Путешествие по Республикам Поволжья

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.

Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.

Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

Развивающие:

Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу.

Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Словарная работа: Поволжье, Чебоксары, Уфа, достопримечательность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации по республикам Поволжья.

Оборудование и материалы: воздушный шар, разрезные картинки, магнитофон, экран, ноутбук, кепка, руль, скакалка, «волшебный мешок», тюбетейка.

Ход:

Ребята, когда я пришла утром на работу на столе лежало несколько конвертов,открыла и не смогла понять что это, может вы сможете собрать их. Воспитатель вскрывает конверт и находит разрезные картинки, затем предлагает собрать их, чтобы узнать, что за картинки получатся. Дети собирают картинки, а на картинке изображены люди в национальной одежде.

- Ребята! А теперь проверим, правильно ли вы собрали паззлы. Предлагаю вам посмотреть на экран и проверить, правильно ли у вас получилось? (дети проверяют)

Это национальные костюмы народов Поволжья – татарский народный костюм, башкирский народный костюм, чувашский народный костюм.

-Ребята! Мы с вами живём в большой стране. А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.

- Россия многонациональная страна. Там живут люди разных национальностей и расположены разные республики, такие как Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мордовия, Марийская Республика. Все жители, живущие в этих республиках, являются народами Поволжья.

-Вы когда-нибудь бывали республике Башкирия, Чувашия? А я вам предлагаю отправиться в путешествие по этим республикам.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (на поезде, на самолёте, на пароходе, на автобусе)

- Я вам предлагаю поехать на автобусе. Вот и наш автобус. Садимся поудобнее и поехали.

- Мы делаем первую остановку – это республика Башкортостан. Столица Башкортостана – город Уфа, самый зелёный город России.

- Какой город является столицей Башкортостана? (дети отвечают хором и по отдельности)

- Башкортостан – очень красивый и богатый край. Республика богата лесами, реками, озёрами и горами. Здесь добывают нефть, газ, уголь, железо, цинк, медь. И ещё Башкортостан славится своим мёдом – знаменитый башкирский мёд.

Это женский башкирский Национальный костюм. Вот это длинная рубашка с очень широкими рукавами, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде – серебряные монетки. А на ногах - сапожки, которые называются итек (повторить слово).

Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.

У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия.

- Время идёт, ребята, нам пора отправляться в путь. Занимаем свои места и продолжим наше путешествие.

- Ребята! В какой республике мы были в гостях?

- Мы были в республике Башкортостан.

- Как называется столица Башкортостана?

- Столица Башкортостана – город Уфа.

- Наша следующая остановка республика Чувашия. Столица республики - город Чебоксары. Город красивый. Он очень известный своими достопримечательностями (достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью), такими как Мать – покровительница (символ столицы, посвященный матери), Присурский заповедник (охраняемая территория, где охота запрещена), Музей В.И.Чапаева (он герой гражданской войны; в музее хранятся и изучаются исторические данные).

Я вам хочу рассказать про красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето (Фартук, платье, шапочка). шапочка называется по-чувашски- тухъя, платье- кепе, а фартук-саппун.

Красивый узор на одежде называется орнамент. Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров, близких по виду треугольников, квадратов, ромбов, полос, кружочков. По цветовой гамме наиболее распространенными являются красный, желтый, зеленый, черный и синий цвета.

Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть. Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай»

Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга.Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

- Молодцы, ребята. Поиграли, отдохнули, а теперь садимся в автобус и продолжаем наше путешествие.

- А пока мы свами едем в следующую республику,давайте вспомнимстолицу Чувашии? (Столица Чувашии – город Чебоксары.)

- Мы возвращаемся к нашей любимой республике. Впереди наша республика. (Воспитатель обращает внимание детей на экран.)

- А в какой республике мы живём? (Мы живём в республике Татарстан.)

- Назовите столицу нашей республики? (Столица нашей республики – город Казань.)

Дети! Казань является одним из самых удивительных и красивых городов России. На улицах города можно увидеть исторические памятники, а также память о различных преданиях или легендах, которые складывались о городе в давние времена. Жители Казани ценят прошлое города, ведь оно интересно и богато на события

Как и во всех народах, у татар есть свой национальный костюм- это длинная рубаха-платье (кулмэк), широкие штаны-шаровары, длинная жилетка (камзол)

Основу женского костюма составляют рубаха-платье (кулмэк) и штаны-шаровары. Удлинённый жилет (камзол) надевался поверх рубахи-платья. Женские штаны были однотонные.

Головной убор мужчин – тюбетейка, а женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок.

В Татарстане живут люди разных национальностей и живут они очень дружно.

- Вот и мы вернулись в наш любимый родной город. Как называется наш город? (город – Азнакаево).

- Да, ребята, в нашем городе очень красиво.

- Ребята! В нашем городе проводится всеми любимый праздник – Сабантуй. Там проводятся разные состязания, («Ат чабышы» - «Скачки», «Көрәш» - «Борьба», бег с коромыслом), поются песни, танцы, игры.

- Ребята! А теперь давайте с вами поиграем в татарскую народную игру, которая называется «Тюбетейка». Правила игры: дети встают в круг, под музыку дети передают тюбетейку по кругу, у кого в руках останется тюбетейка после остановки музыки, выполняет задание. (Музыкальное сопровождение - татарская танцевальная музыка).

- Молодцы, ребята! Как называется игра? («Тюбетейка».)

- Ребята! Вам понравилось наше путешествие? В каких республиках мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? Об этом путешествии вы кому-нибудь расскажите? (Ответы детей.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями»

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» Введение. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»

Читайте также

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи…

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи дошкольников

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за...

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...