Конспект занятия по развитию диалогической речи детей в средней группе «К нам весна шагает»
Цель: Обогащение и закрепление знаний об изменениях в природе весной.
Задачи:
- Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
Материалы, инструменты, оборудование.
Картинка с изображением подснежника, весенними веточками, весенними пейзажами (ранняя весна).
Игрушки: рыжая белочка и серый заяц, элементы костюмов (шапочки) для этих же персонажей. «Солнышко» на палочке.
Предварительная работа: Беседы о весенних изменениях, наблюдения, разучивание стихотворения И. Токмаковой «Весна», рисование «Весенняя капель»
Ход занятия
Воспитатель выставляет на панно пейзаж с изображением ранней весны и зачитывает отрывки из книги Н. Сладкова «Солнцеворот»:
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубые на снегу льды.
Март голубой на дворе — пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме — конец, а весне — начало. На всех снежных полях рыжие пятна — проталины. Это апрельские веснушки. День ото дня их все больше и больше.
Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
- Ребята, а вы знаете, что такое веснушки? Веснушки — это небольшие рыжие пятнышки, которые появляются у людей весной от яркого солнца.
- Как вы думаете, почему маленькие рыжие пятна, которые появились на земле, когда солнышко пригрело и растопило снег, тоже названы веснушками.
- Почему весной тает снег, а дети надевают легкую одежду? (воспитатель подводит детей к мысли, что все изменения в природе происходят потому, что греет теплое солнышко).
- Что происходит весной с птицами, другими животными?
- Кто просыпается весной от зимней спячки? (Медведь, ежик, пауки, насекомые.)
- А что происходит весной с растениями? (Иллюстрация с весенними веточками и рассматривает их вместе с детьми.)
- Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
- Кто из вас любит весну? Предлагаю поиграть в игру, встанем для нее в кружок. «Я люблю весну, потому что…»
- Какие вы молодцы, отлично справились!
- А теперь отгадайте загадку:
На проталинке лесной
Огонек горит весной.
Огонек несмелый,
Как снежинка белый. (Подснежник – демонстрируется картинка.)
После отгадывания загадки дети 3 раза читают чистоговорку, помогая себе руками:
Вот подснежник весной
На проталинке лесной.
- Дети, вы знаете, что некоторые животные меняют весной цвет своей шерстки. Зимой зайка белый, а весной — серый. А белочка зимой — серая, а весной и летом — рыженькая. Послушайте об этом сказку. Зачитывает якутскую народную сказку
«Как белка и заяц друг друга не узнали».
- Как-то летом познакомились белка и заяц и подружились. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сделала себе гнездо высоко на дереве. А заяц устроился под валежником.
Вот смотрит белка из гнезда на своего друга и не узнает: был серый, а стал белый. «Наверно, это другой кто-то», — думает белка. И заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а эта — в серой шубке.
И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка — рыженькой.
После чтения сказки педагог задает детям вопросы о прочитанном:
- Понравилась вам сказка?
- Почему белка и заяц не узнали друг друга зимой?
Предлагаю вам поиграть в эту сказку.
Взрослый произносит вводные слова и разыгрывает ролевой диалог с игрушками.
Познакомились летом заяц с белочкой. А зимой сменили шубки и не узнали друг друга. Весной снова сменили шубки. Встретились и разговорились.
- Здравствуй, белочка!
- Здравствуй, заяц!
- Это ты была серенькая на ветках зимой?
- Да.
- А я тебя не узнал.
- А это ты был белый под кустиком?
- Я.
- А я тебя не узнала.
- Как я рад тебя видеть!
- И я рада!
Затем ролевой диалог разыгрывают дети в шапочках, повторяют три раза. Очередность в игре определяют сами дети, передавая друг другу шапочки.
- Какие замечательные сказки у вас получились!
- Скажите, пожалуйста, о каком времени года мы сегодня говорили?
- Молодцы, вы очень много знаете о весне и очень хорошо занимались!
Читайте также |
---|
Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста
Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста В 2014 году на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный...
План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе
План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...