Открытое, обобщающее логопедическое занятие.

Тема: «Нет в мире краше Родины нашей»

«Я люблю свои края,

Здесь мой дом, село, страна…

И конечно же она - моя Республика»

Цель:

- уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике Республике Татарстан, о животном и растительном мире родного края.
- развивать познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.

- воспитывать у детей уважительное отношение к символике, любовь к родному краю,  к её природе.

Оборудование и материалы:
Демонстрационный: изображения гербов России, республики Татарстан, республики Башкирии, Чувашии, флаг республики Татарстан, конверты с заданиями.
Раздаточный: картинки с изображениями животных, деревьев, ягод, рыб, бумага размером 1/2 альбомного листа, цветные карандаши.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о родном селе, занятия по ознакомлению с государственной символикой Республики Татарстан, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире  родного края, заучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
Подготовка: подбор стихов о Родине, иллюстраций  с изображениями достопримечательностей родного села, изготовление конвертов с заданиями и дидактической игры «Что лишнее?».

Приглашенные гости: родители.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»

Логопед: Ребята вы прослушали, вы прослушали отрывок из песни Ю.Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети: о родном месте, о нашей Родине.

Логопед: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословице и поговорки, песни, придумывали сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: это мой дом, моё село, моя семья, моя мама и я, моя страна, моя Республика.

Логопед: Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья мой дом, моё село, моя Республика). А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру – соревнование. И вы наверное уже догадались, что она будет называться: «Нет в мире краше Родины нашей». Мы разделимся на две команды и придумаем им название.

Дети: Делятся на команды и придумывают названия: «», «»

Логопед: Наша игра будет состоять из пяти этапов.

II. Первый этап: «Блесни своим уменьем, и четким произношением».

Давайте вспомним поговорки и пословицы о Родине, которые мы с вами изучили.

Команды по очереди называют пословицы и поговорки, кто больше назовет:

  • Дома и стены помогают
  • Человек без родины, что соловей без песни
  • Береги землю родную, как мать любимую
  • Своя земля и в горсти мила
  • Где родился, там и пригодился
  • На родной стороне и камушек знаком
  • Каждому мила своя сторона
  • Где родной край, там и рай
  • Родина-мать, умей за нее постоять
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое
  • Родимая сторона - мать, чужая - мачеха
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Одна у человека мать, одна у него и родина.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • И пылинка родной земли – золото.
  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
  • Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.
  • На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
  • Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

Логопед: Молодцы! Я вижу, что хорошо вы знаете пословицы и поговорки. Так наша страна называется… РОССИЯ.

Логопед: Продолжаем разговор о нашей Родине. Скажите пожалуйста, как называется наша Республика?

Дети: Татарстан.

Логопед: Правильно. Назовите столицу Татарстана.

Дети: Казань.

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку.

– Башня Сююмбике большая – тянется к солнцу (поднимают руки вверх).

Около стен Кремля растет трава – низкая (приседают).

В Казани жили богатыри (руки на пояс, повороты в стороны).

Мы вырастем большими (руки вверх).

Будем Родине служить (ходьба на месте).

Молодцы. Сели на свои места.

Логопед: Хорошо. А теперь второй этап

III. Второй этап: «Символ нашей Республики».

Найдите среди этих гербов герб Республики Татарстан.  (логопед на доске размещает гербы: России, республики Татарстан,  Башкирии и Чувашии. Показав  герб, дети вместе с логопедом рассказывают о том, что символизирует белый барс на фоне красного солнца)

1

Логопед: (обобщает ответы детей) Барс-покровитель всего народа республики; щит означает защищённость граждан республики. Белая астра-символ долголетия, острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя. Золото-символ богатства земли Татарстана.  Таким  образом, герб республики Татарстан символизирует - добро, благополучие граждан, дружбу между народами и мир.

Государственный герб Татарстана.

2

IV. Третий этап: «Наша малая Родина»

Логопед: Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Сейчас послушайте Диляру, она нам расскажет стихотворение о малой Родине.

Малая Родина – островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

Ласковая, малая Родина моя!

Логопед: Наша малая Родина-село Базарные Матаки, село,  в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится  наш родной дом. Чем вам нравится наше село?

(Каждая команда отвечает по очереди. Учитывается связанность речи, сложность предложений)

Дети: Он красивый,  чистый, в нём есть достопримечательности. Здесь есть парк, где мы отдыхаем с родителями, рядом с селом  лес, там растёт много ягод, грибов, водятся дикие животные.  

Логопед: Мы очень любим наше село. Посмотрите, как он красив.  (Рассматривание  иллюстраций с изображением достопримечательностей села.) Ребята, давайте погуляем по село.

Проводится разминка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.

Мы шагаем по селу        (идут по кругу)

Вдруг увидели козу,       (изображаем козу: указательными пальцами рук над головой)

Тротуары и машины,      (поворачивают голову вправо)

Ярмарки и магазины,        (поворачивают голову влево)

Улицы, мосты.                   (взмахивают сначала левой, затем правой рукой)

И деревья, и кусты!          (поднимают руки вверх, опускают)

V. Четвёртый этап: «Нарисуй флаг»

Логопед: Нарисуйте флаг  Республики Татарстан. ( После того как нарисовали, дети объясняют цветовое решение флага и зачем нужен флаг.)
Дети.  Красный-это цвет солнца, огня. У наших предков  этот цвет был  знаком могущества и жизни. Зелёный - символ вечно живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира. Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.

Государственный флаг Татарстана.

3

VI. Пятый этап: «Что лишнее?»

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее?» (Каждой команде раздаются картинки с изображениями животных, ягод, деревьев, рыб).

Разложите, пожалуйста, на стол картинки с изображениями животных, внимательно рассмотрите их  и скажите, какое животное здесь лишнее и почему? (Дети раскладывают на столе картинки с изображениями животных: волклиса, лось, олень, верблюд, два вида медведей, затем называют лишнее животное)

Дети: Потому что это животное в наших краях не живёт, у него другая среда обитания, остальные все - животные нашего края.

В  такой же последовательности продолжается игра с деревьями (клён, ель, кедр, липа, карликовая берёза, берёза, сосна), с ягодами (малина, клубника, брусника, калина, смородина, клюква) и с рыбами  (лещ, сом, щука, дельфин, акула, карась, сазан).     

VII. Итог.

Логопед: Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились и  оказались очень умными, внимательными и сообразительными. Я вас объявляю знатоками и вручаю вам эмблему  знатоков - умную и мудрую сову (логопед раздаёт всем детям эмблему с изображением совы).

 А сейчас повеселимся и поиграем. Я предлагаю вам  татарскую народную игру «Как детишки Тимербая».

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего (Тимербая), он становится в центре круга. Водящий  проговаривает текст:

Пять детей у Тимербая,

дружно весело играют:

В речке быстро искупались,

нашалились, наплескались,

хорошенько отмылись

и  красиво нарядились.

В лес под вечер  прибежали,

там ни есть, ни пить не стали,

друг на друга поглядели

И сделали вот так.

В это время игроки, стоящие в кругу делают прыжки два раза вперед, два раза назад, четыре – вправо, четыре – влево. Водящий неожиданно выполняет какое-нибудь  движение. Все  должны повторять движения, кто не сможет выполнить упражнение, становится вместо  водящего.

Звучит песня Давида Тухманова — Родина Моя. В этот момент дети расходятся по группам.  

Вместе – целая страна.

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» – сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах !

Над тобою солнце светит,

Родина моя,

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя!

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озера и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину

Радуга – дуга,

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга.

Вновь настанет время спелых ягод,

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега,

Как будто праздник!

Припев:

Будут на тебя звезды удивленно смотреть,

Будут над тобою добрые рассветы гореть в пол неба.

В синей вышине птицы будут радостно петь,

И будет песня звенеть над тобой в облаках

На крылатых твоих языках!


Литература:

  1. Интернет ресурсы: картинки герба, флага
  2. История родного края.
  3. Сайт творчества для детей и взрослых «Страна Мастеров»: Очень умная сова. МК,
  4. Татарские народные игры.
  5. В. Д. Сысоев «Пословицы и поговорки».
  6. «Стихи, пословицы и поговорки о Родине», О. Ушакова, 2008 г.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ

Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ Семья играет колоссально важную роль в воспитании и социализации ребенка. Это...

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...

Читайте также

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...