Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по окружающему миру в рамках конкурса «Воспитатель года - 2012» Тема: «Обитатели скотного двора»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей от домашних животных села, об их назначении и пользе для человека; воспитывать любознательность.

Задачи НОД.

Основная образовательная область.

Познание: закрепить знания детей о домашних животных, знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными (доярка, пастух).

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Социализация: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Коммуникация: продолжать учить детей согласовывать речь с движениями, развивать диалогическую речь ребёнка.

Физическая культура: продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных и малоподвижных играх.

Предполагаемый результат: дети могут объединять животных в подгруппу «домашние». Дети могут рассказать о значимости домашних животных для человека, о том, как человек ухаживает за домашними животными.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно - исследовательская.

Формы организации совместной деятельности: подвижная игра с правилами, малоподвижная игра с правилами, беседа, обсуждение, работа в пособиях.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с домашними животными, отгадывание загадок.

Материал к НОД: иллюстрации с изображением домашних животных, их детёнышей, экспозиция «скотного двора» (дом с людьми, муляжи домашних животных, забор, колодец), шерстяные нитки натурального цвета и окрашенные, шаль, варежки из шерсти кролика и овцы, пояс из шерсти собаки, иллюстрации с сюжетом по уходу за домашними животными, иллюстрации со временами года.

Ход Нод:

Воспитатель подводит детей к экспозиции «скотного двора» и спрашивает:

- Ребята, скажите, пожалуйста, кого вы видите на этом дворе?

(корова, лошадь, собака, кошка, овцы, козы и т. д.)

- Как, одним словом можно назвать этих животных? (Домашние).

- Как вы думаете, почему их так называют «Домашние»?

(Потому что они живут рядом с человеком).

Дети присаживаются на стулья перед иллюстрациями со временами года и иллюстрациями с сюжетом по уходу за домашними животными.

- Для чего они нужны человеку?

Лошадь в селе для того, чтобы перевозить тяжести. Летом её запрягают в телегу, зимой в сани. (Показ иллюстраций)

- Как вы думаете, может ли человек чем - то заменить лошадь?

Раньше на лошадях ездили везде: в городах их запрягали в экипажи, конки. Потом им на смену пришли автомобили. А в деревнях лошади остались.

- Для чего человеку корова? (Она даёт мясо и молоко).

В любое время года коров доит доярка. Затем шофёр на машине везёт молоко на молочный завод, где из него делают разные продукты.

- Какие молочные продукты, ребята, вы знаете? (Творог, сметану, кефир, Йогурт, сыр...)

- А что делают из мяса? (Колбасу, сосиски, котлеты...)

- Как называются магазины, в которых мы покупаем эти продукты? (Продовольственный или продуктовый).

- А можно ли чем - то заменить корову?

- Есть ли машина, которая производит молоко и мясо? Нет. Поэтому, чтобы накормить всех этими продуктами, нужно очень большое количество коров. Кого ещё держит возле себя человек в деревне? (Свинью).

Свиное мясо очень вкусное и питательное. А сало даже синички любят!

- Для чего человек разводит овец и коз?

Их стригут, и их шерсти делают теплые ткани, шерстяную пряжу - нитки. (Показать детям пряжу).

- Что шьют из ткани, для чего нужны шерстяные нитки?

Люди придумали много разных тканей, и можно бы не заниматься разведением коз и овец. Но дело в том, что козье молоко считается целебным, помогает тем людям, у которых больные желудки. А из шерсти козы вяжутся вот такие тёплые, красивые шали (показать детям шаль). Овечьи шубы считаются очень тёплыми, а из шерсти овцы вяжутся вот такие тёплые носочки и варежки. (Показать детям варежки и носки).

- А для чего люди разводят кроликов?

Мясо кроликов очень нежное и полезное, а из шерсти кролика можно связать и варежки, и носочки, и шапочки. Они получатся очень пушистыми и тёплыми, единственный недостаток у таких вещей, они долго не носятся. (Показать детям варежки и носки).

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Это пояс лечебный из шерсти собаки. Дело в том, что шерсть собаки лечит больные суставы, и если такой пояс привязать к больной руке или ноге, или на пояс, то боль утихнет. Видите сколько пользы от домашних животных.

- Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как?

Во - первых, кормить.

- Как это делают летом?

Летом это сделать проще. Коров, коз, овец пасут на лугу.

- Кто это делает? (Пастух).

- Кто из домашних животных ему помогает? (Собака).

- Какое время года наступает после лета? (Осень).

- А после осени? (Зима).

Травы нет. Чем же питаться домашним животным? Дикие животные к зиме готовятся сами. Сами запасают себе пищу и укрепляют своё жилище.

Домашние животные этого сделать не могут.

- Кто заботится о них? (Люди).

- Как? Люди летом косят и сушат траву на зиму, заготавливают сено, корм: картофель, овощи, зерно.

Из всех домашних животных самая не дисциплинированная считается коза, она может заблудиться, поэтому за ней присмотр должен быть особый. Давайте представим, что наша коза заблудилась в лесу.

Дети встают в круг для малоподвижной игры «Шла коза по лесу».

Движения выполняются в соответствии с текстом.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла коза принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И головкой потрясём и с начала всё начнём.

- Представила наша коза, что за ней может охотиться серый волк и начала тихо играть. Игра выполняется ещё раз, только слова произносятся в пол голоса.

- А теперь, ребята, тихонько пройдите за столы, и открой свои тетради.

(Работа с детьми в пособиях по окружающему миру, часть 1, страница 41, занятие № 20 «Обитатели скотного двора»).

Задание №1

- Ребята, посмотрите на рисунок, который расположен сверху, кого вы там видите? (Домашних животных)

- Красным карандашом обведите животных, которые живут с человеком только в деревне. Синим - тех, что живут везде.

- Итак, кого вы обвели красным карандашом? (Коза, лошадь, корова, свинья, овца).

- А какие же животные живут и в городе, и в деревне? (Собака и кошка).

- Задание № 2

У некоторых животных зимой появляются детёныши. У коровы - ....(телёнок), у лошади - ...(жеребёнок), у свиньи.. - (поросёнок), у овцы - ...(ягнёнок), у козы - ...(козлёнок), у собаки - ...(щенята), у кошки - ...(котята).

- Посмотрите на нижний рисунок, на этой же странице. Люди строят для животных специальные дома, которые имеют свои названия.

- Как вы думаете, как называется дом, в котором живут коровы? (Коровник).

- Как называется дом, в котором живут свиньи? (Свинарник).

- А дом, в котором живут лошади и кони? (Конюшня).

- А теперь посмотрите внимательно на картинку и расселите животных по их домам.

- А теперь положите карандаши на тетради и приготовьте ладошки. Проводится пальчиковая гимнастика «Что за чудо - чудеса». Движения выполняются в соответствии с текстом.

Что за чудо - чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить. (5 это момент все дети берутся за руки.)

- Вот видите, ребята, как мы умеем дружить, вот так же с теплотой, любовью и заботой мы должны относиться к домашним животным.

Задание № 3

- А теперь переверните страницу, рассмотрите верхний рисунок.

- Кого из домашних животных могут заменить эти предметы?

- Как вы думаете, может ли кто - то из животных защитить дом, перевезти груз, разбудить утром?

Если дети затрудняются, воспитатель задаёт загадки.

В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт. (Собака).

- Правильно замок может заменить собака.

Он и стройный, и красивый,

У него густая грива!

Он копытцами цок - цок,

Покатай меня, дружок! (Лошадь, конь).

- Правильно грузовик может заменить лошадь.

Кто рано встаёт,

Голосисто поёт.

Деткам спать не даёт? (Петух)

- Правильно часы можно заменить петух.

Задание № 4

- Ребята, посмотрите на следующий рисунок.

- Как вы думаете, кто на рисунке лишний?
(Дети могут предложить два варианта ответа: 1 - лось, так как это дикое животное, 2 — кошка, так как она хищник).

Задание № 5

- Ребята, так как же домашние животные помогают человеку?

Ответы детей: дают молоко, мясо, шерсть.

- А какое ваше самое любимое домашнее животное, которое живёт с вами в городе? (Кошка, собака).

- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кошка и мыши».

Движения выполняются в соответствии с текстом.

На прогулку вышла кошка,

Тихо ходит по дорожке:

- Мяу - Мяу! Где же мышки,

Мышки - серые штанишки?

Кошка мышек не нашла

И поспать домой пошла.

Мышки сразу прибежали,

Зашумели, запищали:

- Где же кошка, пи — пи- пи?

Ей мышаток не найти!

Если кошка будет тут,

Мышки в норку убегут.

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, о ком мы сегодня беседовали? (О домашних животных).

- Понравилось ли вам наше путешествие на «скотный двор»?

- Ну что же, а теперь соберите пособия и карандаши, наше путешествие закончилось, можете отдохнуть.


Литература:

1. Вахрушева А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей - М.: «Балас», 2003.-304с.

2. Вахрушева А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 -6 летв 2 -х частях. Часть 1. - М.: Баласс, 2005. - 80с.: ил.

3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: BAKO, 2005. - 176с. - (Дошкольникиб учим, развиваем, воспитываем).

4. Метенова Н. М. Доброе утро, малыш! Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. - Ярославль, 2000.

5. Нефёдова Е. Узорова О. Большая книга загадок. - М.: «Планета детства», 2001. - 816с.: илл.32.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Волшебные краски»

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по нетрадиционному рисованию) «Волшебные краски» психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного...

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В…

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В гостях у бабушки Полины»

Читайте также

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего…

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста Тема: «Разноцветные шары» Образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие. Цель:...

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе

Конспект математической игры - путешествия в подготовительной группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цель:  систематизировать и закрепить математические знания и умения...