Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»

Возраст: Дети старшего дошкольного возраста.

Форма взаимодействия: групповая.

Цель. Формирование знаний у детей о сервировке стола.

Задачи:

- Учить подготовке стола к приему пищи с учётом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований;

- расширить знания детей о посуде;

- Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).

Образовательной области:

- Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, культурно - гигиенические навыки.

- Развитие навыков и знаний по культуре поведения за столом.

Оборудование: предметы сервировки стола (скатерть, салфетница, салфетки, хлебница (бдюдце) тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи.

Словарная работа: сервировка, этикет, персона, посуда, салфетница, хлебница.

Методы и приемы:

- Наглядный (рассматривание картинок, просмотр мультфильма).

- Словесный (беседа, рассказ и вопросы воспитателя).

- Практический (дидактическая игра «Убери со стола» физкультурная минутка, практическое упражнение «Сервировка стола», игра «вежливо-невежливо».

Ход:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно и красиво вести себя за столом. Будем учиться сервировать стол. Ребята, послушайте стихотворение и посмотрите на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим.

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Дети: Мы будем говорить о посуде, как правильно ее сервировать и о том, как правильно нужно есть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения об этикете за столом, а ещё будем учиться правильной сервировке стола. Называется это столовый этикет. Этикет - это французское слово. Правила поведения во время еды, как и все другие правила имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам. Некоторые нормы этикета появились под влиянием традиций, другие носят практический характер и нужны для обеспечения безопасности.

Сервировка стола по этикету не так сложна, как кажется. Основной порядок накрывания столов для любого повода определяется моментами:

  1. Сначала – скатерть
  2. затем – индивидуальные комплекты (посуда, салфетницы)

3. Одинаковых индивидуальных комплектов столько, сколько персон

Ребята кто знает что означает слово персона?

Дети: это сколько человек

Воспитатель: верно это количество человек которые будут кушать за одним столом

Воспитатель. Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания. Вспомните, пожалуйста, о чём я обычно напоминаю вам за столом.

Дети. Убери локти со стола. Возьми правильно вилку, ложку. Ешь аккуратно. Не чавкай. Не вертись и многое другое

Воспитатель: Основная цель сервировки стола – это создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами.

Послушайте стихотворение про зайчонка Тяпку:

Был в гостях зайчонок Тяпка

На обеде у Коровки.

Сел за стол, не вымыв лапки,

Взял с тарелки две морковки.

Говорит ему Буренка:

«Нужно каждому ребенку

Лапки мыть перед едой

Чистой тепленькой водой!

Долго объяснять не буду,

Что микробы есть повсюду.

Что от мамы или папы

Слышал это, но забыл,

И перед обедом лапы

Ты, Зайчишка, не помыл!»

«Очень верные слова,

Ты, Буренушка, права!»

Отвечал зайчишка Тяпка,

Отправляясь вымыть лапки.

Воспитатель: Что же такое сервировать стол?

Дети. Сервировать стол значит - накрыть его для приема пищи.

Воспитатель: Что необходимо сделать сначала?

Дети: сначала необходимо вымыть руки, затем надеть форму дежурных

( фартуки).

Воспитатель: Есть правила, которые рассказывают, как правильно раскладывать и расставлять посуду на столе которое стали называть «сервировка стола»

1реб. - Стелим скатерть, поверх нее раскладываем салфетки под каждого ребенка, (дети выполняют действия по мере необходимости).

2реб. – Ставим в центр стола салфетницу с салфетками для рта и рук.

3реб. – В центре рядом с салфетницей поставим хлебницу (блюдце).

4реб. – Вокруг хлебницы поставим маленькие блюдца: ручки чашек смотрят вправо.

Воспитатель: Ребята, чтобы поставить следующий прибор, отгадай загадку:

Культурно ли есть со стола?
Хотите, чтоб я помогла?
В завтрак, в обед или в ужин
Никто так, как я вам не нужен!
Бываю глубокой и мелкой,
Но та и другая – (тарелка)

Правильно, теперь мы поставим тарелку

Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее правило, необходимо отгадать загадку:

За обедом подают
Много вкусных, первых блюд -
Борщ, бульон и суп с горошком...
Их едят столовой ... (ложкой).

Воспитатель: Ложку мы положим с правой стороны от тарелки!

Еще загадка:

Салат, макароны, котлеты, картошку
Их можно, конечно, покушать и ложкой,
Но мною удобней —
у меня есть зубчики
Правда, невозможно
мною кушать супчики. (вилка).

Воспитатель: С какой стороны от тарелки мы положим вилку? (с левой стороны, вверх зубчиками).

Воспитатель: И еще загадка:

Ох, и острый же предмет

– Нанесет любому вред.

С ним веди себя по строже

– Будь предельно осторожен.

Стоит только зазеваться

– Ранит, некуда деваться.

Хоть опасен он, но всё ж, Повседневно нужен … (нож).

Воспитатель: Ребята, где мы положим нож? (нож кладем справа, лезвием к тарелке, перед ложкой). Для чего нужны вилка и нож?

Дети: Вилка и нож нужны, когда мы едим еду, кусочки от которых трудно отделить. Тогда вилкой мы придерживаем продукт, а ножом отрезаем небольшой кусочек.

Воспитатель – Вот мы и накрыли на стол. Как надо проверить у всех ли лежат столовые приборы? Не пропустили ли мы, что-либо из приборов.

Дети: нужно обойти стол и проверить наличие столовых приборов у каждой тарелки и как они лежат. Если все правильно лежит приглашаем за стол.

Воспитатель: Что мы должны пожелать сидящим за столом? Правильно, мы пожелаем им «Приятного аппетита».

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо научились сервировать стол.

Давайте поиграем в игру «Вежливо-невежливо»

Попробуем определить, какие вы знаете правила вежливости

Условия игры

Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши

Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами

  • Поздороваться при встрече
  • Толкнуть, не извиниться
  • Помочь поднять упавшую вещь
  • Громко разговаривать в общественных местах
  • Обозвать обидным словом друзей
  • Грубо отвечать
  • Не уступить место в транспорте пожилому человеку
  • Помогать взрослым и малышам -
  • Разговаривать громче собеседника -
  • Толкнуть не извиниться
  • Сказать спасибо маме за вкусный обед.

Молодцы! Что такое «хорошо» и что такое «плохо» вы знаете. И если вы не будете забывать правил приличия, то вас можно считать вежливыми детьми. О вежливом человеке говориться так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный».

Воспитатель: Ребята, а теперь вернемся к нашему столу что необходимо делать, после приема пищи со столовыми приборами.

Дети: Теперь нужно убрать со стола.

Дидактическая игра: «Убери со стола» (Все действия производятся в обратной последовательности).

Итог: Чему мы сегодня научились? Узнали что такое столовый этикет, значение слова персона, научились правильно сервировать стол?

С чего начинается сервировка стола? Какие «Правила поведения за столом» вы должны выполнять?

Молодцы, спасибо!



Новые публикации

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Читайте также

Интегрированное занятие «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Овощи и фрукты - полезные продукты» Интеграция областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, социализация. Задачи: 1...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным…

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию Одним из действенных средств развития...

Читайте также

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области«Речевое развитие» Группа: ______старшая________Воспитатель (Ф. Анисимова И.А О.): _______ Тема: «Цветок семья______ » Цель: Формировать у...

План сопровождения ребенка с признаками одаренности

План сопровождения ребенка с признаками одаренности Ребенок: Никита Н. Возраст ребёнка: 4 года. Направление одарённости: художественно-эстетическое развитие. Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования. Задачи: Развивать...

Авторская разработка музыкально-ритмической композиции «Лягушата»

Авторская разработка музыкально-ритмической композиции «Лягушата» для детей старшего дошкольного возраста Танец «Лягушек» с гитарами, исполняет группа «Песняры» из м/ф «Квака-задавака». (В танце участвуют...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...