Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Цели: 

1. Сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира.

2. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.

3. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими

добрыми помощниками.

Задачи:

1. Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия.

2. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности. 

3. Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены. 

4. Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т. д.). 

5. Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных (“сладкий”, “горький”, “кислый”, “соленый” , «вкусный» и т. д.), работать над интонационной выразительностью, связностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.

 

Ход занятия

Дети входят в группу. Ребята, посмотрите к нам пришли сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им.

Ребята, сегодня на детский сад пришло письмо веселых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. Веселые человечки разучились пользоваться своими органами чувств и от этого в городе все перепуталось. Дети веселые человечки просят помочь им снова научиться пользоваться органами чувств. Воспитатель предлагает детям сходить в гости в город веселых человечков. Для того чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на городских воротах.

Проводится игра “Подбери ключ к замку”.

Дети открывают дверь. На фланелеграфе изображены лица человечков, они очень грустные, плачут. Рядом написано: СОС!!! Воспитатель спрашивает детей о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми. Если нет, то почему? Дети разбираются в мимике человечков. Затем воспитатель обращает внимание на слово “СОС!” Спрашивает детей о том, что это за сигнал, в каких случаях люди им пользуются. Дети отвечают.

Воспитатель просит детей вспомнить, какие органы чувств они знают. После перечисления (рот, нос, глаза, уши, кожа) воспитатель загадывает детям загадки об органах чувств:

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам…(глаза)

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет…(нос)

Есть у зайца на макушке,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и неслушки.

Что же это? Наши…(ушки)

Чтоб попробовать компот,

Есть у человека…(рот)

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое…

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша…(кожа)

Воспитатель с детьми начинает путешествие по городу.

Первая остановка у дома художника.

Воспитатель обращает внимание на картинку с изображением художника, спрашивает у детей о профессии этого человечка, как они об этом догадались, обращает внимание на его настроение. Затем говорит: “Художник разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся”. Воспитатель предлагает детям заглянуть в альбом художника и найти ошибки, а затем их исправить.

Проводится игра “Что художник нарисовал неправильно?”

После выполнения заданий воспитатель вместе с детьми обобщает, для чего людям нужны глаза. Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Ребята а вы знаете правила по охране зрения?

Дети перечисляют правила:

• Нельзя тереть глаза грязными руками.

• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

• Нельзя долго играть в компьютерные игры

• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Предлагает одному из детей прикрепить на фланелеграфе опорную картинку “Глаза”.

Воспитатель и дети продолжают путешествие по городу .

Вторая остановка у дома девочки –садовода.

Воспитатель предлагает детям определить чем занимается эта девочка, сказать о ее настроении: “Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?” (Его нужно понюхать, для этого у человека есть НОС.)

Проводится игра “Узнай по запаху”.

После выполнения задания воспитатель совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос. Правильно, ребята, благодаря носу мы дышим, и чувствуем разные запахи.

Проводится дыхательное упражнение “Аромат цветов”.

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”. Ребенок на фланелеграф прикрепляет опорную картинку “Нос”.

Продолжаем путешествие по городу.

Третья остановка у дома эколога

Дети определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение. Воспитатель говорит: “Эколог разучился слышать и совершенно запутался в звуках природы. Что нам помогает слышать?” (Уши). Давайте поможем экологу распознать звуки природы.

Проводится игра “Что услышал?”

Воспитатель включает аудиозапись различных звуков. (Слушание звуков: журчание ручейка, музыка, звуки птиц и т. д.) Ребята, какие звуки вы услышали ?(ответы детей). После выполнения заданий воспитатель вместе с детьми обобщает, для чего людям нужны уши. Правильно, ребята, уши помогают нам слышать разные звуки.

А ещё наши уши любят когда им делают массаж.

Массаж:

Мы ладошки разотрём

Смело ушки мы возьмём

Сверху вниз мы их пощиплем

Пальчиками разотрём.

Ребенок на фланелеграф прикрепляет опорную картинку “ Уши”.

Продолжаем путешествие по городу.

Четвертая остановка у дома повара

Дети определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение. Воспитатель говорит: “Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот соленый… Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду?(Попробовать) Какой орган чувств есть для этого у человека? (Рот) Какие 4 вкуса вы знаете? (Сладкий, соленый, кислый, горький.)

Проводится игра “Узнай на вкус”.

После выполнения заданий воспитатель вместе с детьми обобщает, для чего человеку нужен рот. Правильно, ребята, рот человеку нужен для того чтобы разговаривать и пробовать на вкус разную пищу.

Ребенок на фланелеграф прикрепляет опорную картинку “ Рот”.

Физкультминутка. Игра малой подвижности “Четыре стихии”

Воспитатель предлагает детям определить, о каком органе чувств еще не вспомнили. Дети называют КОЖУ. Воспитатель предлагает детям вспомнить, для чего человеку нужна кожа. Дети говорят: с помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т. д.). Кожа выполняет защитную функцию организма. Предлагается детям определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.

Проводится игра “Чудесный мешочек”.

После выполнения заданий воспитатель вместе с детьми обобщает, для чего человеку нужна кожа. Правильно, ребята, кожа человеку нужна для того чтобы различать на ощупь разные предметы.

Ребенок на фланелеграф прикрепляет опорную картинку “ Кожа”.

В заключение воспитатель предлагает детям вспомнить обо всех органах чувств, которые есть у человека, используя опорные картинки на фланелеграфе.

Какие вы молодцы!

Вы справились со всеми заданиями.

Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф. Там изображены лица человечков – веселые, улыбающиеся. Дети рассказывают о настроении человечков. Веселые человечки говорят детям “СПАСИБО”!

Вам понравилось путешествие?

Если вам понравилось наше путешествие к веселым человечкам улыбнитесь и похлопайте в ладоши. И на прощание скажем всем до свидания. (Дети прощаются и выходят.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе…

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе готовы!» Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе. Программные задачи: 1. Развивать...

Весь этот мир творит учитель

Весь этот мир творит учитель Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы юные пожарные» Цель квеста: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности у детей...

Читайте также

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные…

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Длительность: краткосрочный проект. Участники проекта: дети второй...

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...