Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Программное содержание: в процессе ознакомления с историей создания куклы учить детей интересоваться прошлым и настоящим людей на земле.

  • Продолжать развивать умение свободного участия в диалоге (внимательно слушать, задавать вопрос, высказывать своё мнение, строить предложение кратко).
  • Совершенствовать творческие способности детей в конструктивной деятельности.
  • Развивать мелкую моторику рук, продолжать работу по автоматизации звука «л».
  • Воспитывать уважительное отношение к предметам, созданным руками человека.

Ход деятельности:

Вос-ль: Дети, посмотрите, какая необычная коробка. Что-то её я раньше не видела, а вы?

Дети: Нет.

Вос-ль: Давайте посмотрим вместе, что в ней. (открываем коробку, а в ней кукла).

Появилась на свет она давно,

Назначение у неё одно,

Детям радость приносить

Красоту всегда дарить.

Это кукла Мила.

Посмотрите, какая красивая кукла Мила. У неё большой бант, нарядное платье. Давайте пригласим куклу Милу к нам на занятие. Оставайся Мила, с нами. Ребята, давайте прочтём Миле стихотворение.

           Лара на ночь куклу мыла

           Кукла мыла не любила

           Но не ныла кукла Мила

           Кукла Мила молодчина.

Вос-ль: Но такими красивыми куклы были не всегда. Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на охоту, готовили еду на огне. А маленькие дети скучали, им нечем было заняться. И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как можно забавляться-кормить, качать, укладывать спать. Вот так и появилась на свет первая кукла – палочка - деревянная.

Вос-ль: Похожа она на куклу?

Дети: Нет

Вос-ль: Почему?

(ответы детей)

- Прошло много-много лет. Человек нашел глину.

- Как вы думаете, что он из неё слепил?

Дети: Посуду, кувшины, игрушки.

Вос-ль: И, конечно, же, куклу. Взрослые делали кукол для своих детей с любовью, теплотой, заботой. И чтобы кукла привлекала малыша, взрослые научились раскрашивать её. Так и появились эти красивые куклы.

Вос-ль: А как вы считаете, удобно ли играть глиняной куклой?

Дети: Нет.

Вос-ль: Почему?

Дети: Она тяжелая, хрупкая, может разбиться.

Вос-ль: И поэтому взрослые придумали вот такую куклу. (Показывает соломенную). Дети, посмотрите на неё и скажите из чего и как она сделана? Предположите, как она называлась? (ответы детей).

Вос-ль: Верно. Сначала собирали солому, затем её варили, чтобы стала мягкая, блестящая, эластичная, а уж потом скручивали, связывали, и украшали. Кукла получилась простой и одновременно забавной. Для кукольного наряда использовали листья лопуха или подорожника, цветы, ягоды . Косу кукле тоже приделывали из соломы, голову украшали венком. В старину этих кукол называли стригушки. Они названы так потому, что снизу их подравнивали. Подстригали ножницами. Если стригушку поставить на поднос и слегка потрясти, то кукла начинает поворачиваться, как бы танцевать.

Какая это кукла?

Как их называли в старину? (стригушки).

Вос-ль: Запомнили?

Вос-ль: Долго ли хранилась такая кукла? (нет).

Соломенная кукла оказалась не практичной - солома высыхала, ломалась. Совсем другое дело кукла тряпичная. Дети очень любили тряпичную куклу. Подумайте почему? (теплая, мягкая, похожа на маленького ребенка).

- Дети, а почему она так называется? (сделана из ткани, тряпочки, материала).

- Да, в это время люди уже научились делать нитки и ткать полотно. Ткань сшивали мешком, набивали во внутрь что-нибудь мягкое и украшали. Головку отделяли от туловища, перерезав мешочек ниткой, тесьмой. Посмотрите.

- Лицо куколки раньше рисовали угольком в печке или вышивали цветными нитками. Такую куклу делали взрослые. И каждая девочка, ваша ровесница, могла свертеть из подходящих лоскутов вот такую куклу.

- Чем же не практична эта кукла?

Дети: тряпичная кукла быстро пачкалась, ей нельзя было раздеть, одеть, искупать. Пока дети играли в тряпичную куклу, взрослые думали над тем, как сделать куклу, которая бы не рвалась и которую можно купать.

- Её решили сделать из пластмассы и резины. Детям эти куклы очень понравились. Такие куклы есть у вас дома и в детском саду. Вы с ними играете каждый день. Наша гостья Мила сделана из пластмассы и резины. Ирина, потрогай Милу, расскажи из какого материала сделаны у неё руки, ноги…

- А вам нравятся эти куклы?

- Чем они вам нравятся? (они могут открывать и закрывать глаза, у них есть волосы, их можно расчесывать, купать, одевать, раздевать, они могут двигать руками и ногами).

- А для чего взрослые придумали кукол? (Взрослые придумали кукол для того, чтобы дети могли радоваться, любоваться, играть с ней и учиться- одевать ,раздевать, кормит, баюкать, петь песни).

Вос-ль: А сейчас, ребята, давайте отдохнём и вспомним физкультминутку «Непослушная кукла».

Куклу нежно я качаю,

А она кричит: «Уа».

Руки, ноги поднимает,

Спать не будет до утра,

Кашку я сварю ей лучше

И в тарелку положу,

Вся испачкалась грязнуля,

Дай, я кашу остужу,

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла,

Наигралась с куклой. Все!

А теперь пройдите, сядьте на стульчики. Мы с Милой знаем интересную игру. Посмотрите, у меня на столе лежат три коробочки. В каждой из них находится кукла, о которых мы с вами сегодня говорили. Можно задавать любые вопросы, но в вопросе не должно звучать название куклы. На ваш вопросы я могу отвечать только «да» или «нет». В «да» - «нет» поиграем и куклу отгадаем.

Игра «Да» - «Нет».

Первая кукла - глиняная.

1. Она может открывать глаза? (нет).

2. У неё есть волосы? (нет).      

3. Её можно раздеть? (нет).

4. У неё есть ноги? (нет).

5. У неё есть руки? (да).

6. Она тяжёлая? (да).

7. Она может двигать руками? (нет).

8. Она может разбиться? (да).

Это глиняная кукла.

 

Вторая кукла-палочка.

1. У неё есть платье? (нет).

2. Она тяжелая? (нет).

3. У неё есть ноги? (нет).

4. У неё есть руки? (нет).

5. У неё есть голова? (нет).

Это кукла-палочка.

 

Третья кукла-пластмассовая.

1. У неё есть руки? (да).

2. У неё есть ноги? (да).

3. У неё есть волосы? (да).

4. Её можно причесывать? (да).

5. Её можно мыть? (да).

6. Она может открывать и закрывать глаза? (да).

7.Она может двигать руками? (да).

Это пластмассовая кукла.

 

Вос-ль: Дети, что это у меня лежит на столе? (кусочки ткани и тесьма).

- Как вы думаете из этого можно сделать куклу? (да).

- Какую? (тряпичную).

- Вы хотите научиться делать такую куклу? (да).

- Давайте мы её сегодня попробуем сделать.

- Нужно взять ткань, положить её изнаночной стороной вверх и скатать много раз. Затем свернуть пополам. Вот что у меня получилось. (Показывает). Теперь я отделю голову от туловища с помощью тесьмы. Моя кукла готова. Прежде чем вы начнете работу, давайте с вами поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Любимые куклы».

Куклам платья дружно шили,

Кукол очень мы любили,

Долго нитки продевали,

Узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

(дети изготавливают кукол).

Покажите своих кукол. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша и я думаю дорога вам. Возьмите их, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали. (она мягкая, теплая, добрая, красивая).

Видите, как много может сделать человек своими руками.

- Давайте вспомним о каких куклах мы говорили на занятии? (о кукле-палочке, глиняной, соломенной, тряпичной, пластмассовой).

- И я думаю, что мы их подарим малышам. И если они будут бережно обращаться с ними, то куклы будут радовать их очень долго.

 

Литература:

  1. Мулько И.Ф.  Развитие представлений о человеке в истории и культуре.-М. Сфера, 2009 г.
  2. Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. - М., 1999.
  3. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. - М. сфера, 2006 г.
  5. Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в старшей   (подготовительной) логопедической группе»  С.-Пб. 2004г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...

Конспект НОД безопасность по мотивам сказки: «Кошкин дом»

Конспект НОД безопасность по мотивам сказки «Кошкин дом» Старший дошкольный возраст 4-6 лет Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие Тема: «Безопасность...

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Читайте также

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок»

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок» 1 год обучения. Сентябрь. Раздел I. Русская народная кукла. Занятие 1. «Куклы из бабушкиного сундука» Программное содержание: - Познакомить с историей...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...