов.
II. Первый этап: «Блесни своим уменьем, и четким произношением».
Давайте вспомним поговорки и пословицы о Родине, которые мы с вами изучили.
Команды по очереди называют пословицы и поговорки, кто больше назовет:
- Дома и стены помогают
- Человек без родины, что соловей без песни
- Береги землю родную, как мать любимую
- Своя земля и в горсти мила
- Где родился, там и пригодился
- На родной стороне и камушек знаком
- Каждому мила своя сторона
- Где родной край, там и рай
- Родина-мать, умей за нее постоять
- За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое
- Родимая сторона - мать, чужая - мачеха
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Одна у человека мать, одна у него и родина.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- И пылинка родной земли – золото.
- Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
- Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.
- На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
- Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
Логопед: Молодцы! Я вижу, что хорошо вы знаете пословицы и поговорки. Так наша страна называется… РОССИЯ.
Логопед: Продолжаем разговор о нашей Родине. Скажите пожалуйста, как называется наша Республика?
Дети: Татарстан.
Логопед: Правильно. Назовите столицу Татарстана.
Дети: Казань.
Физкультминутка.
Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку.
– Башня Сююмбике большая – тянется к солнцу (поднимают руки вверх).
Около стен Кремля растет трава – низкая (приседают).
В Казани жили богатыри (руки на пояс, повороты в стороны).
Мы вырастем большими (руки вверх).
Будем Родине служить (ходьба на месте).
Молодцы. Сели на свои места.
Логопед: Хорошо. А теперь второй этап
III. Второй этап: «Символ нашей Республики».
Найдите среди этих гербов герб Республики Татарстан. (логопед на доске размещает гербы: России, республики Татарстан, Башкирии и Чувашии. Показав герб, дети вместе с логопедом рассказывают о том, что символизирует белый барс на фоне красного солнца)
Логопед: (обобщает ответы детей) Барс-покровитель всего народа республики; щит означает защищённость граждан республики. Белая астра-символ долголетия, острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя. Золото-символ богатства земли Татарстана. Таким образом, герб республики Татарстан символизирует - добро, благополучие граждан, дружбу между народами и мир.
Государственный герб Татарстана.
IV. Третий этап: «Наша малая Родина»
Логопед: Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Сейчас послушайте Диляру, она нам расскажет стихотворение о малой Родине.
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
Логопед: Наша малая Родина-село Базарные Матаки, село, в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. Чем вам нравится наше село?
(Каждая команда отвечает по очереди. Учитывается связанность речи, сложность предложений)
Дети: Он красивый, чистый, в нём есть достопримечательности. Здесь есть парк, где мы отдыхаем с родителями, рядом с селом лес, там растёт много ягод, грибов, водятся дикие животные.
Логопед: Мы очень любим наше село. Посмотрите, как он красив. (Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей села.) Ребята, давайте погуляем по село.
Проводится разминка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
Мы шагаем по селу (идут по кругу)
Вдруг увидели козу, (изображаем козу: указательными пальцами рук над головой)
Тротуары и машины, (поворачивают голову вправо)
Ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево)
Улицы, мосты. (взмахивают сначала левой, затем правой рукой)
И деревья, и кусты! (поднимают руки вверх, опускают)
V. Четвёртый этап: «Нарисуй флаг»
Логопед: Нарисуйте флаг Республики Татарстан. ( После того как нарисовали, дети объясняют цветовое решение флага и зачем нужен флаг.)
Дети. Красный-это цвет солнца, огня. У наших предков этот цвет был знаком могущества и жизни. Зелёный - символ вечно живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира. Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.
Государственный флаг Татарстана.
VI. Пятый этап: «Что лишнее?»
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее?» (Каждой команде раздаются картинки с изображениями животных, ягод, деревьев, рыб).
Разложите, пожалуйста, на стол картинки с изображениями животных, внимательно рассмотрите их и скажите, какое животное здесь лишнее и почему? (Дети раскладывают на столе картинки с изображениями животных: волк, лиса, лось, олень, верблюд, два вида медведей, затем называют лишнее животное)
Дети: Потому что это животное в наших краях не живёт, у него другая среда обитания, остальные все - животные нашего края.
В такой же последовательности продолжается игра с деревьями (клён, ель, кедр, липа, карликовая берёза, берёза, сосна), с ягодами (малина, клубника, брусника, калина, смородина, клюква) и с рыбами (лещ, сом, щука, дельфин, акула, карась, сазан).
VII. Итог.
Логопед: Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились и оказались очень умными, внимательными и сообразительными. Я вас объявляю знатоками и вручаю вам эмблему знатоков - умную и мудрую сову (логопед раздаёт всем детям эмблему с изображением совы).
А сейчас повеселимся и поиграем. Я предлагаю вам татарскую народную игру «Как детишки Тимербая».
Описание игры. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего (Тимербая), он становится в центре круга. Водящий проговаривает текст:
Пять детей у Тимербая,
дружно весело играют:
В речке быстро искупались,
нашалились, наплескались,
хорошенько отмылись
и красиво нарядились.
В лес под вечер прибежали,
там ни есть, ни пить не стали,
друг на друга поглядели
И сделали вот так.
В это время игроки, стоящие в кругу делают прыжки два раза вперед, два раза назад, четыре – вправо, четыре – влево. Водящий неожиданно выполняет какое-нибудь движение. Все должны повторять движения, кто не сможет выполнить упражнение, становится вместо водящего.
Звучит песня Давида Тухманова — Родина Моя. В этот момент дети расходятся по группам.
Вместе – целая страна.
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» – сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах !
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга – дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!
Припев:
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобою добрые рассветы гореть в пол неба.
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!
Литература:
- Интернет ресурсы: картинки герба, флага
- История родного края.
- Сайт творчества для детей и взрослых «Страна Мастеров»: Очень умная сова. МК, 9 января 2010
- Татарские народные игры.
- В. Д. Сысоев «Пословицы и поговорки».
- «Стихи, пословицы и поговорки о Родине», О. Ушакова, 2008 г.
Читайте также |
---|
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ Семья играет колоссально важную роль в воспитании и социализации ребенка. Это...
Адаптация ребенка в детском саду
Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...
Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»
Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...