Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»

Возраст: Дети старшего дошкольного возраста.

Форма взаимодействия: групповая.

Цель. Формирование знаний у детей о сервировке стола.

Задачи:

- Учить подготовке стола к приему пищи с учётом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований;

- расширить знания детей о посуде;

- Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).

Образовательной области:

- Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, культурно - гигиенические навыки.

- Развитие навыков и знаний по культуре поведения за столом.

Оборудование: предметы сервировки стола (скатерть, салфетница, салфетки, хлебница (бдюдце) тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи.

Словарная работа: сервировка, этикет, персона, посуда, салфетница, хлебница.

Методы и приемы:

- Наглядный (рассматривание картинок, просмотр мультфильма).

- Словесный (беседа, рассказ и вопросы воспитателя).

- Практический (дидактическая игра «Убери со стола» физкультурная минутка, практическое упражнение «Сервировка стола», игра «вежливо-невежливо».

Ход:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно и красиво вести себя за столом. Будем учиться сервировать стол. Ребята, послушайте стихотворение и посмотрите на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим.

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Дети: Мы будем говорить о посуде, как правильно ее сервировать и о том, как правильно нужно есть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения об этикете за столом, а ещё будем учиться правильной сервировке стола. Называется это столовый этикет. Этикет - это французское слово. Правила поведения во время еды, как и все другие правила имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам. Некоторые нормы этикета появились под влиянием традиций, другие носят практический характер и нужны для обеспечения безопасности.

Сервировка стола по этикету не так сложна, как кажется. Основной порядок накрывания столов для любого повода определяется моментами:

  1. Сначала – скатерть
  2. затем – индивидуальные комплекты (посуда, салфетницы)

3. Одинаковых индивидуальных комплектов столько, сколько персон

Ребята кто знает что означает слово персона?

Дети: это сколько человек

Воспитатель: верно это количество человек которые будут кушать за одним столом

Воспитатель. Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания. Вспомните, пожалуйста, о чём я обычно напоминаю вам за столом.

Дети. Убери локти со стола. Возьми правильно вилку, ложку. Ешь аккуратно. Не чавкай. Не вертись и многое другое

Воспитатель: Основная цель сервировки стола – это создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами.

Послушайте стихотворение про зайчонка Тяпку:

Был в гостях зайчонок Тяпка

На обеде у Коровки.

Сел за стол, не вымыв лапки,

Взял с тарелки две морковки.

Говорит ему Буренка:

«Нужно каждому ребенку

Лапки мыть перед едой

Чистой тепленькой водой!

Долго объяснять не буду,

Что микробы есть повсюду.

Что от мамы или папы

Слышал это, но забыл,

И перед обедом лапы

Ты, Зайчишка, не помыл!»

«Очень верные слова,

Ты, Буренушка, права!»

Отвечал зайчишка Тяпка,

Отправляясь вымыть лапки.

Воспитатель: Что же такое сервировать стол?

Дети. Сервировать стол значит - накрыть его для приема пищи.

Воспитатель: Что необходимо сделать сначала?

Дети: сначала необходимо вымыть руки, затем надеть форму дежурных

( фартуки).

Воспитатель: Есть правила, которые рассказывают, как правильно раскладывать и расставлять посуду на столе которое стали называть «сервировка стола»

1реб. - Стелим скатерть, поверх нее раскладываем салфетки под каждого ребенка, (дети выполняют действия по мере необходимости).

2реб. – Ставим в центр стола салфетницу с салфетками для рта и рук.

3реб. – В центре рядом с салфетницей поставим хлебницу (блюдце).

4реб. – Вокруг хлебницы поставим маленькие блюдца: ручки чашек смотрят вправо.

Воспитатель: Ребята, чтобы поставить следующий прибор, отгадай загадку:

Культурно ли есть со стола?
Хотите, чтоб я помогла?
В завтрак, в обед или в ужин
Никто так, как я вам не нужен!
Бываю глубокой и мелкой,
Но та и другая – (тарелка)

Правильно, теперь мы поставим тарелку

Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее правило, необходимо отгадать загадку:

За обедом подают
Много вкусных, первых блюд -
Борщ, бульон и суп с горошком...
Их едят столовой ... (ложкой).

Воспитатель: Ложку мы положим с правой стороны от тарелки!

Еще загадка:

Салат, макароны, котлеты, картошку
Их можно, конечно, покушать и ложкой,
Но мною удобней —
у меня есть зубчики
Правда, невозможно
мною кушать супчики. (вилка).

Воспитатель: С какой стороны от тарелки мы положим вилку? (с левой стороны, вверх зубчиками).

Воспитатель: И еще загадка:

Ох, и острый же предмет

– Нанесет любому вред.

С ним веди себя по строже

– Будь предельно осторожен.

Стоит только зазеваться

– Ранит, некуда деваться.

Хоть опасен он, но всё ж, Повседневно нужен … (нож).

Воспитатель: Ребята, где мы положим нож? (нож кладем справа, лезвием к тарелке, перед ложкой). Для чего нужны вилка и нож?

Дети: Вилка и нож нужны, когда мы едим еду, кусочки от которых трудно отделить. Тогда вилкой мы придерживаем продукт, а ножом отрезаем небольшой кусочек.

Воспитатель – Вот мы и накрыли на стол. Как надо проверить у всех ли лежат столовые приборы? Не пропустили ли мы, что-либо из приборов.

Дети: нужно обойти стол и проверить наличие столовых приборов у каждой тарелки и как они лежат. Если все правильно лежит приглашаем за стол.

Воспитатель: Что мы должны пожелать сидящим за столом? Правильно, мы пожелаем им «Приятного аппетита».

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо научились сервировать стол.

Давайте поиграем в игру «Вежливо-невежливо»

Попробуем определить, какие вы знаете правила вежливости

Условия игры

Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши

Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами

  • Поздороваться при встрече
  • Толкнуть, не извиниться
  • Помочь поднять упавшую вещь
  • Громко разговаривать в общественных местах
  • Обозвать обидным словом друзей
  • Грубо отвечать
  • Не уступить место в транспорте пожилому человеку
  • Помогать взрослым и малышам -
  • Разговаривать громче собеседника -
  • Толкнуть не извиниться
  • Сказать спасибо маме за вкусный обед.

Молодцы! Что такое «хорошо» и что такое «плохо» вы знаете. И если вы не будете забывать правил приличия, то вас можно считать вежливыми детьми. О вежливом человеке говориться так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный».

Воспитатель: Ребята, а теперь вернемся к нашему столу что необходимо делать, после приема пищи со столовыми приборами.

Дети: Теперь нужно убрать со стола.

Дидактическая игра: «Убери со стола» (Все действия производятся в обратной последовательности).

Итог: Чему мы сегодня научились? Узнали что такое столовый этикет, значение слова персона, научились правильно сервировать стол?

С чего начинается сервировка стола? Какие «Правила поведения за столом» вы должны выполнять?

Молодцы, спасибо!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

Читайте также

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...