Занятие по рисованию в подготовительной группе
«Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей»

Программное содержание.

  • Продолжать учить детей пониманию содержания произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам (пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция.).
  • Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства - росписью жостовских подносов,
  • Учить детей самостоятельно выбирать полюбившийся вид росписи; создавать композицию узора, элементов росписи, придерживаясь характерных особенностей.
  • Способствовать развитию фантазии.
  • Воспитывать самостоятельность и творчество.
  • Совершенствовать навыки работы с гуашью и кистью.

Материал: Предметы народно декоративно-прикладного искусства ( городецкие доски, хохломская и гжельская посуда, дымковские игрушки, жостовские подносы, татарские национальные предметы). Татарский и русские костюмы.

Глиняные игрушки, деревянные ложки (для росписи), гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой. Дидактические игры: « Художественные часы», «Узнай элементы узора». «Угадай часть, какого изделия?».

ТСО (просмотр слайдов с изображением жостовских подносов). Аудиозапись народной музыки.

Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами и их историей появления.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, лепка дымковских игрушек из глины. Знакомство с декоративными приемами рисования. Заучивание стихов, потешек. Разучивание с детьми игры на ложках, танца с платком.

Ход занятия

 1. Введение

Звучит русская народная музыка.

Дети в костюмах вместе с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: В течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, В мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним те виды декоративно-прикладного искусства. С которыми знакомились в течение года.

Входит Коробейник:

Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ

А на ярмарке товары:

Продаются самовары.

Покупают люди сушки,

И отличные игрушки.

Воспитатель: Вы знаете, кто к нам пришел? (ответ детей),

Воспитатель: Правильно Коробейник, он ходит по ярмаркам продает товары.

Коробейник: Я на ярмарку, спешу вот и вас хочу пригласить, только мне сначала надо товар собрать. Вы мне поможете?

Дети с радостью соглашаются.

Коробейник: А, вы знаете народные декоративно-прикладные изделия?

Воспитатель: конечно знаем.

Коробейник: А вот мы сейчас проверим. (Показывает «Художественные часы»).

(это крутящийся диск со стрелкой, на диске картинки, с изображениями изделий декоративно-прикладного искусства разных промыслов. На каком изделии остановится стрелка, про тот промысел дети рассказывают.)

 2. Основная часть

Коробейник: Надо «завести» «часы» и назвать промысел, на котором остановится стрелка.

(Стрелка останавливается на Дымковской игрушке). Если вы угадаете, то мы с вами окажемся там, где находится этот промысел.

Дети называют изделие и промысел, его возникновение.

1.Ребенок:

Мягко падает снежок

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

 Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Подходим к домику, выходит Мастерица, показывает дымковские игрушки «Здравствуйте гости дорогие. Милости просим»

Вечера зимою длинные

Лепит мастер здесь из глины

Все игрушки не простые

А волшебно - расписные:

Кружочки клеточки полоски,

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

- А вы узнали Дымковские игрушки?

Дети: Узнали.

Воспитатель: как они называются?

Дети перечисляют элементы росписи (кружочки, прямые и волнистые линии точки и т.д.) и называют цвета, которые используются при росписи дымковской игрушке.

Воспитатель: А как, по - вашему, веселые это игрушки или грустные?

Ответы детей (веселые, нарядные, праздничные).

Мастерица дарит игрушку, и все уходят к «часам»

 2..Коробейник крутит «часы» и дети называют промысел (Хохлома)

Дети называют название изделия, его промысел.

Подходим к домику с хохломскими изделиями. Выходит мастерица.

Проходите гости дорогие. Много гостей – хозяину радость.

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И не где на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома

Воспитатель: Из чего же делают эту красоту?

Дети называют виды деревьев, цвета, которые используют мастера для росписи изделий, какими узорами расписывают изделия.

Мастерица дарит ложки.

Воспитатель: Что, глядя на них хочется делать? Конечно поиграть.

Дети играют на ложках под народную музыку.

Музыкальная пауза «Игра на ложках»

3. Коробейник крутит «часы».

Воспитатель: На каком изделии остановилась стрелка?

Дети называют изделие, промысел, и его возникновение.

Дети находят домик с городецкими изделиями.

Выходит мастерица. «Здравствуйте гости дорогие милости просим.»

Посмотрите на роспись

Сочность красок манит.

Городецкая роспись

Душу нам веселит.

Дети рассматривают изделия, описывают их, перечисляют элементы узора.

Воспитатель: Посмотрите, роспись яркая, живописная, цветы нарисованы близко друг к другу. Как будто соединены веточкой, листья расположены симметрично с двух сторон.

Мастерица дарит Городецкую ложку.

Воспитатель: ребята давайте мы с вами поиграем.

Игра «Узнай узор к изделиям»

(Цель: учить узнавать и подбирать элементы росписи к изделиям разных видов народных промыслов. Раздаются детям по несколько карточек с элементами росписи разных промыслов и дети прикладывают их к изделиям данного промысла.)

4. Коробейник крутит часы.

Воспитатель: Как называется это изделие? (Чайник)

Воспитатель: Какой росписью расписан? (гжелью)

Куда мы с вами отправимся? (Деревню под названием «Гжель» Московской области)

Дети подходят к домику, выходит мастерица.

Мастерица: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь

Известно всем в народе ее названье – Гжель

Давным-давно жили там веселые да умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать. Нашли они в своей сторонушке белую глину и решили лепить из нее посуду. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, носик в виде головки петуха; другой соусницу в виде сказочной рыбки. Дивная получилась посуда. Мастера не только лепили, но и расписывали свою посуду. Они перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и белый снег.

Воспитатель: какой любимый узор в гжельской росписи?

Дети: гжельская роза

Воспитатель: какие элементы росписи используются ? (круги , завитки, дуги, точки, травинки и т.д.)

Мастерица дарит тарелку.

Воспитатель: Ребята давайте отдохнем и посмотрим танец девочек.

«Танец с платками»

5. Коробейник крутит «часы». (Дети называют промысел.)

Выходит девочка в татарском костюме

Ребенок: Здравствуйте гости дорогие, милости просим.

Ребенок: Я догадался, это мастерская татарских национальных изделий.

Мастерица: Вы прибили в город Арск. Здесь производят татарскую национальную обувь.

Красивые, мягкие сапожки – ичиги, туфли, тапочки.

Воспитатель: Скажите, какой основной мотив узора на этих изделиях?

Дети: Это цветы: тюльпаны, маки, астры, пионы, розы и т.

Воспитатель: Кто знает, какой орнамент характерен в татарских изделиях?

Дети: татарский орнамент состоит из прямых и ломаных линий, решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов розеток, углов.

Воспитатель: На протяжении многих веков традиционными художественными промыслами казанских татар является ювелирное искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка.

На Алексеевской фабрике ткут национальные полотенца, постельное белье, скатерти и т.д.

6. Воспитатель: Вот еще одно село на пути придется и сюда зайти.

Это село называется « Жостово» недалеко от Москвы. А это жостовские подносы которые делают на фабрике декоративной росписи

Одни мастера штампуют из металла подносы разной формы ( круглые, овальные, квадратные, фигурные, гитарные). Другие мастера покрывают их черным лаком, хотя бывают подносы: красные, зеленые, синие, На каждом подносе нарисованы красивые цветы, это может быть букет в середине подноса. Гирлянда или веточка, слева или справа.

Воспитатель: Назовите цветы, на какие они похожи?

Дети: Розы, ромашки, маки, ирисы, незабудки.

Воспитатель: Покажите травку, листья.

Воспитатель: Кроме цветов рисуют фрукты, ветки рябины, сюжетные композиции - пейзажи, чаепитие.

О жостовских подносах написаны песни и стихи.

ТСО (просмотр слайдов с изображением жостовских подносов)

Ребенок: Черный фон сияет лаком

     А на нем цветов краса.

     Алых, желтых, с красным маком

     Это просто чудеса.

Вот тебе коробейник еще и жостовский поднос для игршек.

А сейчас давайте поиграем.

Дидактическая игра: «Угадай, часть какого изделия?» (Показать детям часть картинки с изделием какого- то промысла и дети должны узнать это изделие и назвать, каких мастеров).

Практическая часть.

Ну, что Коробейник пойдем на ярмарку продавать изделия?

Коробейник: У меня беда. Пока мы по городам и селам ходили, все узоры на изделиях дожди смыли.

(Сидит, горюет)

Воспитатель: Не печалься, коробейник, мы твоему горю поможем, дети не только промыслы знают, но и сами умеют по разному расписывать.

Ну что выручим коробейника?

(Под музыку дети расписывают дымковские игрушки и ложки)

Коробейник: Вот спасибо ребята выручили меня. Успеем еще на ярмарку.

(Дети расхваливают свой товар, показывают гостям)

Ставит все изделия на жостовские подносы.

Итог занятия:

  • Ребята вам понравилось путешествовать?
  • О каких народных изделиях вы хотели бы знать больше?
  • Изделия, какого промысла вам больше нравится?
  • Какую игрушку вы хотели бы слепить и расписать?

За ваши добрые сердца и золотые руки вам сюрприз. (Угощаем сушками).  

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики»

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики» - Вот и к нам весна пришла, Солнце людям принесла. Солнце ярко засветило И снежок весь...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в…

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в сказку» Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Закрепить и обобщить знания детей о свойствах...

Читайте также

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для…

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для детей 4-5 лет Звучит песня «Весна пришла». Дети «цепочкой» входят в зал...

Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!»

Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к...