Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая".

Вид НОД: познавательно-исследовательская.

Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. 
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения. 
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. 
Образовательные:
1. Обучать детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. 
3. Способствовать устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей. 
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. 
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. 
3. Активизировать речевую деятельность детей. 
Методы и приемы:
1. Практические. (Эксперименты, опыты, дидактические игры.)
2. Наглядные. (Рассматривание картин.)
3. Словесные. (Вопросы, пояснения, выводы.) 
Материал: Набор исследователя: бейджик, лоток , стакан с водой, трубочка, зубочистка, пакет, салфетка, банка с крышкой, 2свечки, спички. 
Демонстрационный: ИКТ : презентация с картинкой «Город» и «Лес». 
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка.
Игровая: игровые упражнения.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.

Ребята давайте чтобы у нас был совсем не грустный день, мы начнем его с улыбки и подарим улыбку не только друг другу, но и нашим гостям

Звучит песня от «улыбки»

Воспитатель: - Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас улыбки, и хорошее настроение не покинет больше вас.

Воспитатель: Ребята но что же случилось с нашим шариком?

Дети: (ответы).

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети: - Воздух.

Воспитатель: - Какой ещё воздух? И сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

Дети садятся за столы с раздаточным материалом.

Воспитатель: Предлагаю вам приклеить значки исследователей.

Воспитатель: А что такое воздух? 

Дети: Это то, чем дышат люди и всё живое

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Кто из вас, ребята, видит воздух?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Я тоже его не вижу, но я знаю, что его очень много вокруг нас. 
Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве.

Воспитатель: Как можно его обнаружить?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: И я предлагаю вам провести первый опыт.

Опыт 1:

Воспитатель: А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать? 
Возьмите одноразовые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.

Воспитатель: Что произошло с пакетами? Что в них находится?

Дети: Пакет надулся! Там воздух.

Воспитатель: Какой он? Вы его видите? (ответы детей: нет). 

Воспитатель: Значит мы доказали, что воздух невидимый.

Опыт 2:

Воспитатель: А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? 
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, мы с вами доказали что воздух прозрачный И совсем не имеет цвета. Воздух можно почувствовать кожей

Физкультминутка:

Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два, чтоб не болела голова.

И, закончивши зарядку

Воздух глубоко вдохнули, выдохнули

Тихо на места вернулись.

Опыт № 3:
Воспитатель: (воспитатель берёт коробочки стоящие на столе) Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Воспитатель: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть?

Дети: (ответы).

Воспитатель: - Правильно, воздух. А как вы думаете воздух пахнет, давайте понюхаем чем он пахнет?

(В это время воспитатель по кругу передает баночки детям

и они их нюхают.)

Воспитатель:-Чем же пахнет первая Баночка?

Дети: ответы.

Воспитатель: Действительно, первая баночка пахнет чесноком.

Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

Воспитатель: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (пахнет духами).

Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?

Дети: (ответы).

Воспитатель: — А я-то думаю, почему везде по-разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.

Воспитатель: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Физкультминутка:

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру "Водолаз".

Встали в круг. Послушайте правила игры: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно предварительно «подготовить» организм к «погружению».

Раз - делаем вдох, два - выдох, три - вдох, крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы, затем приседаем – «погружаемся», и сидим на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть, «всплывают» - встают. Итак, начинаем. Раз, два, три.

Звучит аудиозапись «Шум воды и крики чаек» и дети играют.

Воспитатель: Всё, я не могу. Голова закружилась.

- Как вы себя чувствовали?

Загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый и всё же

Без него мы жить не можем.

- Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Значит, воздух есть внутри нас. А давайте проверим! Вернёмся в нашу лабораторию.

Опыт №4:

Воспитатель: Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Детский смех.

Воспитатель: Как здорово у вас получается!

- Ой, ребята, что это происходит с водой?

- Вода в стаканах просто бурлит!

- Что вы видите? (Пузырьки)

- А что это за пузырьки? Как они там оказались?

- В стакане же только вода была. (Ответы.)

- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.

- Мы доказали, что воздух есть внутри нас. (Просит повторить 2-3 человека) и нужен он нам очень чистый.

Воспитатель: А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится?

Дети: (ответы).

Опыт № 5:

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. 
- Что происходит? Почему свеча в банке погасла?

Дети: В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. 

Воспитатель: Мы с вами доказали, что воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

Воспитатель: Воздух приносит огромную пользу всему живому – Особенно, обогащения лёгких кислородом. Для того чтобы показать как обогащен организм человека кислородом мы с вами продолжим немного позже после того, как отдохнём.

Звучит музыка без слов

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось? Что было сложного? Что интересного?

Итог:

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. 
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.



Новые публикации

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

Дидактическая игра «Буквы и слова»

Дидактическая игра «Буквы и слова» Данная дидактическая игра способствует оперативному мышлению, обогащению словарного запаса у старших дошкольников, умению отличать согласные и...

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Экспериментирование в детском саду

Экспериментирование в детском саду С самого рождения дети – любопытные исследователи. Они учатся на практике. Исследовательская деятельность носит творческий характер, благодаря...

Читайте также

Проект «Путешествие в LEGO»

Проект «Путешествие в LEGO» Актуальность: Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, которые существенно облегчают жизнь людей и влекут...

Дидактическая игра «Добавь сахар в чай»

Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» Аннотация: Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических...

«В России ребенок – олимпиец с пеленок» Сценарий музыкально –…

«В России ребенок – олимпиец с пеленок» Сценарий музыкально–спортивного развлечения для детей дошкольного возраста 6-7 лет Цель: Формировать привычку к здоровому образу...





В блогах

«Я – исследователь!» Проект «Зачем автомобилю бампер?»

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам передвигаться в повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад, или мы всей семьей ездим за продуктами в магазин...

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»  

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»   Программное содержание: - продолжать учить детей «читать» карточки- символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; -развивать воображение и творческое мышление у детей; -формировать...

Развлечение в первой младшей группе "1июня - День защиты детей"

«1 июня - День защиты детей» Цель:  создание благоприятной праздничной атмосферы, положительного эмоционального фона общения детей со сверстниками, условий для развития двигательной активности детей. Задачи:  продолжать знакомство детей с признаками времени года «Лето»; формирование здорового образа жизни; развивать речь, внимание...

Исследовательский проект в старшей группе " Как сохранить яблоки?"

Введение. Мы с Аней очень любим яблоки. Мы знаем, что их любят многие дети и взрослые. Эти фрукты растут в наших садах. Яблоки вкусные, сладкие, ароматные, в них много витамин. Однажды мы принесли в детский сад яблоки, Но яблоки у...