План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР
Интегрированное подгрупповое занятие.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о предметном мире игрушек.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обогащение знаний об игрушках и материалах, из которых они изготовлены, путем тактильного обследования предметов, расширении и активизация словаря по теме, упражнение в умении определять позицию звука в слове, в умении описывать игрушки по мнемотаблице и образовывать сложные двухосновные прилагательные, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционно-развивающие: развитие речевого дыхания, зрительной моторики, слухового восприятия, стереогноза, мышления, мелкой и общей моторики.
Воспитательные: формирование в детском коллективе дружеской и эмоционально благополучной атмосферы, воспитание бережного отношения к игрушкам.
Оборудование:
Демонстрационный материал: контурные изображения игрушек и полочки для игры «Разложи картинки» для фланелеграфа, контейнер с манной крупой, снежинки, деревянная пирамидка, резиновая уточка, пластмассовый кубик, резиновый мяч, железная машинка, мнемотаблица «Опиши игрушку», ноутбук, контейнер с водой, салфетки, пластмассовый поднос.
Раздаточный материал: картинки с изображением игрушек, завуалированные дождиком для игры «Заколдованные картинки», буквы, маркеры, альбомные листы, таблицы и картинки для игры «Забавные зверушки».
Технологии: игровые, здоровье сберегающие, ИКТ, исследовательской деятельности, интегрированного обучения.
Ход НОД:
1. Психогимнастика «С добрым утром!»
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздороваемся и поиграем в игру «С добрым утром!»
- Поздороваться нам нужно.
- Говорю тебе «Привет!»
- Улыбнись скорей в ответ.
- Здравствуй друг, здравствуй друг!
- Здравствуй, весь наш дружный круг.
- У вас хорошее настроение? Если хорошее, нужно поднять руки вверх, если грустное – то ладошки сложить вместе. По моему счету 1, 2. 3 – настроение покажи!
- Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Тогда будем заниматься!
2. Игра «Заколдованная картинка»
- Зимушка-зима заколдовала картинки у вас на столах. Давайте подуем на них теплым воздухом и разморозим их! (Дети выполняют дыхательные упражнения и угадывают изображенные игрушки на картинках.)
- Вы уже догадались, что мы с вами будем сегодня говорить об игрушках!
- Я сейчас прохлопаю названия ваших игрушек, а вы угадаете, чье слово я отхлопала. (Дети называют игрушки, сами тоже отхлопывают название игрушки, определяют количество слогов в слове.)
- У кого название игрушки начинается на гласный звук? На согласный?
- А кто из вас сможет написать название своей игрушки на доске? (Дети по очереди пишут слова.)
- Про какие игрушки можно сказать «моя»? «мой»? (Ответы детей.)
3. Игра: «Разложи картинки»
- Ребята, а что такое игрушки? (Ответы детей.)
- Правильно, это предметы, предназначенные для игры.
- А какие бывают игрушки? (Для девочек, мальчиков, мягкие игрушки, игрушки –головоломки, спортивные игрушки, музыкальные, игрушки-конструкторы, народные.)
- У меня на столе картинки разных игрушек, в названиях которых есть звук «к».
- Давайте разложим картинки на полочки. На первую полочку выложим игрушки, которые начинаются на звук «к», на вторую – слова, где звук «к» находится в середине слова, на третью – в конце слова. (Кукла, кегли, ксилофон, мишка, матрешка, утка, танк, волчок, грузовик.)
- Дети, какая игрушка находится правее уточки? левее ксилофона? над танком? под куклой? (Ответы детей.)
4. Игра: «Найди и опиши игрушку»
- Дети, зимушка-зима не только заколдовала наши картинки, но и засыпала снежком наши игрушки (перед детьми выставляется контейнер с манной крупой, в котором находятся игрушки: деревянная пирамидка, резиновая уточка, железная машинка, пластмассовый кубик, резиновый попрыгун).
- Давайте попробуем догадаться, какие игрушки остались под снегом? Для этого каждый из вас будет искать игрушку в контейнере на ощупь и загадывать про нее по этой таблице. (Дети описывают игрушки по форме, размеру, цвету, материалу, частям, действиям с ними.)
5. Упражнение: «Нарисуй фигуры»
- А теперь давайте нарисуем фигуры, на которые похожи игрушки, те что, мы нашли, только не одной рукой, а двумя одновременно (дети рисуют двумя руками круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник).
- А теперь возьмите карандаш в правую руку и будем рисовать эти же фигуры в воздухе и следить за кончиком карандаша глазами, при этом не шевеля головой.
6. Физминутка «Мячик мой»
(Для детей подобраны мячи разного размера.)
- Друг веселый, мячик мой.
- Всюду, всюду он со мной!
- 1, 2, 3, 4, 5
- Хорошо с мячом играть
- Мы сейчас с мячом играем.
- Вверх бросаем, вниз бросаем,
- Мяч от пола отбиваем,
- Вправо-влево мяч катаем.
- И в корзину опускаем!
- А скажите, каких мячей в корзину войдет меньше? Больших или маленьких? Почему? (Ответы детей.)
7. Игра с мячом: «Какие игрушки?»
- А хотите еще поиграть с мячом? Я буду кидать вам мяч и называть игрушку двумя словами, а вы, возвращая мне его обратно, называть ее одним длинным словом.
- Кукла с длинными волосами (длинноволосая кукла)
- Лошадка с белой гривой (белогривая лошадка)
- Клоун с рыжими волосами (рыжеволосый клоун) и т.д.
- Молодцы! Хорошо размялись, а теперь присаживайтесь на свои места.
8. Игра: «Забавные игрушки» (Судоку)
- Ребята, мы сегодня продолжаем говорить об игрушках. Я приготовила для вас игру «Судоку» с забавными игрушками, которые живут в большом домике. Но не все игрушки смогли поселиться в этом доме. Давайте расположим игрушки так, чтобы они не повторялись дважды ни в окошках по вертикали, ни в окошках по горизонтали (дети работают индивидуально по карточкам).
- Молодцы, справились и с этим заданием!
9. Экспериментирование с игрушками «Тонет - не тонет»
- Дети, а какие игрушки мы нашли сегодня «под снегом» (ответы детей)
- А из каких материалов выполнены эти игрушки?
- Верно, машинка – металлическая, уточка – резиновая. кубик – пластмассовый, пирамидка – деревянная, шарик - резиновый.
- Давайте попробуем опустить эти игрушки в воду и понаблюдаем, как ведут себя в воде эти материалы (дети наблюдают за тем, как тонет машинка и мячик, всплывают пирамидка, уточка и кубик и делают выводы)
- Почему утонула машинка? (Потому, что она тяжелее воды.) Почему плавает кубик? и т.д. (Дети делают выводы, о том что более плотные материалы тонут, а менее плотные – всплывают.)
- Дети, шарик и уточка выполнены из одного материала – резины, но почему они ведут себя в воде по-разному? Шарик тонет, а уточка – плавает (ответы детей).
- Правильно, уточка плавает потому, что она полая внутри и в этой полости находится воздух, а воздух легче воды. А шарик выполнен из очень плотной и твердой резины, поэтому он как камень погружается на дно.
- Скажите, а со всеми игрушками можно ли играть в воде? (ответы детей)
- Да, действительно с железными и деревянными игрушками нежелательно играть в воде, железо ржавеет, а дерево – разбухает, и теряет свою форму и цвет. А пластмассовые и резиновые игрушки не боятся воды.
- Ребята, нужно бережно относится к своим игрушкам, чтобы они долго радовали вас.
10. Итог НОД:
- Дети, о чем мы сегодня говорили? А из каких материалов делают игрушки? А какие они бывают по форме? С какими игрушками любят играть мальчики? Девочки? А какие у вас любимые игрушки? Что вам больше всего понравилось делать на занятии? Давайте попрощаемся с гостями и будем отдыхать! До свидания!
Читайте также |
---|
Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну…
Квест-игра для дошкольников 5-6 лет с ОНР «Путешествие в Страну Родственных слов» Задачи: - учить образовывать родственные слова по вопросам; - упражнять в...
Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х…
Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х до 4 лет) Тема «Доброта нужна всем людям, пусть побольше...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие в…
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе«Путешествие в осенний лес»