Конспект занятия по познавательному развитию «Значимость воздуха в жизни человека»

для детей подготовительной логопедической группы

Цель занятия:

  • Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
  • Показать способы и приёмы обнаружения воздуха.
  • Познакомить детей со свойствами воздуха.
  • Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Материал: баночки с водой, пустые стаканы, трубочки для коктейля, пустые бутылочки, листы тонкой бумаги, две ванночки (с холодной и горячей водой), бутылочка, на которую надет воздушный шар, игрушка Винни-Пух, воздушные шары (не надутые), целлофановые пакеты, палка длиной 60 см, ком земли, кусочек кирпича, губка, мяч, резиновые игрушки, баночки с краской, листы белой бумаги.

Ход занятия.

Дети заходят в группу.

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Экспериментарию.

(В спальне раздаётся стук)

- Дети, а кто у нас в спальне? Давайте посмотрим.

(Замечают Винни-Пуха с воздушным шаром)

Винни-Пух: - Здравствуйте, ребята! Я летел на воздушном шаре к Мудрой Сове. Вижу – у вас окно открыто. Вот я и залетел к вам. Да ещё услышал, что вы собираетесь совершить путешествие в какую-то страну.

Воспитатель: - Да, Винни-Пух, мы хотим отправиться в страну Экспериментарию, присоединяйся к нам.

Винни-Пух: - А что это за страна?

Воспитатель: - Ребята, может вы знаете, почему она так называется?

Ответы детей. (Потому что там проводят эксперименты.)

- А на чём мы отправимся в путешествие? (Предположения детей)

Винни-Пух: А давайте полетим на моём шаре.       

Дети берутся за нитки и имитируют полёт.

Воспитатель: - А чтобы не скучно нам было в полёте, послушайте стихотворение про облака:

Облако за облаком

По небу гналось.

За облаком-мишкой –

Облако-лось.

А ветер гонит, гонит

Торопит облака:

То с налёта тронет,

То шевельнёт слегка.

Воспитатель: - Вот мы и прилетели, спасибо Винни-Пух.

- Дети, а на каком шаре мы летели? (На воздушном)

- Почему этот шар называется воздушным? (Потому что он наполнен воздухом.)

Винни-Пух: - А что такое воздух? Я его никогда не видел.

Воспитатель: - Вот сейчас мы всё о нём узнаем.

- Посмотрите и скажите, что находится вокруг нас?

(Дети называют)

- А что находится между полом и потолком? Между стенами? Там, где пусто? (Воздух)

Винни-Пух: - Какой воздух? Ничего нет! Я его и не чувствую.

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите почувствовать воздух?

- Возьмите по вееру и помашите им около лица.

- Что вы ощутили? (Движения воздуха)

- Значит, движение воздуха можно почувствовать.

Винни-Пух: - А какой воздух на вкус?

Воспитатель: - Наберите глоток воздуха и попробуйте. (Воздух не имеет вкуса)

- А имеет ли он запах? Вдохните. (Не имеет запаха)

Винни-Пух: - Значит, его нет нигде!

Воспитатель: - Нет, Винни-Пух, воздух есть везде.

- Ребята, а почему мы его не видим? (Он прозрачный, бесцветный)

- А что значит прозрачный? (Через него всё видно)

- А что ещё бывает прозрачным? Давайте найдём прозрачные предметы в группе. (Стёкла в окне, стенки аквариума)

Винни-Пух: - А как же узнать, что воздух есть всюду?

Воспитатель: - Давайте пройдём в лабораторию и будем проводить опыты с воздухом. Вот сейчас и проверим, везде ли есть воздух.

 

Опыт №1.

Показываю детям стакан, на дно которого прикреплён кусочком пластилина небольшой лист бумаги.

- Дети, посмотрите внимательно и скажите, есть ли в стакане что-нибудь? Или вы считаете, что стакан пустой?

- Вот сейчас мы и проверим. (Переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в банку с водой, стакан надо держать прямо.) Лист бумаги остался сухим.

- Попала ли вода в стакан? Объясните, почему.

Вывод: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.

Предлагаю детям повторить мои действия.

 

Опыт №2.

- Ребята, снова опустите стакан в банку с водой, но теперь держите его не прямо, а чуть наклонно.

- Что вы заметили в воде? (Появились пузырьки)

- Это пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Вывод: воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Воспитатель: - Винни-Пух, ты теперь убедился в существовании воздуха?

Винни-Пух: - Так что, значит, воздух есть и в земле, и в кирпиче, и даже в губке?

Воспитатель: - Ты сам сейчас в этом убедишься.

- Ребята, возьмите ком земли, кусочек кирпича, губку, и всё это опустите в воду. Что заметили? (В воде появились пузырьки воздуха.)

- Что это доказывает? (В земле, в кирпиче и в губке находится воздух.)

Винни-Пух: - Да, я тоже вспомнил, как можно обнаружить воздух. Теперь я буду руководить. Возьмите трубочку, вставьте в баночку с водой и подуйте в неё. У вас получится – буря в баночке.

Воспитатель: - Да, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками вверх. А почему он поднимается?

Вывод: воздух легче воды.

Винни-Пух показывает бутылочку.

- А вот в бутылочке воздуха нет. Как он может туда забраться?

Воспитатель: - Ребята, проверим?

- Может, кто догадался, как можно это проверить.

- Возьмите бутылочку и попробуйте её надуть как шар. (Дети дуют)

- Что получается? (Надуваются щёки)

- Почему? (Воздуху некуда помещаться, потому что в бутылке он уже есть.)

Винни-Пух: - Скажите, а воздух можно услышать?

Воспитатель: - Сейчас узнаем.

 

Опыт №3.

- Проведём такой эксперимент. Возьмите бутылочку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук)

- Теперь приложите край бумаги к губам и подуйте вдоль неё так, чтобы получился звук. (Дети дуют.)

- А сейчас вдохните воздух и выдохните посильнее. Что вы услышали? (Звуки)

- А если я надую шарик и потихоньку буду выпускать воздух, вы тоже услышите звук.

Вывод: звуки бывают только там, где есть воздух.

Воспитатель: - Ребята, а где люди применяют это свойство воздуха? (Музыкальные инструменты, игрушки-пищалки, резиновые игрушки)

Воспитатель: - Воздух можно не только услышать, но и поймать.

 

Опыт №4

- Возьмите целлофановый мешочек, найдите в нём отверстие и взмахните мешочек отверстием вниз, скрутите со стороны отверстия. Что получилось? (Он надулся, стал выпуклым)

- Что это доказывает? (В мешочке находится воздух, который и раздувает его.)

- Ребята, а как вы думаете, имеет ли воздух вес?

- Давайте проверим.

 

Опыт №5

- Подойдите все ко мне, попробуем взвесить воздух.

- Возьмём палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палку за верёвочку. Палка весит в горизонтальном положении.

- А теперь подумайте и скажите, что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шар, конец палки, к которому он был привязан, поднимается вверх.) Почему?

Вывод: шарик без воздуха стал легче. Значит, воздух имеет вес.

Винни-Пух: - А что произойдёт с воздухом, если его нагреть?

Воспитатель: - И это мы сейчас проверим в нашей лаборатории.

 

Опыт №6

- Наденем на горлышко бутылки шарик и поставим бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шаром? (Шар начинает надуваться)

- Воздух в бутылке согревается, расширяется и ему становится тесно.

Вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

Винни-Пух: - А для чего нужен воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: - Да, без воздуха жизнь на Земле не могла бы существовать. Всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода – ночью. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Без еды человек может прожить 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха самое большое – 5 минут. Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Назовите места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. (Где проезжает много машин, около свалок мусора, на бензозаправке, рядом со стоянкой автомобилей и т.д.)

- А чтобы быть здоровым необходимо дышать чистым и свежим воздухом. Что для этого надо делать? (Проветривать помещения, гулять в парке, в лесу, где много деревьев, соблюдать чистоту, сажать деревья.)

- Ребята, а кто знает, как человек использует воздух? (Надувные лодки, спасательные круги, автомобильные шины, музыкальные инструменты, вентиляторы, пылесосы и др.)

- Ребята, что же вы узнали в стране Экспериментарии? (Ответы детей)

Винни-Пух: - Спасибо вам, ребята! Хотя в голове у меня опилки, но я тоже многое узнал о воздухе и запомнил. С воздухом можно даже и поиграть, если его поместить в воздушный шар. Я вам приготовил сюрприз. Где мой бочонок? (В бочонке воздушные шары)

- Вы их надуйте и обратно полетите каждый на своём шарике. (Раздаёт шары, дети их надувают и «улетают» обратно в детский сад.)

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий выступления агитбригады по ПДД

Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...

Дидактическое пособие «Фартук для повара»

Дидактическое пособие «Фартук для повара» Аннотация: Дидактическое пособие «Фартук для повара» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие...

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...

Читайте также

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...

Развитие инициативы и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством…

Развитие инициативы и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования технологии «План - Дело - Анализ» Раздел I Информация об опыте Условия...