Занятие на тему: «Воздух – невидимка»

(Для детей старшего возраста)

Задачи:

  • Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.
  • Формировать интерес к экспериментальной деятельности, моделированию.
  • Развивать логическое мышление, интерес к природным явлениям.
  • Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

 

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать:

Через нос проходит путь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Воспитатель: - Правильно, это воздух.

- Ребята, а кто знает кто изучают воздух. (ученые)

- А где работают ученные (в лаборатории)

- А вы хотите поиграть в ученных, и посетить нашу лабораторию.

Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории.

Воспитатель: - В лаборатории все работают в халатах, давайте с вами наденем халаты и отправимся в лабораторию.

Воспитатель: - Ребята, а что вы знаете о воздухе? (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый)

- Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом)

Давайте вдохнем воздух. Куда воздух попал? (в нос).

- Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи и легкие.

Воспитатель вместе с детьми вдыхает воздух ртом, выдох - носом.

- Ребята, а давайте с вами проведем опыты:

Опыт 1: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: - Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

(выходят пузырьки)

Воспитатель: - Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.

Воспитатель: - Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?

(мыльные)

Воспитатель: - А вы хотите попускать мыльные? (Да)

- А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

Дети: - мыло.

Воспитатель: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Давайте вместе с вами возьмем глубокую тарелку, нальем в неё мыльный раствор, кладем в середину тарелки предмет и накроем его стеклянной воронкой. Затем дуем в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняем воронку и освобождаем пузырь.

(Каждый ребенок надувает свой пузырь)

Воспитатель: - Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький, но все они получились из мыльного раствора.

Воспитатель: - Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

Воспитатель: - Скажите, мне а мы с вами воздух видим? (нет)

- Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы его сможем?

(нет)

Воспитатель: - А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?

Опыт 2: Что в пакете?

Воспитатель: - Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.

- Что в нем? (он пуст)

- Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.

- Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите пакет стал упругим, плотным.

Воспитатель: - А теперь, что вы видите? (В пакете воздух)

Воспитатель: - А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?

(он станет, плоским и тоненьким)

Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.

Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но с помощью носа, мы можем его чувствовать.

- С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с помощью ветера)

Воспитатель: - А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории.

- Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.

Воспитатель: - Как вы думаете, что еще можно сделать при помощи ветра?

(Волны на воде, попускать корабли, сделать вееры и подуть на лицо)

Воспитатель: - Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер. Если я не вращаю вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится.

- Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.

Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидить воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать.

- А вы знаете как это можно сделать?

- Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо подкрепиться:

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Опыт 3: "Что звучит? "

Воспитатель: - Я вам предлагаю сейчас услышать воздух. Давайте возьмем бутылочки приставим их к нижней губе и подуем сбоку в горлышко.

- Что происходит с воздухом? (он свистит)

- Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги (можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль нее так, чтобы получился звук.

Воспитатель: - Что происходит?

(Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает и звук.)

Воспитатель: - Для того чтобы потвердить, давайте просто приложим бумагу к губам и попробуем что-то сказать.

- Что мы чувствует? (ощущаем дрожание бумаги)

Воспитатель: - А ка вы думаете, какие еще предметы издают звуки?

- Конечно же, это и шелест листвы - шуршание бумаги; переливание воды- шум ручья; стук пальчиками по метеллу- стук дождя.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные, и даже справились последним заданием, о котором подробнее мы поговорим с вами при слудующей встрече.

Воспитатель: - Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в десткий сад.

 

Литература:

1. Н.А.Рыжова «Воздух — невидимка» Москва, 1998г.

2. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство — Пресс», 2011г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи…

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» Возраст от 4 до 5 лет имеет особое...

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет…

Технологическая карта интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Озорные цифры»

Читайте также

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: Чудо-дерево с загадками Программное содержание: Формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Продолжать учить детей...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе в ходе режимных моментов:…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе в ходе режимных моментов: «Прогулка. Организация подвижных игр с бегом и прыжками» Интеграция образовательных областей...

Развлечение «День отца»

Развлечение «День отца» Цель: сближение детей и родителей в совместном мероприятии. Задачи: Образовательные: Расширить представление детей о празднике «День отца»; Содействовать улучшению взаимоотношений между родителями...