Коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи детей с задержкой психического развития 5 - 6 лет. Тема: Приставочные глаголы. «Транспорт»
Цели.
Коррекционно – образовательные:
- Закрепить знания детей по лексической теме « Транспорт»: уточнить основные части машины, правила дорожного движения.
- Учить образовывать глаголы с различными приставками, обозначающие движение транспорта .
- Отрабатывать употребление существительных в родительном падеже единственного числа.
- Учить составлять короткий рассказ с опорой на наглядно – практические действия.
- Закрепить знание цветов светофора.
Коррекционно – развивающие:
- Совершенствовать вербальную и зрительную память.
- Формировать произвольное внимание.
- Развивать зрительное восприятие наложенных изображений, основных и оттеночных цветов и геометрических фигур.
- Развивать зрительно – моторную координацию, ориентировку в пространстве.
- Развивать наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.
- Расширять пассивный и активный словарь, развивать навыки словообразования и связной речи.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.
- Формировать необходимость в выполнении общепринятых правил.
- Воспитывать чувство товарищества и уважения к взрослым.
Оборудование: иллюстрация с наложенными изображениями, сказочные герои, «рассыпанная» картинка грузовика для фланелеграфа, сказочные герои, «гараж» из конструктора, макет дороги, реки, «светофор», картинки – лабиринты, 4 лишний, картинки машинок с недостающими деталями, фломастер.
Ход занятия: организационный момент. Показ иллюстрации и чтение стихотворения А Барто «Грузовик». Уточняется, для чего нужен грузовик? (Возит грузы).
Дидактическое упражнение «Узнай и назови».
Дефектолог предлагает подойти к доске, где изображены наложенные изображения различного транспорта (грузовик, велосипед, такси, автобус). Детям предлагается назвать нарисованные виды транспорта, обвести по контуру пальчиком. Уточняются виды транспорта: грузовой, пассажирский и обобщающее понятие « наземный транспорт».
В гости приехали друзья Незнайки – Винтик и Шпунтик. Они приехали в грузовике. (Вывешивается составная картинка). Назовите части машины (кабина, руль, мотор, дверцы, фары, окна, колеса, кузов).
Дидактическая игра «Собери целое».
Предлагается детям собрать машину из отдельных частей на фланелеграфе. Уточняются цвета и геометрические фигуры.
Далее предлагается детям «Сказка про маленький грузовичок».
На столе перед детьми выставляется «гараж, дорога, деревце, мост, речка, ямка».
Рассказ педагога сопровождается действиями.
- Жила – была на белом свете маленькая машинка (грузовичок). Она очень
любила путешествовать. Однажды, рано утром, когда ее хозяин еще спал, она из гаража выехала и по дороге поехала. К дереву подъехала и дальше поехала. До речки доехала, по мосту речку переехала и дальше поехала. К ямке подъехала, ямку объехала и домой поехала. По дороге ехала – ехала и в гараж въехала. Проснулся хозяин и ничего не заметил. Помыл ее, подремонтировал и поехал на работу.
Далее дефектолог объясняет, что назывались действия машинки похожими словами, но начала слов были разными (вы – ехала, по – ехала и т.д.). Предлагается послушать еще раз. Педагог медленно, с акцентом на приставках произносит еще раз эти глаголы.
Дидактическая игра «Я начну – ты доскажи».
- Машина из гаража ….выехала…. . Одновременно демонстрируются действия.
Затем предлагается пересказ ребенку. Если у детей еще сохраняется интерес, то можно предложить пересказ еще 2 -3 детям.
Физминутка.
Дефектолог предлагает детям вместе поехать на машине (имитация движений). Сначала уточняются правила движения. Показываются цвета светофора, называется назначение каждого из них.
«Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали.
На пути стоит светофор.
Три цвета есть у светофора, они понятны для шофера:
Красный свет – дороги нет, желтый свет – внимание,
А зеленый свет – иди, путь открыт нам впереди!
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор заехали, вот мы и приехали».
Дидактическая игра «Поставь машинку в свой гараж».
Винтик и Шпунтик в своих мастерских много машин отремонтировали, но забыли, какую машину куда надо поставить. Помогите им пожалуйста!
(Каждому ребенку раздаются картинки по типу «Лабиринта»).
Гараж и машинка одинакового цвета. Надо провести машинку строго по своей дорожке. (Сначала проводят пальчиком по дорожкам , а затем берут карандаши нужного цвета и рисуют.), но сначала необходимо «размять» пальчики и выполняется пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять!
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Образование родительного падежа единственного числа.
Детям раздаются изображения грузовика, у которого не хватает какой – либо части. Инструкция: надо дорисовать, чего не хватает у машины. Когда дети дорисуют, то уточнить – у тебя машина без чего? (без колеса….).
Дидактическая игра «4 лишний». Уточняются понятия о видах транспорта (наземный, воздушный, водный).
Итог. Кто приходил к нам в гости? (Винтик и Шпунтик). Дети, вспомните, о чем мы сегодня говорили? (О транспорте). О чем рассказывали сказку? (О грузовичке). Какие слова вы произносили, когда машина из гаража выехала? (поехала, проехала, объехала..). Винтику и Шпунтику очень понравились ваши рассказы и рисунки и они дарят вам вот такие машинки (наклейки).
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной группы «Путешествие в Бордландию» Тема: Создание условий в ДОУ для полноценного физического и...
Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок»
Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок» Звучит музыка, дети заходят в зал, встают в кружочек. Песенка приветствия. Упражнения «Гуляем» Музыкальный руководитель: Ребятки, нас в...
Проект «Подъемный кран»
Проект «Подъемный кран»