Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства»

Цель:

  1. Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об исторических традициях русского гостеприимства.
  2. Познакомить с основными правилами приема гостей. Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
  3. Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Материалы: костюмы русские национальные, хлеб – соль, стол накрытый для чаепития, самовар, сладости, разрезные картинки для игры, атрибуты для игры «Приготовь чай», русская народная музыка.

Предварительная работа: разгадывание загадок о предметах быта, рассматривание иллюстраций, пение русских народных песен, разучивание хоровода: «Калина», чтение произведений: «Лиса и Журавль», «Федорино горе», «Цветик – семицветик»

 

Ход занятия:

Воспитатель: - По дороге в детский сад, я зашла в продуктовый магазин, купила сладости. (показ: бублики, пряники). Скажите, для чего они мне понадобились? Ответы детей: пить чай, можно угостить и т.д.) Ребята, вы любите ходить в гости? Чем вы там занимаетесь? (Играют с друзьями, пьют чай ...)

- В какой стране мы живем и как называют нас с вами? Ответы (Россия, мы – россияне.)

Воспитатель:

- Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о наших русских народных традициях. . Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Скажите в нашем детском саду есть свои традиции, расскажите о традиции вашей семьи, а в стране, есть свои праздники? (дети по очереди отвечают, рассказывают о праздниках в их семьях)

Какой праздник мы отмечаем для каждого ребенка в нашей группе? (день рождения), конечно, это традиция нашей группы.

Игра хоровод: «Каравай».

Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

– Ребята, а как вы понимаете слово «гостеприимство» (это - значит гостей принимать) или по другому - встречать, угощать, развлекать, дарить.

Входит девочка в русском костюме, в руках держит блюдо с караваем и солью, кланяется всем:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро от души

С уважением большим

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Воспитатель: - Вот так в давние времена встречали гостей, по русской традиции с хлебом и солью, от этого и образовалось слово – хлебосольные. Хлеб пекли в русской печке, соль насыпали в солонку. И даже сейчас эта традиция существует, так с хлебом и солью встречают на свадьбе жениха и невесту.

Отгадай загадки:

Зеленый, чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»?

Дышит дымом, дышит паром,
С жаром!
А зовётся… (Самоваром.)

Маленькая, кругленькая, дырочка внутри.
В руку ты её возьми, в дырку посмотри.
Ею я люблю хрустеть,
В дырочку смотреть.
Вовсе это не ватрушка,
А простая к чаю — … .
(Сушка.)

Красивый фантик облачает,
Во рту сладка и вкусно тает.
Все дети любят сладость эту,
А зовут её — … .

Д/игра: «Самоварная эстафета» - 2 команды, необходимо собрать свою картинку самовара. (Детям предлагается из отдельных частей, собрать целое.)

Воспитатель: - Вы, на верное догадались для чего, необходим нам самовар? (Пить чай.) Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

Дети рассматривают заранее накрытый стол с самоваром для чаепития.

 Стол накрывался скатертью, в середине стоит самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками, баранки, бублики, сладости в вазочках. В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

Воспитатель: - предлагаю поиграть в игру: «Чаепитие» 2 стола, на них лежат атрибуты (скатерть, блюдце, чашка, сахар рафинад, пакетик чая, чайная ложка) 2 команды из 6 человек поочередно выполняют действия, сервируют стол для чаепития.

- Молодцы, справились с заданием, теперь я уверена, что дома вы сможете накрыть стол, для вашего гостя.

Чем же еще угощали гостей, собирая осенью в лесу, на полянках, в садах? ( ягоды, фрукты), из этого и готовили запасы на зиму: варенье, джем, компот.

Д/игра: «Скажи правильно»

Если варенье из малины, оно какое? Малиновое.

Если варенье из смородины?

Если компот из вишни?

Если джем из абрикосов?

Если компот из разных сушеных фруктов?

Воспитатель: - Да не зря про чай толкуют

 Мы хотим секрет раскрыть

Чай с баранкой, бутербродом

 Будем вместе нынче пить.

Воспитатель: - Вспомните новые слова, с которыми, мы сегодня познакомились? (чаепитие, хлебосольное, гостеприимство) - это традиции русского народа, нашу культуру нужно беречь, соблюдать обычаи и традиции.

Воспитатель: - Приглашаю всех отведать вкусный ароматный чай с бубликами. Приятного аппетита!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в…

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в формировании представлений о мире природы у дошкольников» Цель: упражнять детей в...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно» Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: 1. Развивать связную речь...

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях»

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях Задачи: Коррекционные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при...

Читайте также

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе…

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело играем - дорожную науку легко мы изучаем» Цель: способствовать формированию...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в...