Конспект комплексного занятия «Гости с гор»

в старшей группе

Программные задачи: познакомить детей культурой народов Северного Кавказа, закрепить знания о культуре народов Кубани: костюм, пословицы; побуждать, сравнивать и находить сходство двух культур, воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.

Материалы и оборудование: казачий костюм (мальчик, девочка), горский костюм (мальчик, девочка), карта Северного Кавказа, декорации: казачья хата, глхатун, национальные узоры – пазлы, диск с этнической музыкой, запись композиции «Одинокий пастух»

Ход занятия:

Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)

Но есть еще у человека и малая родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос.

Кто назовет мне адрес своей малой родины? (КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КРОПОТКИН)

Как иначе называют Краснодарский край? (КУБАНЬ)

Ребята, наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.

Девочка:

Край наш кубанский, как сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нем.

Мальчик:

Все в нашем доме мы делаем вместе:

Сказки читаем, поем одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть

Музыку слушать и танцевать!

Воспитатель: Ребята, мы многое узнали об обычаях, традициях, быте народа Кубани. А сегодня мы познакомимся с культурой наших ближайших соседей – народов Северного Кавказа. Давайте посмотрим на карту. На Юге края, выходя за его границы, протянулась мощная горная гряда. Это – Кавказские горы. Здесь живут горские народы: осетины, ингушы, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, и всего более 50-ти национальностей.

Сегодня мы отправимся в гости к горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.

Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:

Эти горы далеко,

К ним добраться нелегко:

Через горы и овраги

(Ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги

(Прыжки на двух ногах)

Под еловыми кустами

(В полуприсяде)

Да сосновыми мостами

(Приставным шагом)

Вот и горы впереди –

Выходи и погляди!

Воспитатель: Мы находимся в горах Северного Кавказа. Давайте присядем, отдохнём. А вот и местные жители! (выходят мальчик и девочка в национальных костюмах)

Мальчик: Ассалам алейкум!

Девочка: Мир вам!

Воспитатель: Здравствуйте, Мы, жители Кубани, очень хотим узнать побольше о жизни, культуре и обычаях Северного Кавказа. Будьте нашими экскурсоводами!

Ребёнок:

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи

В их глубине изумруд и топаз –

Это у нас! Это у нас!

Воспитатель: Природа этих мест красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе

Мальчик: Когда созревал урожай, мы с сестрой пели песенку и звали дождь на наши поля (читает стихи)

Гром, греми по горам

Подними тарарам

Бурдюки развяжи

Над полосками ржи

Чтобы стебель был высок

Золотился колосок

Чтобы всем хватало

Хлеба и хенкала

Воспитатель: Хенкал – это кушанье из муки, а хлеб у нас похож на тонкую лепешку и называется «лаваш». Хлеба у горцев всегда не хватало, и относились к нему очень бережно.

Мальчик: Мой дедушка часто говорит: без хлеба и медом сыт не будешь!

Воспитатель: Давайте вспомним, что говорили о хлебе казаки: «Без солнца нет света, без труда нет хлеба», «Горькая работа, да сладок хлеб», «В закромах зерно – на душе тепло»

Девочка: Предлагаю поиграть в любимую игру ребятишек Дагестана, которая называется «Лаваш»

Воспитатель: Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш)

Лаваш начинает диалог:

- Пеку, пеку лаваш!

- Лаваш готов? (Задняя пара)

- Готов!

- Смотри, не сгори!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)

Воспитатель: Спасибо за игру, а теперь беритесь за руки, мы отправляемся выше в горы (речевка повторяется)

Здесь расположены пастбища, на которых пасутся стада овец. Стадо называется здесь «отара», а пастух – «чабан»

Мальчик:

Жил пастух годами старый

По горам водил отару

А на пастбище высоко

Человеку одиноко

Девочка:

Ни барашек, ни овечка

Не промолвит ни словечка

Кручи гор молчат угрюмо…

Яйрума, шигарума

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на луг и послушаем музыку гор (звучит музыкальный фрагмент произведения «Одинокий пастух»)

Что вы представили ребята, слушая эту музыку

(ответы детей: пастух пасет овец и играет на свирели, вокруг высокие синие горы, солнце освещает снег на вершинах. Музыка очень красивая и немного печальная)

Дополнительные вопросы: Какое настроение у пастуха? Какая музыка – веселая или печальная? Как вы думаете, почему музыка печальная?

Мальчик: А наши ребятишки очень любят игру «Пастух и стадо». Это очень веселая игра

Воспитатель: Мы тоже хотим в нее поиграть. Сначала выберем пастуха считалочкой

Ребенок:

Кто, пастух, кричит тебе: бе, бе, бе

На овец наводит страх

Волк в горах

Кто прогонит волка вон?

Это он!

Воспитатель: Пастуху мы завяжем глаза, а остальные ребята – овцы, находятся в овчарне

(выбирается пастух, остальные игроки – овцы. Пастуху завязывают глаза, он становится недалеко от овчарни и произносит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?». Пастух называет какое либо число в пределах 10, овцы отсчитывают соответствующее число шагов и останавливаются. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?». Овцы отзываются: «Бе, бе, бе». Пастух начинает искать овец, которые стоят неподвижно, когда пастух дотрагивается до кого-то рукой, он говорит: «Овечка, овечка, где ты?». Овца отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен назвать имя ребенка. Если он угадал, овечка уходит в овчарню, если ошибся, все овцы блеют, а пойманная овечка спрашивают: «Сколько шагов?» и уходит от пастуха, игра продолжается до тех пор, пока большинство овец не будет поймано.)

Воспитатель: Спасибо за игру. Вставайте. Теперь мы отправимся в горское селение. (Речевка: А селенье далеко… и «Вот и домик впереди, постучись и заходи»)

Давайте постучимся в этот дом. (Из дома выходит женщина в национальном костюме)

Женщина: Асса лам алей кум! Мир вам, дорогие гости

Воспитатель: Здравствуйте! Мы хотели бы узнать, как строили дома в горах

Женщина: Присаживайтесь, гости. Раньше народы гор строили жилище из дикого камня без окон, на дощатой плоской крыше – земля. Крыша могла служить и огородом, и двором для домика, расположенного выше

Воспитатель: Зачем нужно было разбивать огород на крыше? Ведь это очень не удобно

Женщина: Давайте спросим у ребят, может они догадаются.

Ребенок: Если посадить овощи на горе, то дождь может смыть со склона и землю и урожай

Женщина: Правильно. Поэтому грядки у нас расположены на ступеньках – террасах или на крыше. Такое жилище называлось «Глхатун».

Воспитатель: На какое слово в русском языке оно похоже? (Хата)

Женщина: Дома располагались недалеко друг от друга, вблизи от источника воды, иногда дома соединялись между собой тайными ходами. Как вы думаете для чего?

(Для того чтобы в случае опасности можно было спрятаться, объединиться и дать отпор врагу.)

Женщина: Самым тяжёлым наказанием для провинившегося было изгнание из селения.

«Родину, как и родителей на чужбине не найдёшь»,- говорят у нас.

Воспитатель: А что говорили казаки о родной земле и родимом доме?

(«Родная земля и в горсти мила», « Человек без Родины, что соловей без песни»)

Воспитатель: Селения всегда располагались вблизи от источника воды.

Ребёнок:

Под камнем, весёлый и чистый,

Кипел родничок,

Он пеной сверкал серебристой,

Он пел, как сверчок.

Дубы родничок сторожили,

Шли звери сюда,

И люди поблизости жили

В былые года.

Женщина: Носить воду в дом из ближайшего источника было обязанностью женщин. В Дагестане и сейчас отмечают Праздник Воды. Ранним весенним утром девушки в белых шалях отправляются за водой к источнику. Воду обычно носили на голове. Это не так просто. Хотите попробовать это сделать, девочки? (Да). Тогда подходите ко мне. (Женщина раздаёт кувшины и тряпочные круги на голову. Эстафета «ПРОНЕСИ НЕ УРОНИ»)

Женщина: Благодаря этому ежедневному упражнению у горских девушек очень красивая осанка.

Ранним утром девушки идут к источнику. Та, кто умоется сегодня этой водой, станет красавицей. А красавицу обязательно выберет в хороводе джигит, чтобы танцевать вместе с ней «Лезгинку»

ТАНЕЦ

Воспитатель: И в Дагестане, и на Кубани, женщины украшали одежду красивой вышивкой. Красивые узоры ткали в горных селениях Женщины на коврах.

1 ребёнок:

Где узоры для ковра

Ты нашла,

Скажи, сестра?

2 ребёнок:

На лугу полно цветов.

Погляжу - узор готов.

Тур промчался по горе,

След оставил на ковре.

Воспитатель: Предлагаю игру, которая называется «Сложи узор» Нужно из фрагментов сложить кубанский, дагестанский, адыгейский традиционные орнаменты.

Игра «ПРОДОЛЖИ УЗОР»

Женщина: Посмотрите, какие красивые узоры вышивали и ткали прабабушки. Вышивка не только украшала одежду, люди верили, что узоры защитят человека от беды. Узоры украшали рубаху мужчину - воина. Ведь история Кавказа – это история почти непрерывных войн народов, населяющих край. Веками здесь складывался культ коня, оружия, воина – всадника джигита.

(Выезжает мальчик на лошадке – палочке)

1 ребёнок:

Посмотрите мальчик Гач

На коне несётся вскачь.

Чем мальчишка не джигит,

Если так в седле сидит?

2 ребёнок:

Он скачет быстро,

Не зная страха,

Взлетает к тучам его папаха.

Воспитатель:

А уж кто летит вперёд.

Оседлав коня отважно,

Тот назад не повернёт!

Женщина: Образ мужчины – защитника родной земли, обычаев и земли отцов прославлен в народных песнях, сказаниях, пословицах и поговорках. «Конь – крылья джигита» - говорят в горах.

Воспитатель: А какие пословицы складывали о своем верном друге – коне казаки? («Казак без коня – сирота», «Казак без коня, что черкес без кинжала»)

Женщина: Мои сыновья любят играть в скачки джигитов.

Воспитатель: Давайте поиграем вместе. Для этой игры нужно разбиться на пары: конь и всадник. Выходи, ... и …., и …. и …..

(Игра «Скачки джигитов». Первый игрок – конь – становиться впереди и вытягивает руки вниз и назад. Второй игрок – джигит – становиться сзади и берет «коня» за руки. По команде всадники двигаются к стенду для метания, бросает мяч, выигрывает пришедший первым.)

Воспитатель: Вот что интересно: народы разные, языки у них разные, а между тем, и традиции, и костюмы у них похожи. Вдумайтесь , ведь это неудивительно. Один народ перенимает мудрость у другого.

Женщина: Яркое доказательство – пословицы, которые восхваляют дружбу, как великую силу. У нас говорят: «Жизнь без друга, что еда соли»

Воспитатель: А как говорят о дружбе на Кубани?

(«Человек без друзей – что дерево без корней», «Для милого друга – и коней из плуга», «Верный друг – лучше сотни слуг»)

Вот видите, как много общего у народов Кубани и горских народов. Мы веками были добрыми соседями, и не зря сложили пословицы о дружбе. «Народное братство – дороже всякого богатства»

1 ребенок: Для хорошего гостя, и ворота настежь

Женщина: Каковы гости, таков и пир! На память о вашем путешествии я приготовила вам корзинку с угощением: наш национальный хлеб – лаваш, сыр из козьего молока – брынза, а еще фрукты. Прошу к столу!

Воспитатель: А наше занятие закончено, спасибо за внимание.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...

Читайте также

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...