Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие Фиксиков в бумажную страну»
Цель: Формировать у детей знания о бумаге, её свойствах и как она производится.
Задачи:
- Расширять и закреплять представление о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;
- Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста.
Материал и оборудование: сундучок, деревянная игрушка, ножницы, образцы разных видов бумаги, лупа, костюмы для опытов на каждого ребенка, заготовки цветов, емкости с водой, компьютер, проектор.
Аудио запись звуки ветра. аудио запись Шопен. Весенний вальс
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Вы не представляете! Сегодня к нам пришли необычные гости и передали мне сундук волшебный.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Вот такое необычное послание от Фиксиков.
Ребята, мы пришли сегодня к вам на занятие и мы будем с вами
проводить опыты и экспериментировать.
Но только вам сначала нужно угадать, что это:
она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой.
Дети говорят свои варианты.
Воспитатель: Давайте проверим (открываю сундучок, в сундучке лежит лист бумаги и деревянная ложка и игрушки с фиксиками.
Воспитатель: Правильно ребята, это бумага, но здесь еще что-то есть… игрушки
Воспитатель: А зачем же нам Фиксики отправили нам бумагу. И что нам этим хотят сказать? Нужно выяснить нам теперь. Задачка не из легких
Ответы и выводы детей.
Воспитатель: Все верно. Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги. А вот, всегда ли у человека была бумага?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди?
Возможные ответы детей.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран.
В разные времена люди писали на разных материалах. Например, на камнях выцарапывали различные знаки и фигуры животных.
У нас на Руси люди писали на бересте.
Береста – это слой березовой коры. Давайте все вместе скажем слово-Береста.
Буквы выцарапывали особыми костяными инструментами. Но со временем появился новый материал, на нем было очень просто писать. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как изготавливают бумагу?
Воспитатель: А хотите узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда все внимание на экран.
Просмотр мультфильма Фиксики - Бумага (с 3 мин. 40 сек. от начала).
Воспитатель: Ну вот, теперь вы узнали, какой это долгий процесс изготовления бумаги. И чем больше делается бумаги, тем меньше остаётся деревьев. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом. Не забываем что нам говорят Фиксики.
Физкультминутка (запись звуки ветра)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Экспериментально – исследовательская деятельность детей с Фиксиками.
Воспитатель: Тогда проходите, присаживайтесь за столы. (На столе фигурки Фиксиков. Нолик, Герда и другие персонажи)
Воспитатель: Обратите внимание на образцы бумаги, лежащие перед вами. Потрогайте, посмотрите, погладьте по очереди поверхность бумаги и скажите, какая она?
Дети: Белая, гладкая, шероховатая.
Воспитатель: Теперь еще раз потрогайте полоски и скажите, все ли они одинаковые по толщине?
Ответы и выводы детей.
Воспитатель: Верно, бумага бывает тонкой и толстой. У вас на столах лежат образцы обычной бумаги для рисования, картон. И сейчас мы проведем первый опыт.
Опыт № 1 «С Симкой мнется ли бумага».
Воспитатель: Возьмите в руку бумагу для рисования и попробуйте смять ее, что получилось?
Ответы и выводы детей (бумажный комок, бумага смялась).
Воспитатель: А теперь проделайте те же действия с картоном.
Дети выполняют работу общаясь между собой.
Воспитатель: Что вы скажете? Что случилось с картоном?
Ответы и выводы детей Картон тоже смялся, но бумагу легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше.
Воспитатель: А как вы думаете почему?
Ответы детей возможные варианты ответов бумага мягкая, картон - тверже.
Воспитатель: Какой вывод сделаем?
Дети: Высказывают свое мнение. Делятся впечатлением с Симкой. Вывод Бумага мнется.
Опыт № 2 «Опыт с Игриком. Бумага не разглаживается, не становится прежней. Так ли это?».
Воспитатель: А попробуйте распрямить бумагу, а затем картон, разгладьте полоски ладошкой.
Получилось? Почему?
Ответы детей. Игрушка Игрик внимательно слушает. Выводы детей.
Опыт № 3 «Бумага режется ли? с Фаером».
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобятся ножницы. Сейчас мы попробуем разрезать бумагу для рисования. Теперь попробуем разрезать картон. Что вам было легче резать? Какой сделаем вывод?
Ответы детей.
Выводы детей с Фаером.
Пальчиковая гимнастика с Масей “Мятая бумага”
листок бумаги мы сминаем – сминаем бумагу
и в шарик дружно превращаем- скатываем шарик
мятой бумаги комочек
на ежика похожий очень
не дадим ему скучать, мы им будем рисовать - имитация тычкования шариком на ладони.
Опыт №4 «Бумага рвется ли? Что быстрее порвать С Папусом».
Воспитатель: Возьмите кусочек бумаги для рисования и начните ее рвать, А Папус будет внимательно смотреть.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Дети: Бумага рвется, рассказывают свои впечатления. Папус внимательно слушает.
Воспитатель: Молодцы ребята, бумага легко рвется, поэтому надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.
Воспитатель: Молодцы.
Ребята, нам Шпуля приготовила небольшой сюрприз, вы любите сюрпризы?
Ответы детей.
Воспитатель: Но мне понадобится ваша помощь. Посмотрите, у меня в сундучке есть очаровательные бумажные бутоны. И нам нужно, чтобы наши цветы зацвели.
Воспитатель: У меня на столе стоит емкость с водой, давайте опустим в емкость с водой наши бутоны и посмотрим, на чудо превращения. В это время и мы с вам превратимся в большой цветок. Сядем с вами в круг (в позу лотоса), закроем глаза… и представим
(Шопен. Весенний вальс звучит музыка)
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Ребята потихоньку встают и смотрят, что и какие изменения в емкости с водой происходят
Смотрите, цветы постепенно распускаются? Почему это получилось, как вы думаете?
Ответы детей. Выводы рассказывают Шпуле.
Воспитатель: Работу в лаборатории мы закончили и с нашими Фиксиками возвращаемся на стульчики, садимся на свои места.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Что нам Фиксики показали и рассказали?
Ответы и выводы детей (бумага мнется, не разглаживается, режется, рвется, впитывает воду и т д. и т.п.)
Воспитатель: А из чего изготавливают бумагу?
Ответы и воды детей.
Воспитатель: А как надо обращаться с бумагой?
Ответы и выводы детей.
Прощание с Фиксиками.
Все вместе дети поют под музыку
Есть у них условный знак
Я узнал случайно:
Нужно пальцы сделать так.
Только это тайна.
Они передают вам
Свой пламенный привет,
Но кто такие Фиксики —
Большой, большой секрет!
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта