Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Образ воина-победителя в произведениях русских художников»
(образовательная область «Художественное творчество», «Познание»)
Программное содержание:
- Познакомить детей с произведениями русских художников, «Три богатыря» В. М. Васнецова; «Александр Невский» П. Корина; А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Учить понимать содержание произведений, описывать действия людей, изображенных на картине, их эмоции, чувства. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется автор, для передачи своих впечатлений и чувств: контраст цветов, окружающий пейзаж, величина образов. Учить выделять основные цвета и сочетания красок (через Д./И «Подзорная труба», «Цветные пятнышки»)
- Активизировать словарь детей за счет слов: солдатский подвиг, народный герой, воин-освободитель, память народная. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе через д/и «Какого цвета». Учить подбирать определения к слову защитник через д/и “Каким должен быть воин?” (мужественный, храбрый, внимательный, сильный, отважный, ответственный и т.д.).
- Воспитывать любовь к живописи. Развивать эстетический вкус детей. Вызвать интерес дошкольников к знанию истории родной страны.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку. (В зале организована выставка репродукций картин о войне)
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас посещал с родителями выставки картин?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим выездную выставку картин, которую нам организовал музей изобразительных искусств. Все привезенные картины, посвящены – войнам и защитникам нашей Родины. А самая первая и главная картина – это картина защитника в современном мире. Вот она посмотрите.
Воспитатель: Ребята, а картина то исчезла. Вот смотрите (Обращаю внимание на пустой холст). А вместо нее номер 4. Теперь мы не сможем узнать – кто является защитником отечества в современном мире. А давайте мы рассмотрим оставшиеся картины, пройдемся по выставке, может картины перепутали местами или перепутали цифры, а мы это увидим и вернем картину на место. Поможете мне ее найти?
Воспитатель: Для этого мы начнем с картин, на которых изображены самые первые защитники нашей родины. Мы посмотрим, какие же люди жили в нашей стране в разные времена, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины и постараемся найти нашу пропавшую картину.
Воспитатель: Скажите, как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живем?
Дети: Россия
Воспитатель: А кто знает, как в древние времена называли нашу Россию. (Нас называли руссичами, а не россиянами).
Дети: Русь.
Воспитатель: Давайте подойдем к первой картине. Эта картина художника В. М. Васнецова, а название почему-то закрыто, нам с вами нужно внимательно рассмотреть картину, выполнить задания и быть может, мы узнаем название картины. Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: А как их можно назвать их всех, одним словом.
Дети: Богатыри
Воспитатель: Над этой картиной художник работал 25 лет. Герои наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера, присущими людям того времени. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность событий.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть у богатырей, какое оружие?
Д\И: «Что у богатырей»
Представлены иллюстрации с различными видами орудия, нужно выбрать, что есть у богатырей.
Воспитатель: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.
Воспитатель: У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.
Д/И «Определи выражение лица богатырей» (карточки-эмоции)
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали.
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл.
Воспитатель: Где стоят богатыри?
Дети: В поле. В лесу.
Богатыри стоят на границе поля и леса.
Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какую природу изобразил художник? Она веселая, радостная, или может быть хмурая, тревожная?
Дети: тревожная…
Воспитатель: Посмотрите, в небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности.
Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какие цвета использовал автор?
Д/И «Цветные пятнышки»
Воспитатель: В изображении богатырей художник Виктор Васнецов использовал много красного и золотистого цветов. Это не случайно, т. к. красный цвет — цвет победы, радости.
Д/И «Какого цвета» (найти на картине предметы красного цвета, согласование в роде и падеже).
Воспитатель: Посмотрите, название картины появилось. Картина, которую мы с вами рассмотрели, называется «Три богатыря» Посмотрим под каким же она номером!
Дети: 1
Воспитатель: Перейдем к следующей картине. Теперь посмотрим следующего героя, представленного в картине Павла Корина «Александр Невский». На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг.
Воспитатель: На что опирается Александр Невский?
Дети: Александр опирается на большой меч.
Воспитатель: Он как будто говорит нам «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Воспитатель: Посмотрите и скажите, а что за спиной у Александра?
Дети: Знамя, флаг, город, река, родина, плащ…
Воспитатель: А какие цвета использовал автор? Давайте возьмем в руки подзорную трубу и посмотрим в нее
Д/И «Подзорная труба» (Что мы видим и какого цвета.)
Воспитатель: Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно на князя, Александра Невского, какой он?
Д/И «Шкатулка»
Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю.
Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы, князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем.
Воспитатель: Ну а теперь проверим цифру, под которой находится эта картина. Какая эта цифра?
Дети: 2
Звучит аудиозапись взрыва, звук летящего самолета.
Воспитатель: Ой, ребята, что это?
Дети: Война, взрывы…..
Воспитатель: Ребята. Это нас с вами зовет следующая картина.
Картина художника А. Дейнеки «Оборона Севастополя»
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что изображено на картине?
Дети: Война, солдаты, битва…..
Воспитатель: Правильно ребята здесь художник изобразил битву. Битва за город Севастополь продолжалась 250 дней. Защитники города — моряки Черноморского флота — мужественно сражались с врагом. На переднем плане картины изображена огромная фигура матроса. Он воплощает собой мощь народа в борьбе против фашизма.
Воспитатель: Что делают моряки?
Дети: сражаются против фашистов
Воспитатель: Во что одеты русские воины? Как одеты фашисты?
Воспитатель: Обратите внимание, что художник нарисовал моряков белым цветом, а фашистов черным, как вы думаете почему?
Дети: Потому что белый цвет это добро, а черный зло!
Воспитатель: Как вы думаете, кто победит?
Дети: русские солдаты.
Воспитатель: Понравилась вам эта картина? Давайте, проверим под какой она цифрой!
Дети: 3
Воспитатель: Ну, вот мы и добрались до последней картины. Кто на ней изображен.
Дети: Солдат с собакой
Воспитатель: Это пограничник. Он пишет письмо домой со службы.
Воспитатель: Давайте, посмотрим на его лицо. О чем он думает?
Дети: О доме, о родине….
Воспитатель: Давайте посмотрим, под какой цифрой эта картина!
Дети: под цифрой 4
Воспитатель: Так вот она, наша потерявшаяся картина! Нашли мы ее? Нашли! И кто же тогда он, современный защитник отечества!
Дети: Солдат, воин…
Воспитатель: А теперь скажите, какими качествами должен обладать солдат, стоящий на службе у нашей родины?
Д/И “Каким должен быть воин?”
Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина -защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)
Воспитатель: В заключение послушайте следующие строки:
Прошли века. Богатырей тех нет,
Но дух свободы в душах наших вечен.
И богатырский мужественный свет –
Неколебим, свободен, бесконечен.
В тайге, в горах, во льдах, среди морей,
На всех постах у мира и свободы,
Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,
И рать их нерушимей год от года!
Воспитатель: В память о посещении музея я вам хочу подарить раскраски с изображением русских богатырей. Дома, когда будете раскрашивать, вспомните обо всех воинах защитниках!
Читайте также |
---|
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…
Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...
Верба – символ весны
Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...