Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Помощь зимующим птицам»

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, речевая, коммуникативная.

Цель: формировать умение составлять творческие рассказы по картине.

Задачи:

образовательная: - формировать умение составлять творческие рассказы по картине;

- отрабатывать мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов;

- формировать умение связно высказывать свои мысли, используя предложения со сложноподчинённой мыслью.

развивающая: - развивать творческую активность детей; 

развивать связную речь; умение составлять предложения по картине;

- формировать словарь по теме;

- активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.

воспитательные: - воспитывать бережное отношение, любовь к живой природе;

- воспитывать у дошкольников выдержку, терпение, умение выслушивать рассказы товарищей до конца.

Методы и приёмы: наглядный (картина), словесный (беседа, рассказ), практический (физминутка, сюрпризный момент).

Формы работы: диалог, рассматривание картины, дидактическая игра и упражнения.

Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Перелетные и зимующие птицы», проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картинепросмотр презентации, чтение художественной литературы о зимующих птицах.

Материалы и оборудование: большой квадрат, разбитый на 4 сектора: красный, синий, зелёный, жёлтый; кубик, снежинки, подзорные трубы.

 

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Обратите внимание, к нам пришли гости, пожелаем им доброго утра!?

Дети: Доброе утро!

Игровая мотивация.

Воспитатель читает стихотворение Н. Агошина:

Кто раскрасил белой краской
Все дороги и дома,
Словно мы попали в сказку?
Это к нам пришла

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно! Совсем скоро, через два дня, на смену Осени придет Зима!

Вспомните, пожалуйста, какие признаки зимы вы знаете, а за каждый правильный ответ вы получите снежинку….

Дети: Много снега, мороз, снегопад, замерзают водоемы, метель, дети катаются на санках, лыжах, коньках, дни короткие ночи длинные, растения спят, стало мало птиц, некоторые животные меняют окрас (дети получают за ответ снежинку)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно и много назвали признаков Зимы, Посмотрите, как много снежинок у вас. Мы сейчас из них слепим снежный ком, но когда будем «лепить», каждую снежинку превратим в красивое слово о зиме.

Что можно сказать о зиме, какая она?

Дети: Лютая, холодная, волшебная, снежная, красивая, весёлая, морозная и т.д. (назвав красивое слово о зиме, ребёнок прикрепляет свою снежинку к снежку).

Воспитатель: Молодцы! Какой большой снежный ком у нас получился!

Дрозд, чижи, сорока, сойка,
Аист, сокол, воробей,
Ласточки, удоды, дятлы.
Сколько маленьких друзей!


Пусть живут они для счастья,
Радуют людей всегда
И мелькают в синем небе
Нежные их два крыла!

Воспитатель: О ком это стихотворение?

Дети: О птицах.

Воспитатель: Вот и сегодня на нашем занятии мы поговорим с вами о птицах.

Предлагаю вам игру!

Начинается игра,

Вспомнит птиц всех детвора!

Для игры нам понадобится разноцветный квадрат, который разделен на сектора, каждый сектор обозначает время года

Как вы думаете, синий цвет сектора - какое время года может обозначать?…
А еще кубик с изображением птиц.

Задание следующее: надо бросить кубик в квадрат, определить в какой сектор он попал и какая птица на нем появилась. А затем, самое главное, рассказать, что птица делает в это время года.

 Вы готовы? Игра начинается. Кто первый бросит кубик?

(Дети по очереди бросают кубик на круг и рассказывают о птицах.)

Скворец – зимует в теплых краях; заботится о птенцах; выводит птенцов; улетает в теплые края.

Ласточка - зимует в теплых краях; выводит птенцов; прилетает из теплых краев и стоит гнездо; готовится к перелету в теплые края.

Воробей – перебирается ближе к человеку…; выводят птенцов и заботятся о них; строят гнезда, выводят птенцов; линяют, готовятся к зиме.

Синичка - живут рядом с человеком; собираются в стаи и перебираются в лес; выводят птенцов; перебирается ближе к человеку.

Снегирь – стайками живет рядом с человеком; перебирается в леса; мастерит гнездо, перебирается в леса; готовится к зиме.

Цапля - зимует в теплых краях;

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы много знаете о птицах.

Звучит колокольчик, появляется Гном.

Гном: Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы о птицах разговариваете? Дети: Да!

Гном: А я вам как раз принес картину, посмотрите!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую замечательную картину принес нам гном. Что на ней изображено?

Дети: Зима, дети кормят птиц.

Гном. А я предлагаю вам внимательно рассмотреть картину через подзорную трубу. (Раздает трубы.)

Воспитатель. Ребята, как интересно. Сейчас по очереди вы подойдете к картине, посмотрите в подзорную трубу и скажите, что или кого вы там увидели? Ева, кого или что увидела ты? Возьми, пожалуйста, картинку с изображение объекта, который ты увидела на картине, а теперь прикрепи его на доску. (Дети наклеивают в кругах на ватмане тот предмет или живой объект, который увидели в подзорную трубу.)

Гномик: Ребята, я смотрю, вы внимательно рассмотрели картину через подзорную трубу, много элементов выделили. А сейчас я предлагаю вам объединить картинки в сюжетные пары.

Воспитатель. Хорошо, Гномик, объединим картинки в пары, глядя на картину, что с чем связано и объяснить, почему вы объеденили именно их. Вот смотрите, я объединю снегирей и ветку дерева, потому что снегири сидят на ветке;

Гордей- я объединю белочку с мальчиком, потому что он дает белочке орех,

Мила - я объединю девочку с кормушкой, потому что она кладет туда семечки для

Артем - (Дети объединяют предметы и высказывают свои суждения, соединяют круги с изображёнными предметами при помощи стрелок).

Ответы детей: - я объединю дерево со снегом, потому что снег укрыл деревья пуховым одеялом;

- я объединю снегирей и ветку дерева, потому что снегири сидят на ветке;

- я объединю белочку с мальчиком, потому что он дает белочке орех;

- я объединю девочку с кормушкой, потому что она кладет туда семечки для птиц и т.д. (дети связывают все предметы и объекты на картине друг с другом, объясняя, почему можно их связать, при этом учатся строить сложноподчинённые предложения).

Гномик. Ох, как я устал, ребята, давайте отдохнем.

Физминутка

Вот на ветках посмотри,

В красных майках снегири

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Гномик. Ой, ребята, вы такие замечательные, может, вы мне поможете. Моя бабушка живет далеко, я с ней общаюсь только по телефону. И я хочу описать ей эту картину так, чтобы она могла представить её.

Воспитатель. Конечно, Гном, мы тебе обязательно поможем. Да, ребята.

- Пройдите, пожалуйста, и сядьте за столы. Перед вами сюжетные картинки, внимательно рассмотрите их и разложите в той последовательности, в какой вы будете рассказывать свой рассказ. - С чего начнем рассказ? Что было дальше и чем закончится рассказ?

- Ребята, когда будите рассказывать свой рассказ, обязательно придумайте имена для героев. Не забудьте использовать и красивые слова, которые вы говорили о зиме.

Рассказы детей. (3-4 человека рассказывают по картине.)

«Наступила зима. Солнечным, морозным утром, Саша со своей сестренкой Машей вышли погулять в парк. И увидели, что зимующие птицы прилетели на кормушку, чтобы полакомиться чем-нибудь вкусненьким. Зимой им особенно трудно найти пищу в лесу. Снегири сели на веточку дерева, что бы погреться на солнышке. Маша стала кормить синичек прямо с рукавички. А Саша, увидев, что к нему бежит белка, достал из кармана вкусный орех и протянул его ей. Ребята кормили птиц и белочку с удовольствием, потому что знали, как тяжело приходится им зимой».

Воспитатель. Вот какие красивые рассказы вы составили по картине. Как настоящие писатели. Тебе понравились, Гномик?

Гномик. Спасибо, ребята, вы мне помогли. До свидания, ребята, я побегу звонить свой бабушке.

Рефлексия: Ребята, какое замечательное занятие у нас получилось. Кто к нам приходил?

Дети: К нам приходил сказочный Гном.

Воспитатель: А что он принес нам?

Дети: картину.

Воспитатель: А что мы с ней делали?

Дети: рассматривали в подзорную трубу и составляли описательный рассказ по этой картине для бабушки Гнома.

Воспитатель: А ещё что вы делали?

Дети: Играли в интересную игру, в которой вспомнили, чем птицы заняты в разное время года.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, очень активно работали на занятии. Надеюсь, что вы будете помогать птицам зимой. Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать! Большое вам спасибо.

1



Новые публикации

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Сценарий проведения выпускного в кадетской подготовительной группе «Кадетский бал»

Сценарий проведения выпускного в кадетской подготовительной группе «Кадетский бал» Ход праздника: Голос за кадром: Помните, как все начиналось? Вы впервые вели своих детишек в...

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...

Читайте также

Пробуждение в стиле «СТЕП». Комплекс утренней гимнастики на степ-платформах для…

Пробуждение в стиле «СТЕП». Комплекс утренней гимнастики на степ-платформах для детей старшего дошкольного возраста Цель: - Создание бодрого, радостного настроения у детей...

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов Мультипликация, анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных...

Проект в подготовительной группе «Родина моя – Крым, Россия!»

Проект в подготовительной группе «Родина моя – Крым, Россия!» Актуальность данного проекта Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его...

Читайте также

Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде» Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Задачи: Закрепить с детьми название овощей и...

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...





В блогах

Консультация «Ребёнок и природа»

Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование у детей ответственного отношения к  природе  — сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты  природы . Ребенок должен...

Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»

 Провела воспитатель Сизенко С.Н. МБДОУ № 74 г. Шахты Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников  (праздники народного календаря)  – Святки. Задачи: 1. Знакомство воспитанников с истоками русской народной культуры 2. Активизировать...

"Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.  Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.  Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач: Развитие речевых процессов, их коррекция; Создание мотивации к речевой деятельности;...

«День рождения лета»

Sample Image

1 июня 2023 воспитанники группы «Бусинки» отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребенка весело отметили день рождения лета. «День рождения лета» игровая музыкальная программа для детей раннего возраста Цель: создать атмосферу праздника. Закрепить знания детей о лете. Поднять детям...