Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Рассказывание народной сказки Жихарка»

Образовательные области: «Художественная литература. Коммуникация, социализация, познание, художественное творчество»

Цели и задачи: учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки; замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в разборе синонимов; учить понимать содержание поговорок; развивать умение слушать сказку. Воспитывать желание делать добрые дела для окружающих.

 

1. Воспитатель: - Ребята, посмотрите что это? Какое то письмо.

- Нам прислали письмо, посмотрите вот оно!

- конверт, очень большой и, наверное, не простой!

(Достает из конверта письмо.)

- Что же написано в этом письме?

(Разворачивает письмо и читает.)

,, Дорогие ребята! Пишут вам герои сказок. Мы хотим пригласить вас в нашу сказочную страну. Нам нравится, когда вы читаете или слушаете сказки, переживаете за нас, сочувствуете и радуетесь вместе с нами. Приходите к нам в гости, мы вас очень ждем!,,

Воспитатель: - Ну что дети, пойдем в гости к сказкам?

- Вот и сказочная страна! сколько здесь книг со сказками, с красочными иллюстрациями! а вот и теремок построен, здесь нас встречают его обитатели.

- сказочная страна приготовила для вас загадки. Слушайте их внимательно и попробуйте отгадать!

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался …(колобок)

- Найдите эту сказку в стране сказок!

(Показывают иллюстрации или книгу.)

В это сказке – именины.

Много было там гостей.

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убит хозяйку,

Чуть ее не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил!

(муха-Цокотуха)

- Кто написал эту сказку?

(Корней Чуковский).

- Какие сказки К. Чуковского вы знаете ещё?

(Дети называют.)

- Следующая загадка:

Сидит в корзине девочка,

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет её домой.

Ну, отгадал загадку эту?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки….(маша и медведь).

(дети находят эту сказку на книжной выставке).

- какие русские народные сказки вы еще знаете?

(Дети называют.)

 

2. Воспитатель:

- Ребята, скажите, вы большие человечки или маленькие ?

– такие как я?

- значит еще маленькие?

- иногда про маленького человека говорят: ,, мал да удал, маленький да удаленький. ,,

А что бы узнать, кто мал, да удал, я расскажу вам белорусскую народную сказку про маленького человечка, которого звали Жихарка. Рассаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте сказку…

Воспитатель рассказывает сказку с показом иллюстраций.

- Понравилась вам сказка? а теперь давайте поиграем…

(Физкультминутка.)

1. В том лесу избушка есть (шагают ).

2. Стоит задом-наперед (дети поворачиваются).

3. В той избушке есть старушка (грозят пальцем).

4. Бабушка яга живет (грозят пальцем другой руки).

5. Нос крючком (показывают пальчиком).

6. Глаза большие (показывают).

7. Словно угольки горят (покачивают головой).

8. Ух, сердитая какая! (бег на месте).

9. Дыбом волосы стоят (руки вверх).

- вот мы и вспомнили еще про одну из героинь сказок – Бабу Ягу.

- а в каких сказках встречается баба Яга? назовите их.

(дети называют).

- а в сказке про Жихарку бабы Яги нет. Кто же тогда унес Жихарку? (Лиса.)

 

3. Беседа о сказке.

1. В сказке, Жихарка - веселый, сильный. Он не заплакал, сообразил, как перехитрить лису. И в сказке, про него так и говорится Мал, да удал.

- Скажите, что значит человек, про которого так и говорят мал, да удал?

- какой он?

(Сильный, находчивый, сообразительный, умный.)

2. Как же Жихарка перехитрил лису?

- как он садился на лопату?

(ответы детей).

- покажите…

(Дети показывают.)

3. А как лиса лежала на лопате?

- Как в сказке про это сказано?

(Свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостиком накрылась.)

- Покажите, как лиса лежала на лопате?

(Дети на ковре показывают.)

4. Что сделал Жихарка с лисой?

(толкнул лису в печку).

5. Расскажите, каким вы представляете себе Жихарку? Он был маленький как …

(Воспитатель побуждает детей к сравнению.)

6. Можно ли о нем сказать, что он удалец?

Почему? Объясните.

7. Какими еще словами можно сказать о Жихарке?

(Веселый, хитрый.)

- Изобразите, какой веселый был Жихарка?

(Дети мимикой показывают настроение Жихарки.)

8. Пока лиса собиралась пожарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке.

(Кот лапкой слезы вытирает, петушок крылышком подбирает.)

- Покажите, как они это делали?

9. Как сказать по-другому об их настроении?

(Грустили, переживали, печалились, страдали).

- Кот, петух не просто плакали, а как в сказке сказано?

(Рыдали, плакали-рыдали.)

- А тут Жихарка прибежал.

10. А где кот, петух и Жихарка сейчас?

- Правильно, они сейчас живут в этой избушке.

(Показ иллюстраций.)

11. – Вспомните, что приговаривал Жихарка раскладывая ложки?

,,Эта простая ложка - Котова, это простая - Петина, а это – не простая. Точеная, ручка золоченная - это Жихаркина.

(Дети повторяют эти слова хором.)

Воспитатель предлагает кому-то из детей разложить ложки. Как раскладывал Жихарка, повторить слова из сказки.

12. – Так какой Жихарка?

(Дети высказываются.)

- Как про него сказано в сказке?

(Мал, да удал.)

- Жихарка удал, сообразителен, уверенный, всегда веселый.

13. – Как можно сказать про жителей этой избушки: кота, Пети и Жихарки?

– Какие они?

(Добрые, заботливые, любят друг - друга, настоящие друзья.)

14. – Настоящие друзья никогда не оставят в беде друг друга, никогда не обидят никого. А вы дружные ребята? как вы понимаете слово дружба?

(Высказывания детей.)

15. – Представляете, что могло случиться, если бы Жихарка был пугливым, плаксой? Как бы могла закончится его встреча с лисой ?

(Воспитатель поощряет варианты, придуманных детьми историй.)

После занятия предложить детям на бумаге изобразить веселое, хитрое лицо Жихарки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий публичной презентации конечного продукта «Транспорт»

Сценарий публичной презентации конечного продукта «Транспорт» Форма презентации: «Выставка». Группа: средняя. В презентации принимают участие дети. Дети стоят за столами, на которых представлены...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...

Сценарий выступления агитбригады по ПДД

Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...

Читайте также

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...