НОД «Деньги-денежки»

Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель НОД: расширение представления об истории, функциях и видах денег.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:

  • Дать детям представление об истории развития денежной единицы от прошлого к настоящему;
  • Знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «товар»;
  • Дать представление о том, что деньги-это универсальное удобное средство обмена;
  • Формировать понимание, что каждый товар имеет свою цену;
  • Развивать мышление, память, любознательность, умение анализировать, обобщать, сравнивать денежные знаки по различным признакам, развивать умение выражать свои мысли и делать выводы.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»:

  • Формировать представления о значении труда как средстве зарабатывания денег;
  • Осмысление способов грамотного распоряжения деньгами, правил расчета за товары и услуги;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, умение договариваться, работая в небольших группах.

«Речевое развитие»:

  • Обогащать и активировать словарь детей по теме «Деньги»;
  • Совершенствовать умение выражать свои мысли, используя разные части речи, соответственно цели высказывания.

«Художественно – эстетическое развитие»:

  • Совершенствовать умение детей создавать образы денежных купюр для сюжетно-ролевых игр;
  • Стимулировать самостоятельную творческую деятельность.

«Физическое развитие»:

  • Развивать двигательную активность детей;
  • Способствовать снижению утомляемости детей во время занятия через игровые упражнения;
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Цель применения ИКТ в НОД:

  • Активизация познавательной деятельности детей;
  • Концентрация внимания дошкольников;
  • Повышение эффективности образовательного процесса.

Обоснование целесообразности применения ИКТ на занятии: применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные задачи с опорой на наглядность. Использование компьютерной презентации позволяет привлечь и удерживать внимание детей, создать игровую мотивацию к деятельности.

Используемое оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, коробочка с монетами, монеты и купюры, финансовый герой Буратино, сосуды с водой, бумага, простые карандаши, дидактические карточки.

Деятельность воспитателя Деятельность детей
Этап 1. Вводная часть (3 минуты)
1.1 Приветствие
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта. Цель: установление зрительного, тактильного контактов.
Ребята, я предлагаю вам поздороваться и подарить друг другу хорошее настроение.
Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Встают в круг, берутся за руки, улыбаются соседу справа, пожимают ему руку.
1.2 Создание мотивации. Самостоятельная формулировка детьми темы НОД.
Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности. Цель: осознание и принятие поставленной задачи.
Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Послушайте звуки и попытайтесь отгадать, что внутри (трясу коробочку). Дети слушают звуки, высказывают свои предположения.
А хотите, проверим (открываю коробочку). И, правда, денежки. О чем мы сегодня поговорим?
Ребята, а какие деньги вы знаете?
О деньгах.
Дети достают деньги из коробочки и называют.
Игра «Для чего нужны деньги».
А для чего они нужны?
Я вам бросаю мяч, а вы мне называете, для чего нам нужны деньги.
Деньги нам нужны…
Предполагаемые ответы детей:
для покупок продуктов;
для подарков;
чтобы оплатить квитанции;
для отдыха;
чтобы сходить в кино;
для лечения;
и т. д.
Ребята, смотрите, среди денег оказалась ракушка, как вы думаете, почему? Высказывают свои предположения.
Мне тоже очень интересно. А давайте побудем настоящими исследователями и вместе попытаемся во всем разобраться. Согласны? Дети соглашаются.
1.3 Актуализация знаний детей.
Тогда первый вопрос к исследователям.
Что такое деньги?
А как вы думаете, где мы можем найти ответ на этот вопрос?
Дети размышляют.
Предполагают: в книгах, энциклопедии, в интернете и т.д.
Совершенно верно. У нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги.
Воспитатель читает: «Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы».
Ребята, а как вы понимаете, что деньги - это средство обмена?
А как вы думаете, были ли деньги в далёком прошлом? А как же люди совершали покупки?
А хотите, мы сейчас с вами отправимся в путешествие и узнаем историю происхождения денег?
Для этого нам понадобятся часы (показываю на часы, у которых стрелки двигаются вперёд). Повторяйте волшебные слова:
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
Высказывают свои предположения.
Дети соглашаются.
Дети повторяют слова и делают движения.
Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.
Раскачиваются в такт маятнику.
Ноги вместе, руки на поясе: повороты туловища вправо и влево.
Вот мы с вами в прошлом (стрелки часов передвигаю назад).  
   Этап 2. Основная часть (24 минуты)
Цель: закрепление и систематизация имеющихся у детей знаний, передача нового материала по теме: «Деньги». Цель: выполнение заданий, используя имеющиеся знания, получение новых знаний.
Чтобы узнать ответ на вопрос, мы посмотрим на экран. Рассаживайтесь удобно. Дети подходят к экрану и садятся на ковриках.
2.1 Сообщение новой информации.
Цель: сообщение нового материала, расширение имеющихся представлений о деньгах. Цель: восприятие и усвоение нового материала.
Слайд 1. У древних людей денег не было. Всё, что ему нужно было, давала природа. Люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались дарами природы. Смотрят на слайды, слушают рассказ воспитателя.
Слайд 2. Прошло несколько тысяч лет люди научились выращивать растения, ковать железо, ткать материю, изготавливать кувшины и горшки, приручили домашних животных.  
Слайд 3. Для каждого дела нужны были умельцы. И тогда древние люди стали обмениваться товарами. Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Люди стали думать, какой один предмет использовать для обмена. Попробовали они много товаров: соль, рис, ракушки, чай, сушёную рыбу, шкуры животных, кости, бусинки.
А как вы думаете, удобно ли было использовать эти предметы для покупок?
Дети высказывают свои предположения.
Слайд 4. И тогда люди придумали деньги. На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Получился рубль. Смотрят на экран.
Слайд 5. Затем появились деньги похожие на современные. Была выпущена копейка, на которой был изображен всадник с копьём в руках. Рассматривают первые русские монеты: копейка и рубль (на экране)
Слайд 6. Потом люди придумали бумажные деньги (купюры).  
Слайд 7. Сейчас изготавливают и купюры, и монеты. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, марка и т. д.  
Нам пора возвращаться (перевожу стрелки часов вперед).  
2.2 Самостоятельная деятельность детей по закреплению новых знаний Дифференцированное задание с тремя уровнями сложности.
Цель: развитие логического мышления, формирование навыков взаимопроверки. Цель: выполнение задания, используя полученные знания.
Ребята, а теперь, я предлагаю вам объединиться в небольшие группы. Выбрать и разместить денежные знаки на «ленте времени»: древние – старинные – настоящие. В каждом ряду есть одна лишняя картинка. Посмотрите внимательно и найдите её.
Здесь есть «быстрые» задания, которые выполнить легко, «сильные» задания над которыми надо подумать и «сложные» - трудные задания. Подумайте, какое задание будете выполнять?
«Быстрые» задания - современные деньги.
«Сильные» задания – древние деньги.
«Сложные» задания – старинные деньги.
По окончании проводится взаимопроверка.
Дети самостоятельно выбирают уровень задания. Выполняют его. По окончании проводится взаимопроверка.
Это было сложное задание, я предлагаю вам отдохнуть? Дети соглашаются.
2.3. Физкультминутка.
Мы нашли богатый клад.
Каждый кладу очень рад
Что же делать, как нам быть?
Как же клад нам разделить?
Чтоб досталось всем друзьям,
Всё мы делим пополам!
Дети «копают землю»
Улыбаются друг другу
Поворачивают голову из стороны в сторону
Разводят руки в стороны, пожимают плечами
Движения руками вверх-вниз, «делят».
2.4. Экспериментальная деятельность.
Ребята, а как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры?
Мы же с вами исследователи, давайте разберёмся и в этом вопросе. Согласны?
Высказывают предположения.
Дети соглашаются.
Проходите в лабораторию.
Вспомните правила поведения. Специальная одежда нам сегодня не потребуется.
Результаты экспериментов мы будем отмечать на карте.
Как вы думаете, а почему на столах у нас лежит бумага?
Дети проходят.
Говорят правила поведения.
Предполагаемые ответы детей:
она заменит нам бумажные деньги.
Опыт 1.
Попробуйте помять, разорвать бумагу. А монету? Какой вывод можно сделать?
Отметим это на карте.
Выполняют.
Дети: монета прочнее, она не рвётся и не мнётся.
Опыт 2.
Попробуйте намочить бумагу и монетку.
Какой вывод сделаем?
Отметим на карте.
Дети выполняют.
Дети: бумага намокла, а монета нет.
Опыт 3.
Давайте определим, что тяжелее, монета или купюра?  
На одну ладошку положите монетку, а на другую купюру. Как вы думаете, что тяжелее? А хотите, проверим? Подуйте. Какой вывод можно сделать?
Запишем результат.
Дети высказывают свои предположения: легче купюра.
Опыт 5.
Сложите монеты, а теперь купюры. Что удобнее хранить?
Запишем результат.
Какой вывод можно сделать?
Совершенно верно, нам нужны и бумажные деньги, и монеты.
Высказывают свои мнения.
2.5. Звучит музыка из фильма «Приключения Буратино».
Интересно, а кто это пришел к нам в гости? Предполагаемые ответы детей.
Совершенно верно, к нам пришёл наш финансовый герой – Буратино.
Давайте поздороваемся с ним. Ребята, Буратино пришёл в магазин и растерялся.
Папа Карло наказал ему купить разные товары, а он не знает, что можно купить на эти деньги. Он просит вашей помощи.
Выберите себе монету или купюру и подумайте, что на неё можно купить.
Дети соглашаются, проявляют интерес.
Дети выбирают купюры и монеты.
2.6. Игра «Нужные покупки».
Цель: формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.
Ребята, проходите в магазин. Перед вами карточки с разными товарами и их стоимостью. Выберите товары, которые можно купить на имеющиеся у вас деньги. Дети выбирают товары согласно имеющимся деньгам.
Какие товары сможет купить Буратино?
Буратино благодарит вас за помощь и прощается с вами.
Дети называют покупки.
Этап 3. Заключительная часть (3 минуты).
3.1. Подведение итогов.
Цель: обобщение полученных знаний, сравнение задач, поставленных в начале работы с полученным результатом. Цель: осознание результатов своей деятельности.
Вам понравилось быть исследователями?
Полезными ли для вас оказались новые знания?
Дети высказывают свои мнения.
А сейчас я приглашаю вас встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться. Какие молодцы. Вы будете друг другу передавать мяч и говорить: «Сегодня я узнал…» Дети соглашаются.
3.2. Рефлексия.
Цель: определение эмоционального состояния детей в конце деятельности. Цель: осознание своего эмоционального состояния.
Ребята, у меня есть разные монетки. Если у вас замечательное настроение, и вы остались довольными своими знаниями положите монетки в банк. А если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы хотите ещё что-то сделать, уберите их в кошелёк. Мы обязательно во всем разберёмся. Дети выполняют задание.
3.3. Сюрпризный момент.
Ребята, Буратино оставил для вас настоящие монетки.
Я вам покажу, как быстро нарисовать деньги для игры в магазин. (Воспитатель простым карандашом через бумагу штрихует монетку).
Дети выполняют задание и вырезают монетки.


Информационные ресурсы:

  1. Киреева Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику. – Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» м;2008.
  3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб: Детство-пресс, 2001.
  4. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М: АРКТИ, 2006.
  5. Кошель П. История денег. – Дошкольное образование: №6, 2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Читайте также

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...