Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Помощь зимующим птицам»

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, речевая, коммуникативная.

Цель: формировать умение составлять творческие рассказы по картине.

Задачи:

образовательная: - формировать умение составлять творческие рассказы по картине;

- отрабатывать мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов;

- формировать умение связно высказывать свои мысли, используя предложения со сложноподчинённой мыслью.

развивающая: - развивать творческую активность детей; 

развивать связную речь; умение составлять предложения по картине;

- формировать словарь по теме;

- активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.

воспитательные: - воспитывать бережное отношение, любовь к живой природе;

- воспитывать у дошкольников выдержку, терпение, умение выслушивать рассказы товарищей до конца.

Методы и приёмы: наглядный (картина), словесный (беседа, рассказ), практический (физминутка, сюрпризный момент).

Формы работы: диалог, рассматривание картины, дидактическая игра и упражнения.

Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Перелетные и зимующие птицы», проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картинепросмотр презентации, чтение художественной литературы о зимующих птицах.

Материалы и оборудование: большой квадрат, разбитый на 4 сектора: красный, синий, зелёный, жёлтый; кубик, снежинки, подзорные трубы.

 

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Обратите внимание, к нам пришли гости, пожелаем им доброго утра!?

Дети: Доброе утро!

Игровая мотивация.

Воспитатель читает стихотворение Н. Агошина:

Кто раскрасил белой краской
Все дороги и дома,
Словно мы попали в сказку?
Это к нам пришла

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно! Совсем скоро, через два дня, на смену Осени придет Зима!

Вспомните, пожалуйста, какие признаки зимы вы знаете, а за каждый правильный ответ вы получите снежинку….

Дети: Много снега, мороз, снегопад, замерзают водоемы, метель, дети катаются на санках, лыжах, коньках, дни короткие ночи длинные, растения спят, стало мало птиц, некоторые животные меняют окрас (дети получают за ответ снежинку)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно и много назвали признаков Зимы, Посмотрите, как много снежинок у вас. Мы сейчас из них слепим снежный ком, но когда будем «лепить», каждую снежинку превратим в красивое слово о зиме.

Что можно сказать о зиме, какая она?

Дети: Лютая, холодная, волшебная, снежная, красивая, весёлая, морозная и т.д. (назвав красивое слово о зиме, ребёнок прикрепляет свою снежинку к снежку).

Воспитатель: Молодцы! Какой большой снежный ком у нас получился!

Дрозд, чижи, сорока, сойка,
Аист, сокол, воробей,
Ласточки, удоды, дятлы.
Сколько маленьких друзей!


Пусть живут они для счастья,
Радуют людей всегда
И мелькают в синем небе
Нежные их два крыла!

Воспитатель: О ком это стихотворение?

Дети: О птицах.

Воспитатель: Вот и сегодня на нашем занятии мы поговорим с вами о птицах.

Предлагаю вам игру!

Начинается игра,

Вспомнит птиц всех детвора!

Для игры нам понадобится разноцветный квадрат, который разделен на сектора, каждый сектор обозначает время года

Как вы думаете, синий цвет сектора - какое время года может обозначать?…
А еще кубик с изображением птиц.

Задание следующее: надо бросить кубик в квадрат, определить в какой сектор он попал и какая птица на нем появилась. А затем, самое главное, рассказать, что птица делает в это время года.

 Вы готовы? Игра начинается. Кто первый бросит кубик?

(Дети по очереди бросают кубик на круг и рассказывают о птицах.)

Скворец – зимует в теплых краях; заботится о птенцах; выводит птенцов; улетает в теплые края.

Ласточка - зимует в теплых краях; выводит птенцов; прилетает из теплых краев и стоит гнездо; готовится к перелету в теплые края.

Воробей – перебирается ближе к человеку…; выводят птенцов и заботятся о них; строят гнезда, выводят птенцов; линяют, готовятся к зиме.

Синичка - живут рядом с человеком; собираются в стаи и перебираются в лес; выводят птенцов; перебирается ближе к человеку.

Снегирь – стайками живет рядом с человеком; перебирается в леса; мастерит гнездо, перебирается в леса; готовится к зиме.

Цапля - зимует в теплых краях;

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы много знаете о птицах.

Звучит колокольчик, появляется Гном.

Гном: Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы о птицах разговариваете? Дети: Да!

Гном: А я вам как раз принес картину, посмотрите!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую замечательную картину принес нам гном. Что на ней изображено?

Дети: Зима, дети кормят птиц.

Гном. А я предлагаю вам внимательно рассмотреть картину через подзорную трубу. (Раздает трубы.)

Воспитатель. Ребята, как интересно. Сейчас по очереди вы подойдете к картине, посмотрите в подзорную трубу и скажите, что или кого вы там увидели? Ева, кого или что увидела ты? Возьми, пожалуйста, картинку с изображение объекта, который ты увидела на картине, а теперь прикрепи его на доску. (Дети наклеивают в кругах на ватмане тот предмет или живой объект, который увидели в подзорную трубу.)

Гномик: Ребята, я смотрю, вы внимательно рассмотрели картину через подзорную трубу, много элементов выделили. А сейчас я предлагаю вам объединить картинки в сюжетные пары.

Воспитатель. Хорошо, Гномик, объединим картинки в пары, глядя на картину, что с чем связано и объяснить, почему вы объеденили именно их. Вот смотрите, я объединю снегирей и ветку дерева, потому что снегири сидят на ветке;

Гордей- я объединю белочку с мальчиком, потому что он дает белочке орех,

Мила - я объединю девочку с кормушкой, потому что она кладет туда семечки для

Артем - (Дети объединяют предметы и высказывают свои суждения, соединяют круги с изображёнными предметами при помощи стрелок).

Ответы детей: - я объединю дерево со снегом, потому что снег укрыл деревья пуховым одеялом;

- я объединю снегирей и ветку дерева, потому что снегири сидят на ветке;

- я объединю белочку с мальчиком, потому что он дает белочке орех;

- я объединю девочку с кормушкой, потому что она кладет туда семечки для птиц и т.д. (дети связывают все предметы и объекты на картине друг с другом, объясняя, почему можно их связать, при этом учатся строить сложноподчинённые предложения).

Гномик. Ох, как я устал, ребята, давайте отдохнем.

Физминутка

Вот на ветках посмотри,

В красных майках снегири

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Гномик. Ой, ребята, вы такие замечательные, может, вы мне поможете. Моя бабушка живет далеко, я с ней общаюсь только по телефону. И я хочу описать ей эту картину так, чтобы она могла представить её.

Воспитатель. Конечно, Гном, мы тебе обязательно поможем. Да, ребята.

- Пройдите, пожалуйста, и сядьте за столы. Перед вами сюжетные картинки, внимательно рассмотрите их и разложите в той последовательности, в какой вы будете рассказывать свой рассказ. - С чего начнем рассказ? Что было дальше и чем закончится рассказ?

- Ребята, когда будите рассказывать свой рассказ, обязательно придумайте имена для героев. Не забудьте использовать и красивые слова, которые вы говорили о зиме.

Рассказы детей. (3-4 человека рассказывают по картине.)

«Наступила зима. Солнечным, морозным утром, Саша со своей сестренкой Машей вышли погулять в парк. И увидели, что зимующие птицы прилетели на кормушку, чтобы полакомиться чем-нибудь вкусненьким. Зимой им особенно трудно найти пищу в лесу. Снегири сели на веточку дерева, что бы погреться на солнышке. Маша стала кормить синичек прямо с рукавички. А Саша, увидев, что к нему бежит белка, достал из кармана вкусный орех и протянул его ей. Ребята кормили птиц и белочку с удовольствием, потому что знали, как тяжело приходится им зимой».

Воспитатель. Вот какие красивые рассказы вы составили по картине. Как настоящие писатели. Тебе понравились, Гномик?

Гномик. Спасибо, ребята, вы мне помогли. До свидания, ребята, я побегу звонить свой бабушке.

Рефлексия: Ребята, какое замечательное занятие у нас получилось. Кто к нам приходил?

Дети: К нам приходил сказочный Гном.

Воспитатель: А что он принес нам?

Дети: картину.

Воспитатель: А что мы с ней делали?

Дети: рассматривали в подзорную трубу и составляли описательный рассказ по этой картине для бабушки Гнома.

Воспитатель: А ещё что вы делали?

Дети: Играли в интересную игру, в которой вспомнили, чем птицы заняты в разное время года.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, очень активно работали на занятии. Надеюсь, что вы будете помогать птицам зимой. Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать! Большое вам спасибо.

1



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с…

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с нарушением зрения «Игровое поле»

Рязанская вышивка

Рязанская вышивка Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Рязанского края, в частности – основными элементами вышивки, их названиями. Воспитывать любовь к родному...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...

Читайте также

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «В гости к колобку» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-...