Занятие «Водное Торнадо»

(Старший дошкольный возраст)

 

Цель и задачи:

  • Показать значение воды для всего живого.
  • Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить: познакомить с понятием водное торнадо и его способом образования, опасными ситуациями на воде.
  • Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать логическое мышление и предпосылки к деланию выводов, экспериментированию.

Оборудование и материалы:

  • Наждачная бумага
  • Две чистые, пустые 2-литровый бутылки с пластиковыми винтовыми колпачками
  • Клей
  • Изолента
  • Пищевой краситель
  • Серебряные блестки (можно мелко нарезать фольгу-обертку от конфеты)
  • Стеклянная банка с грязной водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, газета, разнос с предметами (деревянные ложки), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

 

Ход занятия:

Воспитатель: загадывает загадку.

Не кузнец, а с клещами (рак);

Появляется игрушка рака, педагог озвучивает слова рака сам.

Воспитатель: спрашивает у детей, а где живёт рак? (Среда обитания - он живёт в воде).

А знали ли вы, что рак живёт только в чистой воде?

Ребята, к нам в гости пришёл господин рак и не просто так, а с большой просьбой. Он принёс нам немного воды из своего водоёма. Посмотрите – ка на неё, какая она? (грязная).

Рак:

Я не могу жить больше так,

Где грязь и мрак, ведь я же Рак!

И времени у меня очень мало,

Не только мне плохо жить так стало,

И рыбки в такой воде

Находятся тоже в беде.

Воспитатель: А кто же воду замутил и вам такую грязь залил?

Показ картинки героя Водного Торнадо. Рисунок №4

Рак: это водное Торнадо

Ему пакостить всё надо.

Воспитатель предлагает детям помочь Раку

Давайте попробуем очистить эту грязную воду?.. Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать? (выслушиваются ответы детей)

На столе ряд материалов: ткани, разные виды бумаг, пластиковые и пластмассовые, металлические и деревянные ёмкости, песок и камни.

Воспитатель: А чем же можно очистить воду? Ваши предложения!

Педагог выслушивает гипотезы детей и целенаправленно наводит на мысль, что лучше использовать предметы для очистки из подручного материала.

Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.

Воспитатель: Пропускает стакан воду? (нет) какая вода в стакане осталась? (грязная)

Воспитатель: Какие ещё материалы не пропускают воду? пластиковые и пластмассовые, металлические и деревянные ёмкости.

Давайте проверим (дети льют воду в ёмкости).

Изменилась ли вода?

Рак: Какая была, такая и осталась.

Грязная ужасно и её пить даже опасно.

Воспитатель:

Ребята, а для того, чтобы очистить воду, нужно взять материал, пропускающий или не пропускающий воду? (пропускающий) А что же пропускает воду? (бумага, ткань, песок)

Воспитатель: Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси (частицы грязи). Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)

Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду и … Что мы видим?

Опыт № 1

«Фильтрация воды»

Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах (с подготовленными фильтрами, стаканчиками с «грязной» окрашенной водой)

Ребята, с помощью чего можно очистить воду?

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Ну, что, Рак, чистой стала вода для тебя?

Рак: А вы знаете проверить нужно как?

Опыт № 2.

Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

Воспитатель: да вот так.

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Рак:

Я вам, ребята, благодарен.

Водою чистой я одарен.

Мне теперь и без труда

Покорится вся вода.

Воду будем фильтровать

Чистой станет та опять.

А вы знаете, где есть вода? (ответы детей)

У вас на суше живут мои друзья.

Они расскажут вам зачем нужна вода.

Кукольный театр показывает педагог.

Сказка о воде (театральная импровизация стихотворения)

Внучка: Расскажи мне сказку о воде!

Бабушка: Знаешь, внученька, вода везде.

Осмотрись вокруг – озера и моря,

Без воды не проживет Земля твоя.

Воду ценит каждый человек,

Дерево не выросло б вовек.

Птицы, звери тоже воду пьют,

Рыбки без водички не живут.

Внучка: Как бы жили мы в своей квартире,

Если бы нам воду отключили?

Не умыться и не постирать,

Как тогда в квартире убирать?

Кушать, тоже варим на воде,

Бабушка: Что сказать? Вода – она везде!

Травка без водички не растёт,

Все живое без воды помрёт.

Внучка: По морям не плыли б корабли

И цветы на клумбах не цвели.

С речек орошаются поля,

Чтоб была красивою Земля.

Бабушка и внучка показывают плакат.

Рак: Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель: Господин Рак

А как же быть с водным Торнадо, которому только пакостить надо?

Рак: а вы знаете как

Воспитатель: Нет.

Рак: Никто не знает...

Воспитатель: Ну, хотя бы познакомьте нас с ним, чтобы мы его избегали и в неприятные истории не попадали. Согласны, ребята?

Что же это такое Водное торнадо?

Показ рисунка.

Рак: Водное торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде рукава или хобот.

Возникновение торнадо или по-русски смерчей - удивительная загадка , почему-то о его происхождении удивительно мало информации , а ведь мелким или незначительным это явление назвать ну никак нельзя. Водное Торнадо возникает и движется над водной поверхностью. Такие Торнадо могут возникать на морях, заливах и озерах по всему миру. Водное торнадо могут опрокидывать лодки, небольшие суда, а при выходе на берег быть опасными для людей.

А ведь и огромный торнадо и маленькая воронка в ванной - это явления одного порядка , происходящего по одним и тем же законам.

Опыт №3

Давайте я вам силу водного Торнадо покажу.

Рак показывает опыт в умывальнике с игрушкой-лодкой. Он затыкает крышкой слив в раковине и наливает из крана воду больше середины уровня раковины. Господин Рак выпускает лодку в воду и убирает крышку из слива в раковине.

Что случилось с лодкой? (она кружится)

Что кружит её? (вода)

Хотите узнать как и что это делает так? (да)

Воспитатель: хотите, ребята? (да)

Опыт №4

Предварительная работа для подготовки экспериментального сосуда:

Зачистите наждачной бумагой вершины двух винтовых колпачков на бутылках, а затем склеить крышки вместе. Дайте высохнуть. Обмотайте изолентой по окружности две крышки, чтобы обеспечить дополнительную надежность соединению. Проделайте отверстие около 1 см в диаметре через обе крышки в центре.

Заполните одну из бутылок на две трети водой, добавьте пять капель пищевого красителя и серебряные блестки. Прикрутите склеенные колпачки на эту бутылку, а пустую бутылку прикрутите сверху.

Рак перевёртывает устройство для создания торнадо вверх тормашками, так чтоб окрашенная вода с блестками переливалась в пустую бутылку. Закручивает полную бутылку против часовой стрелки до образования воронки торнадо.

Воспитатель:

Что происходит?

Рак:

Вода вращаясь переливается вниз в пустую бутылку, образуя торнадо.

Показ рисунка.

Воспитатель:                                                                                      

Почему это работает?

Рак:

Я бутылки перевернул, что вода сделала?( текла, капала, струилась, лилась, бежала)

В этом опыте ты наблюдаешь действие двух сил. (Сила – это то, что способно изменить форму или движение предмета.) Одна из этих сил - сила притяжения, действующая на все объекты. Сила притяжения заставляет любой объект, в том числе и воду, падать на Землю. Благодаря ей вода льется из верхней бутылки в нижнюю.

Рак: Что я делал руками, а вы всё видели своими глазами? (крутили бутылку). Вращение бутылок заставляет воду двигаться. Вода, двигаясь по спирали вниз из верхней бутылки в нижнюю помогает создать Водное торнадо.

Воспитатель: Вы что-то видите, ребята в середине Водного Торнадо? ( В середине водного смерча имеется пустое место.)

Рак:

Эта «дырка» проходит от верха водяного столба до отверстия между бутылками. Благодаря ей воздух из нижней бутылки может перемещаться в верхнюю одновременно с движением воды в обратном направлении.

Воспитатель: показ рисунка №3                                                                                    

Ребята, а вы хотите попробовать сами воспроизвести Торнадо?

Приглашается 2-3 ребёнка для опыта.

Воспитатель:                                                                                      

Что может вода делать, когда происходит Торнадо?(крутиться, литься)

А кто этим руководит? (Торнадо)

Что помогает ему крутить воду? (сила)

Большая сила у этого Водного Торнадо, правда, ребята?

Рак:

Такую силу избегать надо!

А теперь, увы, пора!

Стала чистою вода.

Я прощаюсь, извините,

Плавать летом приходите.

Воспитатель:

До свидания, Господин Рак!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «В мире сказок»

Проект «В мире сказок»

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна»…

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна» Возраст обучающихся – 4-5 лет. Срок реализации программы - 1 год. Численность обучающихся в группе...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире…

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Форма проведения - «Что? Где? Когда?» «Телемост» с детьми других детских садов. Интеграция...