Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе: «Зимующие птицы»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные: 

– закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, строении, питании, звуках, которые они издают;

– учить образовывать сложные прилагательные (красногрудый, желтогрудая, короткохвостый, белобокая, чернокрылая, черноголовая, сизокрылый), ввести в словарь детей такие понятия как «тинькает», «воркует»;

– закреплять произношение звуков Р и РЬ в слогах и словах;

– упражнять в отгадывании загадок;

– учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Развивающие:

– развивать память, внимание, мышление, целостное восприятие предметов, умение обобщать.

Воспитательные:

– воспитывать умение работать в коллективе, парах;

– воспитывать бережное, заботливое отношение, любовь к птицам.

 

Ход занятия

Воспитатель: Один, два, три, четыре, пять,

Приглашаю поиграть.

Дети встают в круг

Воспитатель:

Здравствуй, здравствуй, не зевай

И ладошки нам давай. (Взялись за руки, дают друг другу ладошки.)

Вместе с солнцем мы встаем,

Вместе с птицами поём,

С добрым утром, с ясным днём!

Вот как славно мы живем! (Дети улыбаются.)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас отгадайте загадку:

Запорошило дорожки,

Заморозило окошки,

Радость людям подарило

И на санках прокатило! (Зима.)

Дети стоят в кругу

Воспитатель:

Посмотрите какая чудесная зима у нас на экране. Расскажите о зиме. Какая она? (Красивая, весёлая.) А ещё какая? А холодная бывает? А вьюжная? Как много слов вы сказали…

Интересно, а как же птицы переносят холода? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Подойдите все сюда, пожалуйста. (Дети подходят к столу, на котором разложены изображения птиц)

Воспитатель:

Вам знакомы эти птицы? Назовите их. (Воспитатель берёт птиц по одной за веревочку, показывает, спрашивает и весит на ёлку.)

Воспитатель:

Ребята, как назвать этих птиц одним словом? (Зимующие.)

Правильно. Эту стаю птиц одним словом можно назвать – Зимующие.

(Повторение хором этого понятия.)

А почему мы их называем зимующие? (Ответы детей.)

Правильно конечно же, они с нами проводят всю зиму, остаются ЗИМОВАТЬ в наших краях.

Воспитатель:

Ребята, здесь не хватает ещё одной птицы. Вы её угадаете, когда соберёте разрезную картинку. Собирать будете вдвоём, поэтому предлагаю выбрать себе пару.

Дети собирают разрезные картинки в парах

Воспитатель:

А эту птицу вы узнали? Скажите кто это? Конечно же это снегирь, он тоже зимующая птица (весим на ёлку).

На экране изображение снегиря

Воспитатель:

Ребята, а где можно увидеть этих птиц? (В городе, в лесу, в нашей стране.)

А где в городе можно увидеть? В парке можно увидеть? И в лесу можно увидеть! Молодцы ребята!

Физкультминутка

(Превращение в птиц.)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель показывает картинку снегиря и рассказывает рассказ.

Пусть я птичка, у меня, друзья, привычка.

Как начнутся холода, прямо с Севера сюда.

Воспитатель:

Послушайте внимательно рассказ про снегирей чтобы потом ответить на мой вопрос: «Почему снегиря называют СНЕГИРЬ?»

Рассказ о снегирях

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что прилетают к нам вместе со снегом.

Дело в том, что для снегиря наши леса и есть теплые края. Летом они живут гораздо севернее.

Увидеть зимой этих птиц не трудно. Их ярко красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири питаются семенами сорных растений, ягодами рябины, которые можно отыскать в наших лесах зимой. Весной снегири уже будут далеко на севере, совьют там гнёзда, выведут птенцов, а в начале следующей зимы в нашем городе, в парке в деревне раздастся их весёлый, звонкий посвист.

Звучит голос снегиря

Воспитатель:

Понравился рассказ?! Почему снегиря назвали Снегирь? (Ответы детей.)

От какого слова произошло слово Снегирь? (Ответы детей.)

Правильно, слово снегирь произошло от слова – СНЕГ.

Слышите, эти слова похожи: СНЕГИРЬ – СНЕГ.

Воспитатель:

А вы видели снегиря? (Ответы детей.)

А как вы догадались, что это снегирь? Опишите какой он? (Ответы детей.)

Его легко заметить на фоне белого снега.

Воспитатель:

А сейчас давайте немножечко поиграем. Встаньте, повторяйте за мной.

Дети встают около стульчиков

Игра повторяется два раза

РА-РА-РА, поглядите детвора. (Руку поставили у лба, смотрим в даль.)

РЯ-РЯ-РЯ, взошла красная заря. (Подняли руки вверх.)

РЕ-РЕ-РЕ, растёт рябина на горе. (Потрясли кистями рук.)

РИ-РИ-РИ, клюют рябину снегири (Пальцы как клювики сгибают и разгибают.)

Воспитатель:

Молодцы, а теперь садись на стульчики.

Почему снегиря называют КРАСНОГРУДЫМ? (Ответы детей.)

А как можно сказать про птицу, у которой ЖЁЛТАЯ грудка? Она какая? Давайте составим новое слово – ЖЕЛТОГРУДАЯ. Какую птицу называют желтогрудой? (Синица.)

На экране изображение синицы

Воспитатель:

Синица какая? (Желтогрудая.)

А как можно сказать про птицу, у которой короткий хвост? Если у неё короткий хвост – значит она какая? (Ответы детей.)

Про эту птицу можно сказать так: КОРОТКОХВОСТАЯ.

Про какую птицу можно сказать, что она короткохвостая? (Воробей, синица.)

Воробей у нас какой? (Короткохвостый.)

А что можно сказать про птицу, у которой белые бока? Она какая? (Ответы детей.)

Про эту птицу можно сказать так: БЕЛОБОКАЯ.

Конечно же это СОРОКА.

На экране изображение сороки

Воспитатель:

Давайте скажем сорока какая? (СОРОКА БЕЛОБОКАЯ.)

А как можно сказать про птицу, если у неё черные крылья? Она какая? (ЧЕРНОКРЫЛАЯ.)

Давайте скажем СОРОКА ЧЕРНОКРЫЛАЯ.

Воспитатель:

А как мы скажем про птицу, если у неё черная голова? Она какая? (ЧЁРНОГОЛОВАЯ.)

Кто у нас черноголовый? (Ворона, снегирь…)

Воспитатель:

А как можно сказать про птицу, у которой сизые крылья? Какая она? Подумайте. (Ответы детей.)

СИЗОКРЫЛАЯ. Кто сизокрылый? Кто догадался?

Давайте скажем хором – ГОЛУБЬ СИЗОКРЫЛЫЙ.

На экране изображение голубя

Воспитатель:

Молодцы, ребята!

Воспитатель:

А сейчас я вам предлагаю выложить птицу из счетных палочек.

На экране птица из счётных палочек

Воспитатель:

Давайте вспомним из каких частей состоит птица (Дети: хвост, клюв, ноги, туловище, лапы, крыло, глаз.)

Воспитатель:

Силуэт птицы у вас на экране, палочки на столах, я вам дам образцы птиц. Подходите парами к столам, и начинайте выкладывать фигуру птицы. У Вас должна получиться одна птица!

Воспитатель подходит к каждому столу, раздаёт образцы

Воспитатель:

У вас какая птица получилась? (Ворона, голубь, снегирь.)

Скажите полным предложением.

Молодцы ребята, хорошо выложили птиц и, наверное, немного устали.

Воспитатель:

Я на вас рукой взмахну и в птиц всех превращу.

Птицы красиво летят, летят, летят, крыльями машут.

Летели, летели – сели.

Птицы летят, летят, летят, крыльями машут.

Летели, летели, летели – на землю сели.

Птицы летят…

Летели, летели и на стульчики сели. (Садятся на стульчики.)

Один – два – три, ребятишки снова вы.

Воспитатель:

Посмотрите и найдите глазками в группе синицу. Найдите сороку! Найдите голубя, ворону, снегиря!

А вы знаете кто как голос подает?

Звучит голос вороны

Воспитатель:

Кто произносит такие звуки? Как ворона голос подаёт? Да, ворона каркает. Проверяем – на экране ворона, правильно! Послушаем ещё звуки.

Звучит голос дятла

Воспитатель:

Кто издаёт такие звуки? Да, это дятел. Он что делает? (Стучит.) Давайте скажем хором – ДЯТЕЛ СТУЧИТ.

По тому же плану прослушать и поговорить о птицах: сорока, воробей, синица, голубь

Сорока трещит

Воробей чирикает

Синица тинькает

Голубь воркует

Воспитатель:

А скажите мне, пожалуйста, где зимой птицы в нашем городе находят себе корм? (В кормушках.)

Смастерила две кормушки для голодных зимних птиц,

Прилетайте к нам подружки, стайки резвые синиц.

Воспитатель:

Вот такие кормушки я сделала для птиц (Воспитатель показывает кормушки для птиц.) Ещё я приготовила для птиц корм (Воспитатель обращает внимание детей на столик с тарелочками.)

Что это? (Хлеб, семечки, сало.)

А это пшено! А это что? (Показываю на рябину.)

Это РЯБИНА. Это рябина сухая, а это рябина замороженная, я её заготовила с осени, чтобы позаботиться о птицах.

Воспитатель:

Предлагаю вам отгадать загадки и выбрать для каждой птицы корм.

Быстро, быстро он летает,

Всюду крошки собирает. (Воробей.)

Лада, продолжи моё предложение: Я дам воробью… (хлебные крошки).

Скажи полным предложением «Я дам воробью хлебные крошки».

Воспитатель:

Следующая загадка:

Выпал снег, но эта птица, вовсе снега не боится.

Эту птицу мы зовём красногрудым… (Снегирём.)

Даша, что ты дашь снегирю?

А что ещё снегирь очень любит клевать?

Скажи полным предложением «Я дам снегирю ягоды рябины».

Какую рябину можно давать птицам? (Свежую, замороженную, сухую.)

Воспитатель:

Следующая загадка:

Непоседа, невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку, а зовут меня… (Синичка.)

Молодцы! Лиза, что ты дашь синичке? (Пшено.)

Максим, а ты что дашь синичке? (Сало.)

Если дети не догадаются чем можно покормить синичку, то воспитатель ещё раз читает загадку

Послушайте ещё раз загадку. Что ещё ест синичка? Конечно же сало.

Максим, скажи полным предложением «Я дам синичке сало».

Воспитатель:

Послушайте ещё одну загадку:

Символ мира – это он,

А ещё он – почтальон,

А еще он в дождь и в холод

Путь домой отыщет… (Голубь.)

Что мы дадим голубю?

Алеся, что ещё можно дать голубю? (Пшено, семечки.)

Можно дать попробовать голубю рябину. Скажите полным предложением.

Воспитатель:

Верещунья, белобока.

А зовут её… (Сорока.)

А чем мы угостим сороку?

Скажи полным предложением «Я дам сороке семечки и хлеб».

Воспитатель:

Остальные птицы, которые живут в нашем крае, тоже будут рады, если вы будете продолжать даже с наступлением весны заботиться о них. Подкармливать птиц надо не только зимой, но и весной, потому что им до наступления теплого времени года трудно найти корм. Согласны!?

Воспитатель:

1, 2, 3, 4, 5,

Мы закончили играть!

Ребята, о ком мы сегодня говорили с вами? (О птицах.) Скажите полным предложением.

О каких птицах? (О зимующих птицах.)

Рефлексия

Воспитатель:

  • Ребята, если вам понравилось сегодня на занятии, если было интересно, то посадите на кормушку синицу. (Воспитатель весит кормушку на ветку ёлки.)
  • Если сегодня на занятии вам было неинтересно, трудно, то посадите на кормушку снегиря.

Дети садят птиц в кормушки.

Воспитатель:

Я вижу, что многим из вас было интересно на занятии.

Я думаю, что все птицы рады тому, что вам понравилось играть.

Воспитатель:

Я предлагаю вам взять корм и на прогулке позаботиться о братьях наших меньших.



Новые публикации

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи…

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте...

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная…

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка» Пояснительная записка Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста...

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Уроки речевого развития»

Мастер-класс для педагогов «Уроки речевого развития» Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей - участников мастер-класса в сфере речевого развития детей дошкольного возраста...

Открытая образовательная деятельность по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе на…

Открытая образовательная деятельность по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Радужная вода» Цель: развитие познавательных интересов, потребности и способности к самостоятельной...

Конспект НОД по детской риторике «Живут ли в вашем доме…

Конспект НОД по детской риторике «Живут ли в вашем доме волшебные слова?», старший дошкольный возраст Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...