Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Образ воина-победителя в произведениях русских художников»

(образовательная область «Художественное творчество», «Познание»)

Программное содержание:

  • Познакомить детей с произведениями русских художников, «Три богатыря» В. М. Васнецова; «Александр Невский» П. Корина; А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Учить понимать содержание произведений, описывать действия людей, изображенных на картине, их эмоции, чувства. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется автор, для передачи своих впечатлений и чувств: контраст цветов, окружающий пейзаж, величина образов. Учить выделять основные цвета и сочетания красок (через Д./И «Подзорная труба», «Цветные пятнышки»)
  • Активизировать словарь детей за счет слов: солдатский подвиг, народный герой, воин-освободитель, память народная. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе через д/и «Какого цвета». Учить подбирать определения к слову защитник через д/и “Каким должен быть воин?” (мужественный, храбрый, внимательный, сильный, отважный, ответственный и т.д.).
  • Воспитывать любовь к живописи. Развивать эстетический вкус детей. Вызвать интерес дошкольников к знанию истории родной страны.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку. (В зале организована выставка репродукций картин о войне)

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас посещал с родителями выставки картин?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим выездную выставку картин, которую нам организовал музей изобразительных искусств. Все привезенные картины, посвящены – войнам и защитникам нашей Родины. А самая первая и главная картина – это картина защитника в современном мире. Вот она посмотрите.

Воспитатель: Ребята, а картина то исчезла. Вот смотрите (Обращаю внимание на пустой холст). А вместо нее номер 4. Теперь мы не сможем узнать – кто является защитником отечества в современном мире. А давайте мы рассмотрим оставшиеся картины, пройдемся по выставке, может картины перепутали местами или перепутали цифры, а мы это увидим и вернем картину на место. Поможете мне ее найти?

Воспитатель: Для этого  мы начнем с картин, на которых изображены самые первые защитники нашей родины. Мы посмотрим, какие же люди жили в нашей стране в разные времена, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины и постараемся найти нашу пропавшую картину.

Воспитатель: Скажите, как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живем?

Дети: Россия

Воспитатель: А кто знает, как в древние времена называли нашу Россию. (Нас называли руссичами, а не россиянами).

Дети: Русь.

Воспитатель: Давайте подойдем к первой картине. Эта картина художника В. М. Васнецова, а название почему-то закрыто, нам с вами нужно внимательно рассмотреть картину, выполнить задания и быть может, мы узнаем название картины. Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель: А как их можно назвать их всех, одним словом.

Дети: Богатыри

Воспитатель: Над этой картиной художник работал 25 лет. Герои наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера, присущими людям того времени. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность событий.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть у богатырей, какое оружие?

Д\И: «Что у богатырей»

Представлены иллюстрации с различными видами орудия, нужно выбрать, что есть у богатырей.

Воспитатель: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

Воспитатель: У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

Д/И «Определи выражение лица богатырей» (карточки-эмоции)

Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл.

Воспитатель: Где стоят богатыри?

Дети: В поле. В лесу.

Богатыри стоят на границе поля и леса.

Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какую природу изобразил художник? Она веселая, радостная, или может быть хмурая, тревожная?

Дети: тревожная…

Воспитатель: Посмотрите, в небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности.

Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какие цвета использовал автор?

Д/И «Цветные пятнышки»

Воспитатель: В изображении богатырей художник Виктор Васнецов использовал много красного и золотистого цветов. Это не случайно, т. к. красный цвет — цвет победы, радости.

Д/И «Какого цвета» (найти на картине предметы красного цвета, согласование в роде и падеже).

Воспитатель: Посмотрите, название картины появилось. Картина, которую мы с вами рассмотрели, называется «Три богатыря» Посмотрим под каким же она номером!

Дети: 1

Воспитатель: Перейдем к следующей картине. Теперь посмотрим следующего героя, представленного в картине Павла Корина «Александр Невский». На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг.

Воспитатель: На что опирается Александр Невский?

Дети: Александр опирается на большой меч.

Воспитатель: Он как будто говорит нам «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Воспитатель: Посмотрите и скажите, а что за спиной у Александра?

Дети: Знамя, флаг, город, река, родина, плащ…

Воспитатель: А какие цвета использовал автор? Давайте возьмем в руки подзорную трубу и посмотрим в нее

Д/И «Подзорная труба» (Что мы видим и какого цвета.)

Воспитатель: Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно на князя, Александра Невского, какой он?

Д/И «Шкатулка»

Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. 
Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы, князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем. 
Воспитатель: Ну а теперь проверим цифру, под которой находится эта картина. Какая эта цифра?

Дети: 2

Звучит аудиозапись взрыва, звук летящего самолета.

Воспитатель: Ой, ребята, что это?

Дети: Война, взрывы…..

Воспитатель: Ребята. Это нас с вами зовет следующая картина.

Картина художника А. Дейнеки «Оборона Севастополя»

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что изображено на картине?

Дети: Война, солдаты, битва…..

Воспитатель: Правильно ребята здесь художник изобразил битву. Битва за город Севастополь продолжалась 250 дней. Защитники города — моряки Черноморского флота — мужественно сражались с врагом. На переднем плане картины изображена огромная фигура матроса. Он воплощает собой мощь народа в борьбе против фашизма. 

Воспитатель: Что делают моряки?

Дети: сражаются против фашистов

Воспитатель: Во что одеты русские воины? Как одеты фашисты?

Воспитатель: Обратите внимание, что художник нарисовал моряков белым цветом, а фашистов черным, как вы думаете почему?

Дети: Потому что белый цвет это добро, а черный зло!

Воспитатель: Как вы думаете, кто победит?

Дети: русские солдаты.

Воспитатель: Понравилась вам эта картина? Давайте, проверим под какой она цифрой!

Дети: 3

Воспитатель: Ну, вот мы и добрались до последней картины. Кто на ней изображен.

Дети: Солдат с собакой

Воспитатель: Это пограничник. Он пишет письмо домой со службы.

Воспитатель: Давайте, посмотрим на его лицо. О чем он думает?

Дети: О доме, о родине….

Воспитатель: Давайте посмотрим, под какой цифрой эта картина!

Дети: под цифрой 4

Воспитатель: Так вот она, наша потерявшаяся картина! Нашли мы ее? Нашли! И кто же тогда он, современный защитник отечества!

Дети: Солдат, воин…

Воспитатель: А теперь скажите, какими качествами должен обладать солдат, стоящий на службе у нашей родины?

Д/И “Каким должен быть воин?”

Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина -защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)

Воспитатель: В заключение послушайте следующие строки:

Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет –

Неколебим, свободен, бесконечен.

В тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,

И рать их нерушимей год от года!

Воспитатель: В память о посещении музея я вам хочу подарить раскраски с изображением русских богатырей. Дома, когда будете раскрашивать, вспомните обо всех воинах защитниках!

 





Новые публикации

Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста…

Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста № 4 на тему: «Мяч» Возрастная категория: 1,5-2 лет. Интеграция образовательных областей:...

Рабочая программа воспитателя ДОУ

Рабочая программа воспитателя ДОУ Подготовительная к школе группа

Формирование орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения

Формирование орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения Аннотация В статье речь идет об особенностях формирования орфографических навыков у младших...

Читайте также

Личный пример воспитателя, как способ повышения активности родителей

Личный пример воспитателя, как способ повышения активности родителей (О Попове И.А. – участнике последнего похода крейсера «Пересвет».)   Все меняется, Но не лицо на...

Конспект занятия для детей старшей (подготовительной) группы «Покормите птиц зимой»

Конспект занятия для детей старшей (подготовительной) группы «Покормите птиц зимой»   Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима.) Назовите признаки зимы в неживой...

Конспект интегрированной деятельности «Авиасалон» (подготовительная группа)

Конспект интегрированной деятельности «Авиасалон» (подготовительная группа) Задачи: Дать представление о понятии «авиасалон». Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Летнее развлечение с детьми старшей группы "Пчелки" на тему "Забавы Нептуна".

Развлечение приурочено к концу тематической недели "Подводный мир" в старшей группе,как итог работы по познавательному развитию детей.

Фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»

Sample Image

   Сегодня вашему вниманию я предлагаю фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»    Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная и приносит в дом хорошие вести, радость и счастье. Оберег хорошего...

Конспект развлечения: «Посиделки у Василисы»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Посиделки у Василисы» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Ход развлечения: (Малыши и старшие девочки делятся на 4 группы и рассаживаются :каждая группа вокруг своего стола) Ведущая: В старину на...

Театрализация Пушкина

Цель : Активизация знаний детей о сказках великого русского поэта А.С. Пушкина Задачи : Образовательные: 1. Знакомство детей с произведениями А.С.Пушкина 2. Продолжать учить детей извлекать мудрость из прочитанных сказок. Развивающие: 1. Развивать мышление, память, умение цитировать строки из литературных...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство