Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи «Весна идет, весне дорогу!» для детей 6-7 лет
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция познавательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов современных образовательных технологий (синквейна, мнемотехники, «ТИКО-моделирование») по теме «Весна».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
- закреплять с детьми характерные признаки весны,
- обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна»;
- формировать умение детей составлять рассказ с опорой на картинки;
- формировать умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна;
- продолжать знакомить с литературными произведениями о весне;
- совершенствовать умение детей в звуко-буквенном анализе слов;
- упражнять в умении подбирать слова-антонимы.
Развивающие задачи:
- развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать познавательные процессы: внимание, мышление, воображение;
- развивать навыки учебной деятельности: умение слушать, слышать, самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
- воспитывать интерес к процессу обучения, аккуратность;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Методы. Приемы. Технологии: мнемотаблица, синквейн, ТИКО-моделирование; игровой, наглядный, словесный, практический.
Оборудование: телевизор, ноутбук, мультимедийная презентация, столы, стулья.
Демонстрационный материал: Мнемотаблица к стихотворению С. Маршака «Апрель», сюжетные картинки из серии «Времена года».
Раздаточный материал: Конструктор «ТИКО», шариковые ручки, листы бумаги, карточки с изображением скворцов с примерами (для каждого ребенка); карточки с числами.
Предварительная работа: Просмотр иллюстраций, чтение стихов, загадок о весне.
Содержание ООД
1. Организационный момент:
Воспитатель:
Ребята, подойдите ко мне, возьмитесь за руки…
Здесь, сегодня поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Встали в круг.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Кому венок я свой вручаю
Тот на вопросы отвечает.
Скажите наоборот:
Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)
Весной светает рано, а темнеет...? (поздно)
Весной погода солнечная, а осенью? (пасмурная)
Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
Весна бывает ранняя, а бывает...? (поздняя)
2. Основная часть:
Воспитатель:
Вас в сказку приглашаю я
А в этой сказке я – Весна. (Надевает венок.)
Зима меня к вам не пускала,
Она меня заколдовала.
А Зиму только солнце может победить
Холод, стужу лютую своим жаром растопить.
Солнышко здесь есть у нас,
Но без лучей оно сейчас.
Если много лучиков для солнца соберете
Меня от колдовства Зимы теплом его спасете.
А каждое задание если выполняете,
Солнечный лучик в награду получаете.
Ну что, поможете вы мне?
Мы бросим вызов злой Зиме?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Вот вам первое заданье.
Оно потребует вниманья:
- Рассмотрите картинки, определите их правильную последовательность, затем разложите по порядку. Начнем с весны.
- Ребята, почему вы разложите картинки в таком порядке?
(Ответы детей.)
Лучик солнца получаем,
Заниматься продолжаем!
Воспитатель:
Еще задание для вас-
Придумать небольшой рассказ.
О том, что весной в природе происходит-
Картинки эти вам в подспорье.
- Что это? (Солнце.)
- Придумайте слова-признаки к слову «солнце» (оно какое?)
(лучистое, яркое, теплое, весеннее, ласковое)
- Назовите слова-действия (что делает?)
(светит, греет, радует)
- Составьте предложение про солнце с придуманным словами.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово солнце (тепло).
- А теперь расскажем о птицах, цветах и т.п.
- Составьте небольшой рассказ о весне, используя придуманные предложения.
Воспитатель:
Молодцы!
Наше солнце станет лучше,
Ведь мы еще добавим лучик!
Воспитатель:
С использованием деталей конструктора «ТИКО», мы выполним звуко-буквенный анализ слова «лучик».
- Делим слово на слоги.
- Определяем ударный слог.
- Назовите первый звук в данном слове.
- Какой это звук?
- Квадратом какого цвета мы его обозначим?
(Ответы детей.)
- Посчитайте сколько всего звуков?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
(Ответы детей.)
- Теперь самостоятельно обозначьте каждый звук буквой.
- Чего больше-букв или звуков и почему?
(Ответы детей.)
Еще лучик получаете.
Да, меня- весну вы выручаете!
Воспитатель:
А сейчас стихотворенье:
Мы покажем все движеньем.
Его я буду вам читать,
А вы движенья подбирать
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!
Воспитатель:
- Ребята, а как называется текущий весенний месяц?
(Ответы детей.)
- Послушайте стихотворение С. Маршака с одноименным названием.
- Прочитать детям стихотворение
- Предложить детям повторить его с помощью мнемотаблицы сначала полностью, затем по строчке
- Предложить (по желанию) рассказать стихотворение полностью с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель:
Прилетели скворцы- птицы,
Где же им селиться?
И грачевник занят и ива у ручья,
Ну что, мы им поможем, милые друзья?
(Ответы детей.)
- Из каких материалов мы можем построить скворечник?
(Ответы детей.)
Воспитатель
Предлагаю взять конструктор «ТИКО»
Он верный ваш помощник в решении проблем!
Какой построим домик и из каких деталей
Не торопясь подуматья предлагаю всем.
-Детали какой формы и в каком количестве вампотребуются для конструирования крыши скворечника? Самого скворечника?
(Ответы детей.)
«Посади скворца в скворечник» Детям раздаются карточки с изображением скворца, на обороте записан пример скворечники с номерами. Детям нужно решить пример и посадить скворца в нужный скворечник. В каком скворечнике больше скворцов.
3. Рефлексия:
Воспитатель:
Вернулись к солнышку лучи,
Пропали чары злой зимы
И в этом помогли мне вы.
А как вы помогли весне
Сейчас и расскажите мне.
- Что позволило нам помочь весне?
- Какое задание было самым трудным и почему?
- Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?
Читайте также |
---|
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений
Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...
Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки»
Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки» Задачи: Формировать умение конструировать коробочку из строительного материала по образцу. Познакомить со способом конструирования коробочки из четырех...
Эффективное применение развивающих блоков Дьенеша в игровом практикуме с детьми…
Эффективное применение развивающих блоков Дьенеша в игровом практикуме с детьми дошкольного возраста В настоящее время в дошкольных образовательных организациях педагоги используют...