Конспект комплексного музыкального занятия: «Приходи к нам, осень, в гости!»

Подготовительная к школе группа

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цель:

Развитие в детях способности видеть прекрасное в произведениях искусства, находить аналогию в жизни и природе.

Программные задачи:

Образовательные:

- продолжать учить понимать и любить музыку, различать изобразительность в музыке, высказываться о содержании и характере музыкального произведения;

- продолжать учить детей петь выразительно, эмоционально, инсценировать содержание песни, видеть нюансы настроений людей, выраженных в музыке.

Развивающие:

- развивать речевое творчество и выразительность речи, способствовать расширению и углублению представлений детей о сезонных изменениях в природе;

- формировать потребность превращать внутреннюю насыщенность музыки в продукт собственного творчества.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

- формировать желание активно участвовать в коллективной деятельности, согласовывая свои действия с действиями других детей.

 Материалы и оборудование:

- репродукции картин: Н.И. Осенев «Осень», И.И.Левитан «Березовая роща", К.Ф. Юон «Волшебница зима», И.Э. Грабарь «Рябинка»;

- аудиозапись с произведениями П.И. Чайковского «Осенняя песнь»,Г.В.Свиридова «Осень и весна», И. Штрауса « Вальс».

- корзина с натуральными осенними листьями;

- разнообразный природный материал в количестве необходимом для самостоятельной творческой деятельности детей.

- шапочки для инсценирования песни «Урожай собирай» А. Филиппенко и музыкально - ритмической игры «Осень спросим».

 

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, как красив сегодня зал. Все разнообразные краски осени встретились здесь, и сегодня мы продолжим разговор об этом удивительном времени года. А кто из вас знает стихи об осени?

Ребенок читает стихотворение К.Бальмонта:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Ребята, а какая бывает осень? Какие чувства вызывает у нас осень? Да, осень вызывает у нас разные чувства. Пасмурный, холодный день настраивает грусть; золотой и солнечный- дарит нам радость; дождливый и ветреный - тоску и унынье.

Все эти чувства и настроения композиторы, художники, поэты выражают в своих произведениях. Послушайте произведение П.И.Чайковского

«Осенняя песнь» /звучит музыка/.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, ребята, какие чувства выражает в своем произведении П.И. Чайковский? Что вы почувствовали? О чем вспомнили, подумали? Музыка звучит по- разному: то грустно и печально, то светло и спокойно. Музыка П.И. Чайковского очень мелодична. Мелодии просты и легко запоминаются, красивы и выразительны. Ребята, а как вы думаете, за что люди любят осень и чем она может не нравиться.

Игра «Что хорошо и что плохо»

Муыкальный руководитель: Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах? Хорошо, молодцы, и я вспомнила несколько пословиц:

«Холоден сентябрь, да сыт».

«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой».

«Октябрь - ложка воды, ведро грязи».

«Ноябрь - ворота зимы».

Музыкальный руководитель: Нам осень вот эту корзину дала!

Смотрите, ребята, листья цветные,

Листья цветные, но не простые.

На листочках осень прислала нам загадки. Послушайте и отгадайте:

1. Меня ждут - не дождутся,

А как увидят – разбегутся.

/Дождь/

2. Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

/Туча/

3.Растет на грядке зеленая ветка,

А на ветке красные детки.

/Помидор/

4. Посадили по порядку

Семена на длинной грядке,

Ведь без нашей помощи

Не созреют ….

/Овощи/

5. Стоит матрешка на одной ножке,

Закутана, запутана.

/Капуста/

Осень - время сбора урожая, но прежде чем его убрать, нужно много потрудиться.

Дети инсценируют песню «Урожай собирай» А. Филиппенко.

Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Осень спросим»

После игры муз. руководитель выставляет на мольберт репродукции картин: Н.И. Осенев «Осень», И.И.Левитан «Березовая роща", К.Ф. Юон

«Волшебница зима», И.Э.Грабарь «Рябинка» и читает стихи И.Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Ребята, как вы думаете, какая из этих картин соответствует прочитанному стихотворению? Почему вы выбрали именно эту картину? Правильно, молодцы. Художник Н.И. Осеев назвал свою картину «Осень», а стихи действительно отражают содержание картины, как будто бы описывают ее.

Лес осенью не только красив, но и богат. Чем же богат лес осенью? /ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, для зверей - шишки, желуди, грибы, орехи/.

Музыкальный руководитель: Сейчас я каждому из вас дам по листочку различных деревьев, а вы определяете с какого дерева лист.

Деревья все осенним днем

Красивые такие,

Давайте песенку споем

Про листья золотые.

Песня «Падают листья» муз. М.И. Красева.

Музыкальный руководитель: При легком ветерке медленно летят ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Как вы думаете, почему они медленно падают?

Музыкальный руководитель: А давайте проверим это и подуем на листочек. /Дети кладут на ладошки свой листочек и дуют на него/.

Музыкальный руководитель: Деревья поделились с нами разноцветными листьями, плодами, семенами, и вы можете сделать себе из них украшения, составить букеты. /Звучит музыка «Осень и весна» Г.Свиридова/

Педагог хвалит детей за выполненную работу.

Музыкальный руководитель: Знаете, ребята, среди такой красоты так и хочется говорить стихами:

Золотая волшебница осень,

Подожди, подожди уходить.

Ну, пожалуйста, мы тебя просим

Хоть немножко с нами побыть.

Очень нравится нам любоваться

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться,

По душе нам твой пестрый наряд.

Музыкальный руководитель: А сейчас представьте, что вы на осеннем сказочном балу и я приглашаю вас повальсировать. /Звучит «Вальс» И. Штрауса./

Музыкальный руководитель: Ну вот, наше занятие и подошло к концу, и мне хочется вам пожелать быть внимательными, замечать изменения в природе, любоваться, ведь каждый новый день не похож на предыдущий.

Литература:

1. Радынова О.П. Слушаем музыку. - М.:Просвещение,1990.

2. Музыка в детском саду. Старшая группа /Сост. Н. Ветлугина, Н. Дзержинская.- М.: Музыка, 1986.

3. Музыка и движение.- М.: Просвещение, 1985.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...

Читайте также

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Образовательные задачи: Расширять представления детей...

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного…

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста В современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни...

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...