Конспект комплексного музыкального занятия: «Приходи к нам, осень, в гости!»
Подготовительная к школе группа
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Развитие в детях способности видеть прекрасное в произведениях искусства, находить аналогию в жизни и природе.
Программные задачи:
Образовательные:
- продолжать учить понимать и любить музыку, различать изобразительность в музыке, высказываться о содержании и характере музыкального произведения;
- продолжать учить детей петь выразительно, эмоционально, инсценировать содержание песни, видеть нюансы настроений людей, выраженных в музыке.
Развивающие:
- развивать речевое творчество и выразительность речи, способствовать расширению и углублению представлений детей о сезонных изменениях в природе;
- формировать потребность превращать внутреннюю насыщенность музыки в продукт собственного творчества.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- формировать желание активно участвовать в коллективной деятельности, согласовывая свои действия с действиями других детей.
Материалы и оборудование:
- репродукции картин: Н.И. Осенев «Осень», И.И.Левитан «Березовая роща", К.Ф. Юон «Волшебница зима», И.Э. Грабарь «Рябинка»;
- аудиозапись с произведениями П.И. Чайковского «Осенняя песнь»,Г.В.Свиридова «Осень и весна», И. Штрауса « Вальс».
- корзина с натуральными осенними листьями;
- разнообразный природный материал в количестве необходимом для самостоятельной творческой деятельности детей.
- шапочки для инсценирования песни «Урожай собирай» А. Филиппенко и музыкально - ритмической игры «Осень спросим».
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, как красив сегодня зал. Все разнообразные краски осени встретились здесь, и сегодня мы продолжим разговор об этом удивительном времени года. А кто из вас знает стихи об осени?
Ребенок читает стихотворение К.Бальмонта:
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
Ребята, а какая бывает осень? Какие чувства вызывает у нас осень? Да, осень вызывает у нас разные чувства. Пасмурный, холодный день настраивает грусть; золотой и солнечный- дарит нам радость; дождливый и ветреный - тоску и унынье.
Все эти чувства и настроения композиторы, художники, поэты выражают в своих произведениях. Послушайте произведение П.И.Чайковского
«Осенняя песнь» /звучит музыка/.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, ребята, какие чувства выражает в своем произведении П.И. Чайковский? Что вы почувствовали? О чем вспомнили, подумали? Музыка звучит по- разному: то грустно и печально, то светло и спокойно. Музыка П.И. Чайковского очень мелодична. Мелодии просты и легко запоминаются, красивы и выразительны. Ребята, а как вы думаете, за что люди любят осень и чем она может не нравиться.
Игра «Что хорошо и что плохо»
Муыкальный руководитель: Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах? Хорошо, молодцы, и я вспомнила несколько пословиц:
«Холоден сентябрь, да сыт».
«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой».
«Октябрь - ложка воды, ведро грязи».
«Ноябрь - ворота зимы».
Музыкальный руководитель: Нам осень вот эту корзину дала!
Смотрите, ребята, листья цветные,
Листья цветные, но не простые.
На листочках осень прислала нам загадки. Послушайте и отгадайте:
1. Меня ждут - не дождутся,
А как увидят – разбегутся.
/Дождь/
2. Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
/Туча/
3.Растет на грядке зеленая ветка,
А на ветке красные детки.
/Помидор/
4. Посадили по порядку
Семена на длинной грядке,
Ведь без нашей помощи
Не созреют ….
/Овощи/
5. Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана.
/Капуста/
Осень - время сбора урожая, но прежде чем его убрать, нужно много потрудиться.
Дети инсценируют песню «Урожай собирай» А. Филиппенко.
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Осень спросим»
После игры муз. руководитель выставляет на мольберт репродукции картин: Н.И. Осенев «Осень», И.И.Левитан «Березовая роща", К.Ф. Юон
«Волшебница зима», И.Э.Грабарь «Рябинка» и читает стихи И.Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Ребята, как вы думаете, какая из этих картин соответствует прочитанному стихотворению? Почему вы выбрали именно эту картину? Правильно, молодцы. Художник Н.И. Осеев назвал свою картину «Осень», а стихи действительно отражают содержание картины, как будто бы описывают ее.
Лес осенью не только красив, но и богат. Чем же богат лес осенью? /ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, для зверей - шишки, желуди, грибы, орехи/.
Музыкальный руководитель: Сейчас я каждому из вас дам по листочку различных деревьев, а вы определяете с какого дерева лист.
Деревья все осенним днем
Красивые такие,
Давайте песенку споем
Про листья золотые.
Песня «Падают листья» муз. М.И. Красева.
Музыкальный руководитель: При легком ветерке медленно летят ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Как вы думаете, почему они медленно падают?
Музыкальный руководитель: А давайте проверим это и подуем на листочек. /Дети кладут на ладошки свой листочек и дуют на него/.
Музыкальный руководитель: Деревья поделились с нами разноцветными листьями, плодами, семенами, и вы можете сделать себе из них украшения, составить букеты. /Звучит музыка «Осень и весна» Г.Свиридова/
Педагог хвалит детей за выполненную работу.
Музыкальный руководитель: Знаете, ребята, среди такой красоты так и хочется говорить стихами:
Золотая волшебница осень,
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим
Хоть немножко с нами побыть.
Очень нравится нам любоваться
Как листочки под солнцем горят.
Мы с тобой не хотим расставаться,
По душе нам твой пестрый наряд.
Музыкальный руководитель: А сейчас представьте, что вы на осеннем сказочном балу и я приглашаю вас повальсировать. /Звучит «Вальс» И. Штрауса./
Музыкальный руководитель: Ну вот, наше занятие и подошло к концу, и мне хочется вам пожелать быть внимательными, замечать изменения в природе, любоваться, ведь каждый новый день не похож на предыдущий.
Литература:
1. Радынова О.П. Слушаем музыку. - М.:Просвещение,1990.
2. Музыка в детском саду. Старшая группа /Сост. Н. Ветлугина, Н. Дзержинская.- М.: Музыка, 1986.
3. Музыка и движение.- М.: Просвещение, 1985.
Читайте также |
---|
Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»
Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…
Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...