Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО «Познавательное») «Хлеб – всему голова» для детей старшего дошкольного возраста, 5-6 лет

Пояснительная записка.

Детское экспериментирование — это основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами.

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста ценности хлеба посредством познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный продукт, без которого не могут обходиться люди;
  • Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Развивающие:

  • Развивать познавательно – исследовательский интерес, внимание, воображение, мышление, умение понимать поставленную задачу;
  • Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Способствовать развитию интереса детей к познавательно – исследовательской деятельности;
  • Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя;
  • Воспитывать аккуратность при работе в лаборатории;
  • Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
  • Способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя.

Словарная работа:

Ввести в словарь и активизировать в речи слова: хлебушек, хлебобулочные изделия, хлебобулочный магазин, лаборатория, исследователи.

Методы и приёмы:

Наглядные: показ, демонстрация, просмотр видео;

Словесные: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы, обсуждение;

Игровые: дидактические игры: «Какой хлеб», «Выбери хлебобулочные изделия», «Что можно, что нельзя?».

Практические: опытно – экспериментальная деятельность «Свойства муки»;

  • Формирование интереса к учению: создание ситуаций успеха;
  • Повышение эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации;
  • Обучение и развитие творчества: мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и задачи;
  • Повышающие социальную активность: метод «знающего» - «научи другого», совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Речевое развитие»

Виды детской деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская;
  • двигательная;
  • продуктивная.

Материалы и оборудование: интерактивная панель, мольберт, схемы проведения опыта, наборы для опыта, халаты, разносы.

Мультимедийные средства: видео «Откуда пришел хлеб

Планируемые результаты:

• Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• Получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• Воспитывать бережное отношения к хлебу.

Ход образовательной деятельности:

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.

Воспитатель:

Подходи ко мне дружок.

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Анатольевна! Я рада встрече с вами!

Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Подумайте, что здесь может быть? Скажите, мы можем узнать, что внутри, не убирая салфетку?

Предполагаемые ответы детей

Воспитатель: А как?

Предполагаемые ответы детей

Воспитатель: Ребята, а можно ли определить по запаху? Попробуйте вдохнуть носом воздух, какой запах, мы слышим?

Предполагаемые ответы детей. (Запах хлеба.)

Воспитатель: Вы думаете, это хлеб? А правильно ли вы думаете, давайте проверим, отгадав загадку.

Загадка:

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, 
А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Открываю корзинку с хлебом.

Воспитатель: Ребята, о чем мы будем сегодня говорить?

Предполагаемые ответы детей (о хлебе).

Воспитатель: Действительно сегодня мы поговорим именно о нем, хлеб, хлебушек, хлебушко. Ребята, каким бывает хлеб?

Дидактическая игра: «Какой хлеб»

Воспитатель: Ребята, говорят, «Хлеб всему голова», а почему все так говорят?

Предполагаемые ответы детей

Воспитатель: Конечно хлеб он самый главный на столе. С румяной корочкой, мягкий, душистый, вкусный. Ребята, а откуда приходит хлеб к нам на стол?

Основной этап

Предполагаемые ответы детей (с магазина).

Воспитатель: Да. Но прежде чем попасть в магазин, хлеб проходит долгий, трудный путь. Вы хотели бы узнать, какой?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю, присесть на коврик, посмотреть на экран.

Просмотр видео «Откуда пришел хлеб».

Физкультминутка.

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Воспитатель: Ребята, ну вот мы и узнали - откуда приходит, хлеб. Трудный путь у хлеба? Как мы должны относиться к хлебу.

Дидактическая игра «Что можно, что нельзя?»

Воспитатель: Молодцы. А в каком магазине мы покупаем хлеб?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Ребята, хлеб и хлебобулочные изделия продают в хлебном магазине. Посмотрите, какая у нас есть витрина хлебобулочного магазина. Пройдёмте.

Воспитатель: куда мы пришли? В какой магазин?

Предполагаемые ответы детей (в магазин)

Дидактическая игра: «Убери лишнее»

Воспитатель: А из чего изготавливают все хлебобулочные изделия?

Предполагаемые ответы детей (из муки).

Воспитатель: Верно, из муки. А чтобы хлебушек был мягкий и душистый, мука должна быть хорошей, свежей. Ребята, а где можно узнать всё о муке, какой она может быть? Какими свойствами она обладает?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Я однажды была в настоящей лаборатории. Это место, где исследователи и учёные узнают о свойствах любого вещества или предмета. Свойства воды, песка, а так же и муки. (Выставляю иллюстрации лаборатории)

Воспитатель: Вы хотели бы там побывать и поработать исследователями. И узнать какими свойствами обладает мука?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Проходите, пожалуйста, надевайте халаты, пуговицы не застёгивайте.

Воспитатель: Но работая в лаборатории, нужно соблюдать правила. Вы знаете какие?

Схема правил работы в лаборатории.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лаборатории, здесь мы узнаем все о свойствах муки, а помогут нам провести исследования схемы проведения опытов, которые у вас лежат на столах.

Воспитатель объясняет проведения опыта и наглядно показывает пример.

Воспитатель: Вы можете сами, определить в какой последовательности мы будем проводить опыты. Какое свойство вы бы хотели узнать?

Дети договариваются о последовательности выполнения опытов. Воспитатель направляет, помогает, демонстрирует.

Опыт 1. «Мука белая, мягкая, пушистая, мука имеет свой особенный запах»

Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне какая она по цвету? (белая.)

Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая.) 

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) 

Вывод: У муки есть запах!

Опыт 2. «Мука сыпучая, сухая, рассыпчатая»

- Возьмите ложку муки и пересыпьте через ситечко в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)

- Значит мука какая? (Мука сыпучая).

- Еще как можно сказать про муку, какая она? (Рассыпчатая). 

Вывод: Мука рассыпчатая.

Опыт 3. «На муке можно рисовать»

- Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку.

- Как вы думаете можно ли на муке рисовать. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.

- Оказывается на муке можно писать и рисовать.

Вывод: На муке можно писать и рисовать.

Опыт 4. «Мука растворяется»

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.

Таким образом, замешивают тесто для выпечки

Вывод: Мука растворяется.

Воспитатель: Ребята, мы с Вами провели все опыты в лаборатории и узнали все свойства муки, снимайте, пожалуйста, халаты и мы возвращаемся в группу.

Заключительный этап

Воспитатель: Ребята, теперь мы с Вами можем ответить на вопрос почему «Хлеб всему голова?» (Давайте вспомним). Понравилось вам сегодняшнее занятие? А что понравилось больше всего? А что вы узнали нового? Чему научились? А что вы сможете рассказать другим людям, знакомым, друзьям о хлебе?

Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью.

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким.)

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданиями, вы молодцы! И я дарю вам мешочек муки и рецепт вкусного теста для хлеба. До скорых встреч!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки»

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки» Пояснительная записка Игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре малыш развивается, познаёт...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные признаки...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...