Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Образ воина-победителя в произведениях русских художников»

(образовательная область «Художественное творчество», «Познание»)

Программное содержание:

  • Познакомить детей с произведениями русских художников, «Три богатыря» В. М. Васнецова; «Александр Невский» П. Корина; А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Учить понимать содержание произведений, описывать действия людей, изображенных на картине, их эмоции, чувства. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется автор, для передачи своих впечатлений и чувств: контраст цветов, окружающий пейзаж, величина образов. Учить выделять основные цвета и сочетания красок (через Д./И «Подзорная труба», «Цветные пятнышки»)
  • Активизировать словарь детей за счет слов: солдатский подвиг, народный герой, воин-освободитель, память народная. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе через д/и «Какого цвета». Учить подбирать определения к слову защитник через д/и “Каким должен быть воин?” (мужественный, храбрый, внимательный, сильный, отважный, ответственный и т.д.).
  • Воспитывать любовь к живописи. Развивать эстетический вкус детей. Вызвать интерес дошкольников к знанию истории родной страны.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку. (В зале организована выставка репродукций картин о войне)

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас посещал с родителями выставки картин?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим выездную выставку картин, которую нам организовал музей изобразительных искусств. Все привезенные картины, посвящены – войнам и защитникам нашей Родины. А самая первая и главная картина – это картина защитника в современном мире. Вот она посмотрите.

Воспитатель: Ребята, а картина то исчезла. Вот смотрите (Обращаю внимание на пустой холст). А вместо нее номер 4. Теперь мы не сможем узнать – кто является защитником отечества в современном мире. А давайте мы рассмотрим оставшиеся картины, пройдемся по выставке, может картины перепутали местами или перепутали цифры, а мы это увидим и вернем картину на место. Поможете мне ее найти?

Воспитатель: Для этого  мы начнем с картин, на которых изображены самые первые защитники нашей родины. Мы посмотрим, какие же люди жили в нашей стране в разные времена, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины и постараемся найти нашу пропавшую картину.

Воспитатель: Скажите, как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живем?

Дети: Россия

Воспитатель: А кто знает, как в древние времена называли нашу Россию. (Нас называли руссичами, а не россиянами).

Дети: Русь.

Воспитатель: Давайте подойдем к первой картине. Эта картина художника В. М. Васнецова, а название почему-то закрыто, нам с вами нужно внимательно рассмотреть картину, выполнить задания и быть может, мы узнаем название картины. Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель: А как их можно назвать их всех, одним словом.

Дети: Богатыри

Воспитатель: Над этой картиной художник работал 25 лет. Герои наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера, присущими людям того времени. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность событий.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть у богатырей, какое оружие?

Д\И: «Что у богатырей»

Представлены иллюстрации с различными видами орудия, нужно выбрать, что есть у богатырей.

Воспитатель: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

Воспитатель: У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

Д/И «Определи выражение лица богатырей» (карточки-эмоции)

Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл.

Воспитатель: Где стоят богатыри?

Дети: В поле. В лесу.

Богатыри стоят на границе поля и леса.

Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какую природу изобразил художник? Она веселая, радостная, или может быть хмурая, тревожная?

Дети: тревожная…

Воспитатель: Посмотрите, в небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности.

Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какие цвета использовал автор?

Д/И «Цветные пятнышки»

Воспитатель: В изображении богатырей художник Виктор Васнецов использовал много красного и золотистого цветов. Это не случайно, т. к. красный цвет — цвет победы, радости.

Д/И «Какого цвета» (найти на картине предметы красного цвета, согласование в роде и падеже).

Воспитатель: Посмотрите, название картины появилось. Картина, которую мы с вами рассмотрели, называется «Три богатыря» Посмотрим под каким же она номером!

Дети: 1

Воспитатель: Перейдем к следующей картине. Теперь посмотрим следующего героя, представленного в картине Павла Корина «Александр Невский». На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг.

Воспитатель: На что опирается Александр Невский?

Дети: Александр опирается на большой меч.

Воспитатель: Он как будто говорит нам «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Воспитатель: Посмотрите и скажите, а что за спиной у Александра?

Дети: Знамя, флаг, город, река, родина, плащ…

Воспитатель: А какие цвета использовал автор? Давайте возьмем в руки подзорную трубу и посмотрим в нее

Д/И «Подзорная труба» (Что мы видим и какого цвета.)

Воспитатель: Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно на князя, Александра Невского, какой он?

Д/И «Шкатулка»

Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. 
Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы, князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем. 
Воспитатель: Ну а теперь проверим цифру, под которой находится эта картина. Какая эта цифра?

Дети: 2

Звучит аудиозапись взрыва, звук летящего самолета.

Воспитатель: Ой, ребята, что это?

Дети: Война, взрывы…..

Воспитатель: Ребята. Это нас с вами зовет следующая картина.

Картина художника А. Дейнеки «Оборона Севастополя»

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что изображено на картине?

Дети: Война, солдаты, битва…..

Воспитатель: Правильно ребята здесь художник изобразил битву. Битва за город Севастополь продолжалась 250 дней. Защитники города — моряки Черноморского флота — мужественно сражались с врагом. На переднем плане картины изображена огромная фигура матроса. Он воплощает собой мощь народа в борьбе против фашизма. 

Воспитатель: Что делают моряки?

Дети: сражаются против фашистов

Воспитатель: Во что одеты русские воины? Как одеты фашисты?

Воспитатель: Обратите внимание, что художник нарисовал моряков белым цветом, а фашистов черным, как вы думаете почему?

Дети: Потому что белый цвет это добро, а черный зло!

Воспитатель: Как вы думаете, кто победит?

Дети: русские солдаты.

Воспитатель: Понравилась вам эта картина? Давайте, проверим под какой она цифрой!

Дети: 3

Воспитатель: Ну, вот мы и добрались до последней картины. Кто на ней изображен.

Дети: Солдат с собакой

Воспитатель: Это пограничник. Он пишет письмо домой со службы.

Воспитатель: Давайте, посмотрим на его лицо. О чем он думает?

Дети: О доме, о родине….

Воспитатель: Давайте посмотрим, под какой цифрой эта картина!

Дети: под цифрой 4

Воспитатель: Так вот она, наша потерявшаяся картина! Нашли мы ее? Нашли! И кто же тогда он, современный защитник отечества!

Дети: Солдат, воин…

Воспитатель: А теперь скажите, какими качествами должен обладать солдат, стоящий на службе у нашей родины?

Д/И “Каким должен быть воин?”

Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина -защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)

Воспитатель: В заключение послушайте следующие строки:

Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет –

Неколебим, свободен, бесконечен.

В тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,

И рать их нерушимей год от года!

Воспитатель: В память о посещении музея я вам хочу подарить раскраски с изображением русских богатырей. Дома, когда будете раскрашивать, вспомните обо всех воинах защитниках!

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Читайте также

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!»

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!» Цель: формирование у детей уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...