Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям: социализация и познание, по коммуникативной и продуктивной и познавательно исследовательской видам деятельности «Волшебница вода»
Пояснительная записка.
Люди, научившиеся наблюдением и опытом, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел (К.Е. Тимирязев)
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя-все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Причина их актуальности-безграмотная, преступно расточительная, экологически невежественная деятельность людей в природе. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель: совершенствовать представления обучающихся о состояниях воды.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать накоплению у детей представлений о некоторых свойствах воды;
Развивающие:
- развивать любознательность, умение делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде, экологическую культуру;
Материалы:
демонстрационные: картинки с изображением воды в разных состояниях, игрушка капелька, игрушка курица, костюм профессора Всезнайкина, музыкальное сопровождение «Звуки природы. Шум дождя», ширма с изображением куста.
Раздаточные: три стакана с водой, солонка с солью и песком, ложки, салфетки, два яйца, листы бумаги формата А4.
Технология: игровой заинтересовывающий момент, эксперимент, беседа, диалог с детьми, слушание музыки, физкультурная пауза, рефлексия.
Форма проведения: подгрупповая.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зимы, льда, моря, чтение и придумывание загадок о всех состояниях воды в природе, наблюдения на прогулках, экспериментирование замораживание воды.
Этапы:
Я профессор Всеумейка
Я про воду расскажу
Я загадки загадаю
Классный опыт покажу
Загадки
«Течёт течёт не вытечет, бежит бежит не выбежит (река)
«Мы согреем самовар и над чашкой вьётся» (пар)
«Меня частенько просят ждут, а только покажусь так прятаться начнут» (дождь)
«Скатерть бела всю землю одела» (снег)
«Чтоб не было беды жить нельзя нам без воды»
Молодцы ребята!
В. О чём все эти загадки?
В. В каких состояниях бывает вода? И где её можно встретить?
Картинки с состояниями воды (Приложение 1)
В. Сейчас я Вас приглашаю в волшебную лабораторию для проведения опытов.
Рассаживаемся за столы.
Опыт №1
Перед Вами 3 стакана с обычной водой и две миски: одна с солью другая с песком, ложки и салфетки. Давайте посмотрим что будет с солью если мы положим её в воду и перемешаем (она раствориться),
в другой стакан песок – (он не раствориться).
Вывод: соль растворяется, песок нет.
В. Ребята а вода состоит из чего? (капельки)
Давайте подружимся с нашей капелькой и поиграем вместе с ней.
Физкультминутка.
«Капля первая упала и вторая побежала, (пальца по очереди ударяют по ладошке).
Мы на небо посмотрели, капельки кап - кап запели, (в разные стороны поворот головы).
Намочили лица (рядом с лицом движения ладошками).
Мы их вытираем
Туфли посмотрите мокренькими стали (выставление ноги на пятку).
Плечами дружно поведём и все капельки стряхнём (круговые движения плечами).
От дождя мы убежим под кусточком посидим (убегаем под ширму с изображением куста)
Находим под кустом курицу с яйцом.
Ребята а Вы знаете что будет яйцом если его опустить в солёную воду?
А если в пресную воду?
Опыт №2.
2 стакана с водой с солёной и пресной, опускаем в воду яйца.
Вывод в солёной воде яйцо не утонуло. Это объясняется тем что солёная вода тяжелее чем пресная поэтому в море легче плавать. Ребята что то капелька совсем загрустила давайте её нарисуем в трёх состояниях.
Молодцы ребята!
Что мы сегодня нового узнали?
В каких состояниях бывает вода?
Какая вода тяжелее пресная или солёная?
А на следующем занятии в нашей волшебной лаборатории мы с вами мы проведём опыты с фильтрацией воды!
Список использованных источников:
- ОдинцоваЛ.И. Эксперементательная деятельность в ДОУ М. ТЦ Сфера 2012
- Данюкова, В.Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / В.Н.Данюкова, В.Н.Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - №10.
- Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска / О.В.Дыбина. – Москва. Творческий центр, 2007.
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.
- Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование / И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир. – Москва. Педагогическое общество России, 2003.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.
- Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н.Прохорова. – Москва. АРКТИ, 2003.
Приложения можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной группы «Путешествие в Бордландию» Тема: Создание условий в ДОУ для полноценного физического и...
Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок»
Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок» Звучит музыка, дети заходят в зал, встают в кружочек. Песенка приветствия. Упражнения «Гуляем» Музыкальный руководитель: Ребятки, нас в...
Проект «Подъемный кран»
Проект «Подъемный кран»