Сайт для воспитателей детских садов



Конспект занятия по курсу «По дороге к азбуке» образовательной Программы «Школа 2100» с детьми подготовительной группы
Тема занятия: «Знакомство со звуками [в] и [в']»

 

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о звуках [л], [л’], [й’]: их акустическую характеристику (звук [л] - согласный, твердый; [л’] - согласный, мягкий; [й’] - согласный, мягкий). Закрепить знание детьми графического изображения этих звуков - буквы «эль», буквы «и краткое».
  • Познакомить детей со звуками [в] и [в’], их акустическими характеристиками: звук [в] - согласный, твёрдый; звук [в’] - согласный, мягкий.
  • Познакомить детей с условными звуковыми обозначениями этих звуков (картинка, где изображено, как врет волк, обозначает звук [в]; картинка, где изображено, как дует ветер, обозначает звук [в’]). Закреплять умение детей выкладывать и «читать» слоги с помощью условных звуковых обозначений: ВА-АВ-ОВ-ВО-ВУ-УВ-ЭВ-ВЭ-ВЫ-ЫВ-ИВ; ВЯ-АВЬ-ОВЬВЁ- ВЮ-УВЬ-ЭВЬ-ВЕ-ВИ-ИВЬ.
  • Продолжать учить детей слышать и определять положение звуков [в] и [в’] в слове.
  • Учить детей словообразованию - глаголов приставочным способом: сыпать (всыпать), тащить (втащить), тереть (втереть), бежать (вбежать), лить (влить), крутить (вкрутить), тянуть (втянуть).
  • Учить детей изменять слова путём замены звуков - звука [в] на [в’]: кров (кровь), живот (живёт), привоз (привёз), завал (завял), вол (вёл), вал (вял).
  • Учить детей отгадывать ребусы. Познакомить детей с графическим изображением звуков [в] и [в’] - буквой «ВЭ».
  • Развивать фонематический слух детей, память, внимание, умение анализировать.
  • Воспитывать у детей интерес к занятиям, интерес к своей речи и речи окружающих.

Словарная работа: звук, буква, слог, согласный, мягкий, кров, завал, вал.

Материал к занятию:

Демонстрационный: карточка с изображением буквы «эль», буквы «и краткое»; картина для обыгрывания ситуации; картинки с условными обозначениями звуков [в] и [в’]; изображение хозяина звука [в] и хозяина звука [в’]; *********; магнитная доска, магниты; игрушки-персонажи; звуковые кубики; цветочки со словами (1-сыпать, тащить, тереть, нести, лететь, бежать, лить, кружить, тянуть; 2-кров, живот, привоз, завал, вол, вал); карточки к игра «разгадай ребус»;

Раздаточный: рабочие тетради, синие и зеленые карандаши по количеству детей, подставки.

Предшествующая работа: дидактические игры «Волшебные кубики», «Подберите картинки по схеме», «Прочитай слог».

 

Ход занятий:

-   Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу звуков. Но сначала давайте вспомним, с какой последней буквой мы с вами познакомились в прошлый раз? (с буквой «эль»)

Вопросы к детям:

- Какие 2 звука она обозначает? (мягкий согласный звук [л’] и твердый согласный звук [л])

- На какой улице живут звуки [л’] и [л]? (на улице согласных звуков)

- С какими звуками ещё мы с вами играли в прошлый раз? (со звуком [й’])

- Какой это звук? (звук [й’] - мягкий согласный звук)

- Где находится домик звука [й’]? (на острове м/у берегом согласных и берегом гласных звуков)

- Какой буквой обозначаются звук [й’] (буквой «и краткое»)

- Как мудрая сова посоветовала разделить подарки зайчика Айка и вещи пилота Лёни? (зайчику Айку надо отдать вещи, в название которых слышится звук [й’], а летчику - со звуком [л’])

- А теперь давайте сядем в поезд и отправимся в город звуков. Там мы узнаем что же дальше случилось с нашими друзьями, (воспитатель приглашает детей к магнитной доске. Дети встают полукругом)

- А дальше вот что было. Вскоре после того, как вещи были отданы свои хозяевам, пилот Лёня улетел на своем самолете. Наши друзья-игрушки помогли зайчику Айку донести подарки до его острова и после этого продолжили свою прогулку по городу звуков. Шагая по улице согласных звуков, они услышали вдалеке протяженный вой: «в-в-в». Игрушки сначала испугались, а потом стали гадать: кто это так воет? Мудрая сова посоветовала отправиться туда, откуда раздавался вой, и своими глазами увидеть, кто его издаёт, пока еще не стемнело. Подойдя поближе, они увидели, что на крыше будки сидит волк и воет, задрав кверху морду. На вопрос игрушек, отчего он воет (уж не обидел ли его кто-то?), волк ответил, что вой - это волчья песня, и предложил послушать волчий концерт, посвящённый скорому появлению на небе луны.

Надо вам сказать, что по соседству с волком в ветряной мельнице жил ветер. Он был большой проказник и обожал разные шалости. Дождавшись, когда игрушки усядутся, чтобы послушать волчьи песни, он тихонько подкрался к ним и с силой подул. «ВЬ-ВЬ-ВЬ» - услышали игрушки и, еще ничего не поняв, вдруг почувствовали, что они не сидят на земле, а кувыркаются в воздухе. Проказник ветер еще долго забавлялся, гоняя по воздуху 3-х друзей, и утих лишь тогда, когда на улице стало совсем темно.

Дети встают друг за другом и, имитируя движение поезда, проходят на свои места за столами.

- Ребята, приготовьте для работы свои тетради, откройте их по закладочке.

- Давайте вспомним, чем отличается звук [в] от звука [в’]? (звук [в] - твёрдый, обозначается синим цветом, а звук [в’] - мягкий -зеленым цветом).

- Посмотрите, ребята, Ёжик постарался и нарисовал нам картинки. Он хочет, чтобы вы узнали какой из знаков: [в] или [в’] слышится в названии каждой картинки и закрасим синим или зеленым цветом соответствующие клеточки ( в начале, в середине, в конце). Н-р: в слове валенки слышится твёрдый согласный звук [в] в начале слова, поэтому мы закрасим первую клеточку синим карандашом. Дальше задание вы будете выполнять самостоятельно. Затем мы его проверим.

- Молодцы ребята. Вы хорошо справились в заданием. Я тоже приготовила для вас игру, которая называется «Разгадай ребус».

Посмотрите на карточку. Какой слог изображен на ней, прочитайте его. (слог «во»).

- Что еще вы видите на карточке? (знак «+»; «круг»).

- Значит к слогу «во» Нужно прибавить слово «круг».

- Какое новое слово получилось? (вокруг).

- Второй ребус попробуйте отгадать самостоятельно.

- Какое слово получилось? (восемь).

- Правильно, ребята. А теперь давайте немножко отдохнём. Выйдите из-за столов, встаньте рядом со стульчиками и повторяйте за мной:

Физ. минутка «Ветер»:

Ветер дует нам в лицо, (дети вытягивают вперед руки и вращают кистями в направлении к себе)

Закачалось деревцо, (руки вверху, наклоны в стороны)

Ветер тише, тише, тише, (медленно приседают, плавно опуская руки)

Деревцо всё выше, выше, (медленно выпрямляются, поднимаются вверх руки).

- Ребята, сядьте на свои места. Сегодня к нам в гости пришла буква «ВЭ». Посмотрите на неё.

- Как вы думаете какие 2 звука она обозначает? (твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’])

- Как вы заштрихуете эту букву? (одну половинку синим цветом, другую - зеленым)

- Возьмите карандаши и заштрихуйте букву «ВЭ» в своих тетрадках.

- Ребята, послушайте загадку: Палочка, рядом 2 ровные дужки - вот и готовы очки ... для лягушки.

- О какой букве идёт речь? (буква «ВЭ»)

- На что может быть похожа буква «ВЭ»? (на очки, снеговика)

- Давайте превратим одну букву «ВЭ» в очки, другую — в снеговика.

Дети встают друг за другом и, имитируя движение поезда, проходят на свои места за столами.

- Ребята, приготовьте для работы свои тетради, откройте их по закладочке.

- Давайте вспомним, чем отличается звук [в] от звука [в’]? (звук [в] - твёрдый, обозначается синим цветом, а звук [в’] - мягкий -зеленым цветом).

- Посмотрите, ребята, Ёжик постарался и нарисовал нам картинки. Он хочет, чтобы вы узнали какой из знаков: [в] или [в’] слышится в названии каждой картинки и закрасим синим или зеленым цветом соответствующие клеточки ( в начале, в середине, в конце). Н-р: в слове валенки слышится твёрдый согласный звук [в] в начале слова, поэтому мы закрасим первую клеточку синим карандашом. Дальше задание вы будете выполнять самостоятельно. Затем мы его проверим.

- Молодцы ребята. Вы хорошо справились в заданием. Я тоже приготовила для вас игру, которая называется «Разгадай ребус».

Посмотрите на карточку. Какой слог изображен на ней, прочитайте его. (слог «во»).

- Что еще вы видите на карточке? (знак «+»; «круг»).

- Значит к слогу «во» Нужно прибавить слово «круг».

- Какое новое слово получилось? (вокруг).

- Второй ребус попробуйте отгадать самостоятельно.

- Какое слово получилось? (восемь).

- Правильно, ребята. А теперь давайте немножко отдохнём. Выйдите из-за столов, встаньте рядом со стульчиками и повторяйте за мной:

Физ. минутка «Ветер»:

Ветер дует нам в лицо, (дети вытягивают вперед руки и вращают кистями в направлении к себе)

Закачалось деревцо, (руки вверху, наклоны в стороны)

Ветер тише, тише, тише, (медленно приседают, плавно опуская руки)

Деревцо всё выше, выше, (медленно выпрямляются, поднимаются вверх руки).

- Ребята, сядьте на свои места. Сегодня к нам в гости пришла буква «ВЭ». Посмотрите на неё.

- Как вы думаете какие 2 звука она обозначает? (твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’])

- Как вы заштрихуете эту букву? (одну половинку синим цветом, другую - зеленым)

- Возьмите карандаши и заштрихуйте букву «ВЭ» в своих тетрадках.

- Ребята, послушайте загадку: Палочка, рядом 2 ровные дужки - вот и готовы очки ... для лягушки.

- О какой букве идёт речь? (буква «ВЭ»)

- На что может быть похожа буква «ВЭ»? (на очки, снеговика)

- Давайте превратим одну букву «ВЭ» в очки, другую — в снеговика.

 - Ну чтож ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. Буква «ВЭ» вами очень довольна, но она с вами не прощается. Дома вы будете читать слоги, где встретитесь в буквой «ВЭ» и расскажите своим родителям с какими новыми звуками познакомились (звуками [в] и [в’]), в какие игры играли с ними. Закройте ваши тетради и можете идти играть. А дежурные мне помогут убрать весь материал.





Новые публикации

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к...

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят»

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят» Цель: создание радостного настроения у детей, эмоциональная разрядка. Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная): - формирование интереса и положительного...

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Паспорт проекта Тема «Чистый край» Вид Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный Автор-разработчик Воспитатель Зуева А.О. Участники проекта Воспитатель, дети 6-7...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Навстречу играм Сочи 2014» Цель: обогащать знания детей по теме «Олимпийские игры» Задачи: совершенствовать у...

Конспект мероприятия «Волк и семеро козлят» в средней группе

Конспект мероприятия «Волк и семеро козлят» в средней группе   Образовательная область: «Физическая культура» Цель: Развивать умение выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь...

Сценарий новогоднего утренника «Щелкунчик» для подготовительной к школе группы

Сценарий новогоднего утренника «Щелкунчик» для подготовительной к школе группы Действующие лица:Взрослые: ведущий, Мышильда, Дед Мороз, Собака.Дети: Щелкунчик, Франц, Мари, Фея, Солдатики...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Проектная деятельность в средней группе…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1. Проектная деятельность в средней группе «Снеговик - лучший друг детей» Составитель: Булыгина С. С. воспитатель. Ст. Отрадная 1 часть Актуальность проекта: Вопрос экологического воспитания и...

Родительское собрание «Роль семьи в восп…

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольника» Цель собрания: Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье...

Значение патриотического воспитания дошк…

… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,  как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого,  как от желания делать добро. сколько возможно больше...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной…

Цель: закрепление элементарных математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число, называть соседей числа; навыки порядкового...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство