«Число 5. Цифра 5». Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе

Цель: дать детям представление о числе 5, его составе, о письменном обозначении числа 5.

Задачи:

  • Знакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.
  • Развивать навык устного счета в пределах 1 до 5.
  • Закрепить умение соотносить цифру 5 с количеством.
  • Закрепить представление о порядке увеличения и уменьшения размеров.
  • Закрепить пространственные отношения: слева, справа, верх, низ, посередине, между. Уточнить представления о формах геометрических фигур - квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал.
  • Развивать внимание, мышление, мелкую и общую моторику.
  • Воспитывать любознательность, самостоятельность, умение работать сообща, стремление помогать друг другу.

Тип занятия: комплексное.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

 

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости должен был прийти сказочный герой. Он так сильно к нам торопился, что упал и разлетелся на части.

Как вы думаете, кто этот герой?

Воспитатель: Снеговик пришел к вам не просто так, а посмотреть, как вы занимаетесь. И хотел нас познакомить с чем-то важным. Но с ним произошла вот такая неприятность. Ребята, что делать?

Дети: Давайте его соберем.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, она поможет нам его собрать.

Возьмем большой снежный ком. Какую объемную геометрическую форму он имеет? Дети: Форму шара.

Воспитатель: Потом поменьше - это туловище. Еще меньше - это голова. Два самых маленьких - это руки. Сколько всего нам понадобится шаров? Посчитаем.

Воспитатель: Нам понадобится 5шаров. А у нас сколько?

Дети: 4

Воспитатель: Я не нашла еще один, что делать? Нашли. Давайте построим снеговика.

Воспитатель: Сколько было шаров в начале? Было 4 шара.

А потом еще сколько принесли? Принесли еще 1.

На сколько увеличилось число шаров? На один.

Сколько их стало? 5.

Как это записать? 4 +1= 5.

Ставит цифру 5.

Воспитатель: Собрали мы снеговика. Давайте с ним познакомимся.

Снеговика зовут так же, как называется пятый день недели. Догадались, как зовут снеговика?

Воспитатель: Так как вы думаете, с чем таким важным он нас хотел познакомить? С цифрой 5.

Воспитатель: Ребята, снеговик хочет с вами поиграть. Хотите?

Подвижная игра «Найди свое место»

Дети идут по кругу, в центре которого лежат перевернутые цифры, по сигналу воспитателя каждый берет себе цифру и находит свое место в ряду, расставив числа по порядку.

Игра повторяется 2 раза. Играют девочки, затем мальчики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получился числовой ряд.

Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6).

Посчитайте до 5 и обратно.

Воспитатель: Ребята, чем примечательно это число? Чем отличается от других и где встречается? (лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке)

Кто из вас раньше видел цифру 5? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке)

Воспитатель: Снеговик просит меня показать вам, как писать цифру пять.

Показ образца написания цифры 5 на доске, сопровождающийся следующими пояснениями:

Воспитатель: Сегодня мы научимся писать цифру 5. Вот так она выглядит.

Ведем палочку наклонно, потом вправо пишем полуовал. Сверху от палочки вправо пишем волнистую линию.

Давайте вместе указательным пальцем в воздухе пропишем цифру 5.

А сейчас давайте изобразим цифру 5 из материала, который лежит перед вами на столах.

Пластилин, фасоль, шнурки, счетные палочки, мозаика.

Молодцы, у всех получились разные цифры, но у всех цифры 5.

Деление на пары. Игра «Найди пару» состав числа.

Воспитатель: Выходите из-за столов. Сейчас вам надо разделиться на пары, но не просто так, а с помощью этих карточек. Сейчас каждый вытянет по одной карточке с цифрой. Вы должны найти свою пару, чтобы сумма чисел равнялась 5.

У детей карточки с цифрами от 1 до 4, дети должны найти свою пару, чтобы сумму чисел равнялась 5.

Давайте проверим, правильно ли вы нашли себе пару.

…, почему ты взяла себе в пару …. Потому что, если к 1 прибавить 4 получиться 5.

На доске воспитатель делает записи, раскрывающие состав числа 5:

1+4

2+3

3 + 2

4+1

Если дети не правильно выбрали пару, нужно предложить детям поискать другие варианты и обосновать их.

Соотнесение числа и цифры. Работа за столами.

Воспитатель: Разделились на пары, теперь парами проходите за любые столы.

Перед вами на столе у каждого лежит лист с заданием и у меня такой же лист с заданием только висит на доске.

Воспитатель вызывает к доске ребенка, для работы возле доски.

Снеговик спешил, сам разлетелся, и все цифры разлетелись.

Задание такое, вы должны посчитать, сколько точек изображено на карточке, и соотнести с нужной цифрой.

Воспитатель: Давайте проверим, все ли выполнили задание правильно.

Молодцы! Справились с заданием.

Игра «Найди лишнюю фигуру». Повторение геометрических фигур.

У вас на столе у каждого лежит тарелочка с фигурами и лист белой бумаги.

Какие фигуры вы видите? Квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, звезда.

Для того чтобы выполнить следующее задание, вы должны будете вспомнить понятия: право, лево, верх, низ, между, посередине.

Положите в левый верхний угол – квадрат.

Положите в правый нижний угол – прямоугольник.

Положите в центр альбомного листа – звезду.

Положите в правый верхний угол – круг.

Положите в левый нижний угол – треугольник.

Положите между треугольником и прямоугольником – овал.

Воспитатель: Поменяйтесь листочками, на которых вы выполняли задание со своим соседом. Проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед.

После того, как дети проверили задание друг у друга, демонстрируется образец на доске.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, как у вас должно было получиться.

Воспитатель: Назовите лишнюю фигуру. Звезда.

Почему? Это не геометрическая фигура.

Правильно! Молодцы!

Сколько концов у звезды? 5.

Сколько углов, вершин? Тоже 5.

Рефлексия: Педагог раздает листочки с заданием, дети выполняют: соединить все точки по порядку, начиная от единицы…до 5.

Должна получиться цифра 5.

Итог занятия: Ребята, с чем сегодня вас познакомил снеговик?

Какое задание было самым интересным?

Какое задание было для вас трудным?

Кто, по вашему мнению, работал сегодня лучше всех?

Что у вас получилось, когда вы соединили все точки?

Да, это цифра 5. Именно этой оценкой мы со снеговиком оценили вашу работу. Молодцы! Всем спасибо.



Новые публикации

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

Чудесное завершение осени

Чудесное завершение осени Ну вот и проводили мы нашу чудесную осень! Но мы не будем грустить! Потому что в конце ноября...

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ. «Малые зимние олимпийские игры»

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ «Малые зимние олимпийские игры» Праздник с участием сотрудников и администрации ДОУ Место проведения территория ДОУ.Участники: сотрудники...

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...

Читайте также

Проект по ПДД в старшей группе на тему: «Правила знают…

Проект по ПДД в старшей группе на тему: «Правила знают все дети» Вид проекта: информационно-познавательный. Сроки реализации: краткосрочный – 2 недели. 16...

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний…

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний сюрприз» Участники: дети, ведущие, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: светящиеся палочки-звёзды (по количеству детей)...





В блогах

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель»

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель» Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка. Задачи: Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. Расширить и обогатить педагогические умения родителей по вопросам...

«Взаимовыручка и дружба»

Методическая разработка на тему: «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.   Цель: формирование духовно-нравственные ценности. Задачи: 1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества. 2. Развивать умение слушать и слышать товарищей. 3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную...

Театрализованная игра сказка «Огород-теремок»

Ход сказки. Ведущий: Хорошо летом в огороде, только комарики звенят, выбегают два комарика и поют песню «Комар», сл. и муз. М.Л. Лазарева. Ведущий:  А овощи на грядках витаминов набираются от солнышка ясного, от дождика теплого. Весело живут, песни поют. Овощи поют...

«Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»

Тема: «Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»   Цель: формировать умение разучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Задачи: -развивать память, наглядно-образное мышление,внимание; - развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность; - расширять словарный запас; -закрепить знания детей, о признаках осени при...